Занесенные песком. Об исчезновении «евреев пустыни» 

В древности еврейские общины Аравийского полуострова пользовались почетом и уважением среди соседних арабских племен. Но верные традициям отцов, они отвергли ислам, за что были изгнаны или уничтожены. Созданные же ими цветущие оазисы навсегда стали бесплодной пустыней «Двум религиям в Аравии не бывать». Закон пустыни 

За две тысячи лет скитаний евреи расселились по всему свету, а потому из каких только уголков не прибыли в Страну Израиля бывшие изгнанники после возрождения Еврейского государства. Только из Саудовской Аравии не вернулся ни один человек, поскольку жившая 1 400 лет назад в тех краях еврейская община была уничтожена, и с тех пор евреев там больше не было.

Среди рассеянных по древнему миру еврейских общин та, что населяла северную часть Аравийского полуострова — нынешнюю Саудовскую Аравию, была одной из самых значительных. Однако в 627 году пророк ислама Мухаммед уничтожил большую ее часть. Он постановил, как утверждает исламская традиция, что «двум религиям в Аравии не бывать», и жить в этом районе могут только мусульмане. Десятью годами позже второй халиф, Умар ибн аль-Хаттаб, выполняя завет пророка, изгнал и тех немногих, кто еще оставался. Из-за этих исторических перипетий, равно как и из-за враждебности со стороны мусульман того времени, не сохранилось еврейских источников, описывающих повседневный и религиозный образ жизни евреев Аравии. А может, их никогда и не было. Поэтому, желая узнать об аравийском еврействе вообще и евреях Медины в частности, мы вынуждены опираться лишь на классические мусульманские источники.

В Аравию

Древнейшее упоминание о евреях в Аравии связано с исламским преданием о Моисее, направившем еще до вхождения колен Израиля в Страну Обетованную часть своего войска в город Медину, дабы оно уничтожило живших там амалекитян. Одержав победу, воины оставили в живых сына царя амалекитян, полагая, что решать его судьбу должен сам Моисей. Тот, однако, умер еще до их возвращения. Народ же, разгневанный тем, что воины не убили амалекитянского царевича, поклялся не дать вернувшимся из Медины солдатам войти в Страну Израиля. Пришлось тем возвращаться в Медину. В этой легенде, которую даже некоторые мусульмане считают вымыслом, перемешаны по меньшей мере три разных библейских сюжета: война с амалекитянами, которую вели колена Израилевы после исхода из Египта в пустыне, и войны против амалекитян царя Саула и колена Шимона на горе Сеир, происходившие спустя четыреста и семьсот лет соответственно. 

Зеленый по сей день, хоть и полностью разрушенный уже много веков назад — еврейский оазис и город Хайбар 

Куда надежнее выглядят свидетельства о конце периода Первого Храма. Из обнаруженной в Харране стеле Набонида, правившего Вавилоном в 556–539 гг. до н. э., выясняется, что изгнанные вавилонянами из Иудеи евреи расселились в оазисах северного Хиджаза: Тайма, Дадан, Падах, Хайбар, Йидия и Ясриб (позднее — Медина), усилив там вавилонские крепости. Это согласуется с упоминанием в Иерусалимском Талмуде (Таанит 4, 5): «Сказал рабби Йоханан: восемьдесят тысяч священников бежали с войсками Навуходоносора, и дошли до измаильтян». Таким образом, можно с достаточной уверенностью предположить, что евреи в Аравии появились не позднее VII-VI веков до н. э. 

Похоже, что в эпоху Второго Храма были и другие волны переселения евреев в Аравию. Еще одно исламское предание утверждает, что евреи бежали в Медину от преследований то ли во II веке до н. э. при Селевкидах, то ли три века спустя уже при римлянах. Некоторые же исследователи полагают, что эмиграция евреев в Аравию накануне разрушения Храма происходила не только из-за преследований, но и вследствие перенаселенности Страны Израиля.

В уважении и почете 

Согласно исламской традиции, евреи Медины были потомками колена Иосифа и священников из колена Леви. Некоторые же ученые утверждают, что евреи Хиджаза были преимущественно обращенными в иудаизм арабами. Однако, учитывая широкое распространение еврейских общин в Аравии, такая версия неизбежно предполагает массовое обращение местных жителей в иудаизм, что не слишком согласуется с отсутствием в еврейской традиции миссионерства. Более того, трудно предположить, что новообращенные общины были бы способны обладать столь ярко выраженной и древней традицией, влияние которой так хорошо заметно в Коране.

Евреи же Медины обладали как религиозным, так и политическим влиянием. В региональной войне, которую во второй половине VI века вели между собой Персидская и Византийская империи, евреи, немало страдавшие от христиан, заняли сторону персов, служили наместниками и являлись опорой персидской власти не только в Аравии, но и в других семитских регионах. 

Мухаммед разбивает статуи в Каабе, деталь в иллюстрации анонимной рукописи XI века 

До прихода в Медину арабских кланов Бану Аус и Бану аль-Хазрадж, сумевших после нескольких столкновений с евреями заполучить расположение властей, Мединой правили евреи. Населявшие город арабские кланы платили евреям дань, оказывали уважение и в целом находились под их сильным влиянием. Некоторые исламские источники даже наделяют тогдашних евреев Медины титулами царей. 

Еврейские общины Аравии были благополучны и свободны. Арабские кланы уважали их и регулярно обращались к ним за советом, считали их мудрыми людьми с развитой религией и культурой. Кроме того, восхищение арабов вызывала и столь распространенная у евреев грамотность, которая в те времена вообще была редкостью, а уж среди кочевников и подавно.

Поселившись в Аравии, евреи переняли многие арабские обычаи, язык, образ мышления и интересы. Между евреями и арабами, ставшими впоследствии первыми мусульманами, заключались даже военные альянсы, подчас приводившие к тому, что евреи в союзе с арабскими кланами воевали друг с другом.

Евреи Медины занимались в основном торговлей и ремеслом. Бану Кайнука были кузнецами и ювелирами, Бану Надир выращивали финики, а Бану Курайза торговали вином. Не случайно некоторые исследователи полагают, что Мухаммед запретил мусульманам вино, стремясь экономически ослабить курайзитов.

Наследники древней и развитой цивилизации, евреи умели хорошо строить. Они возводили свои дома на вершинах холмов и таким образом избегали многих болезней и инфекций. Евреи обладали обширными знаниями в обработке земли и создавали процветающие хозяйства. Всё это приносило еврейским общинам богатство и вызывало уважение у окружающих арабов.

Те восхищались успехом евреев и искали их расположения. Они перенимали еврейские навыки, отправляли детей учиться к евреям, что впоследствии немало помогло Мухаммеду в распространении своего монотеистического посыла. Одна из причин подобной практики была связана с тем, что арабские дети чаще еврейских умирали от болезней, и нередко матери клялись, что, если их ребенок выздоровеет, его пошлют учиться к евреям. 

Помимо Медины и других оазисов Хиджаза большие и влиятельные еврейские общины располагались по всему Плодородному полумесяцу: в Едреи (Иордания), Тадморе (Сирия), Суре и Пумбедите (Ирак). Они обладали немалой военной силой. В частности, это нашло отражение в требовании Мухаммеда лишить евреев оружия и лошадей: он опасался, что иудеи пойдут на него войной.

Разный иудаизм 

Отсутствие еврейских источников, упоминающих евреев Медины, лишает нас возможности разобраться, какого рода был исповедуемый ими иудаизм. Остается лишь полагаться на исламские источники, из которых можно заключить, что общины евреев Аравии придерживались талмудического иудаизма.

Описанные там еврейские обычаи соответствуют известным традициям: молитве в сторону Иерусалима, добавлению в календарь високосного месяца и соблюдению субботы. Углубленное изучение этих источников показывает, что евреи Медины тщательно следили за выполнением еврейских законов в соответствии с талмудическим подходом в таких сферах, как: ритуальная чистота, в том числе женская (нидда), брак, развод, супружеская измена, свидетельство в суде, финансовые операции, нанесение ущерба, молитва, война, и многих других.

Бойня пленных Бану Курайза, устроенная Мухаммедом и его сподвижниками. Деталь иллюстрации в рукописи, Кашмир, XIX век 

При этом некоторые из описанных мусульманами еврейских традиций никак не вяжутся с известными еврейскими источниками. Не исключено, что они были попросту выдуманы мусульманами, но возможно, и действительно отражали особенности иудаизма евреев Медины. Может статься, что различные волны еврейских эмигрантов принесли с собой в Аравию отличающиеся друг от друга обычаи. Это привело к возникновению различий в религиозном образе жизни самих евреев Медины, отраженном в исламских источниках.

Так или иначе, можно с уверенностью сказать, что евреи Медины не были караимами. Подтверждается это и фразой из Корана: «Они [евреи] искажают слова и вырывают их из контекста». Мухаммед, подобно караимам, воспринимал слова Торы как есть, не понимая или же отказываясь принимать толкования талмудических мудрецов, а потому обвинял евреев в искажении святого текста.

Мухаммед и евреи 

В 622 году Мухаммед бежал от намеревавшихся убить его жителей Мекки в соседний Ясриб, позже названный Мединой (по-арабски — «город»). Помимо уже упомянутых трех еврейских кланов: Бану Кайнука, Бану Надир и Бану Курайза, здесь проживали еще два вечно ссорившихся друг с другом арабских клана. Они пригласили Мухаммеда в качестве арбитра, заключили с ним союз и пообещали принять его верховенство. 

Поселившись в Медине, Мухаммед заключил союз и с евреями, надеясь, что со временем они также признают его веру и примут его покровительство. Он часто беседовал и даже спорил с еврейскими мудрецами. Евреи же нередко обращались к нему за советом. Общение с еврейскими мудрецами обогатило Мухаммеда, значительно повлияло на разработанные им в рамках своей новой религии законы и обычаи. 

Желая приблизить евреев, Мухаммед перенял немало еврейских обычаев, самыми известными из которых стали: молитва в направлении Иерусалима (кибла), пост в десятый день (Ашура), аналогичный Судному дню, и запрет на употребление в пищу свинины и падали. 

Битва при Хайбаре, иллюстрация из книги «Величие шиитского мира», 1910 год 

Обладая богатым знанием еврейской традиции, Мухаммед ради подтверждения своей правоты использовал упоминания таких известных библейских персонажей, как Ной, Моисей и Корах. Он посвятил немало времени увещеванию евреев Медины, убеждал их, что миссия его является очевидным продолжением миссии пророков Израиля, и призвал присоединяться к своей религии во имя завета отцов.

Поселившись в Медине, Мухаммед заключил союз и с евреями, надеясь, что со временем они также признают его веру и примут его покровительство. Он часто беседовал и даже спорил с еврейскими мудрецами. Евреи же нередко обращались к нему за советом. Общение с еврейскими мудрецами обогатило Мухаммеда, значительно повлияло на разработанные им в рамках своей новой религии законы и обычаи. Евреи, однако, опираясь на слова Талмуда, разъяснили Мухаммеду, что пророчество было утрачено, и потому отказались признать его истинным пророком. Это привело к тому, что Мухаммед возненавидел евреев и навсегда отдалился от них.

Террор как средство убеждения

Спустя два года после бегства из Мекки Мухаммед решил устрашить евреев Медины и приказал мусульманам развязать против них кампанию террора. Наиболее известной жертвой этих погромов стал знаменитый своим острым языком еврейский поэт и лидер Бану Надир Кааб бен-аль-Ашраф, он жестоко высмеивал Мухаммеда и его приверженцев, чтобы настроить против них Бану Курайза.

Мухаммед приказал своим адептам расправиться с Каабом. Те выманили поэта из дома посреди ночи, убили его и принесли отрезанную голову Кааба Мухаммеду. «Хвала Аллаху за смерть Кааба, — провозгласил пророк ислама, взяв ее в руки, после чего приказал мусульманам: «Убивайте каждого еврея, с которым сможете справиться».

Убийство Кааба и недвусмысленные указания Мухаммеда положили начало волне погромов и убийств евреев Медины. Мусульманская традиция рассказывает о еще одном убийстве. Еврейский торговец Ибн Сунайна был зарезан Мухацей ибн Масудом. Хуваца — брат Мухацы, услышав об этом, принялся бить и стыдить брата. На что Мухаца отвечал ему: «Если бы тот, кто послал меня убить Ибн Сунайна, приказал мне убить тебя, я так бы и сделал». «Если бы Мухаммед приказал тебе убить меня, ты сделал бы это?» — переспросил потрясенный Хуваца. «Да», — отвечал ему брат. «Непостижима религия, заставляющая человека убить ради нее брата», — сказал Хуваца и в тот же день принял ислам…

Тем временем Мухаммед продолжил истреблять еврейские кланы. Хорошо знакомый с конфликтами внутри еврейской общины, он начал с Бану Кайнука, поскольку знал, что Бану Надир и Бану Курайза не придут на помощь. Поначалу осажденные Бану Кайнука держались стойко, но затем голод и жажда вынудили их сдаться. Мухаммед хотел казнить поверженных врагов, но один из его сподвижников, Абдуллах ибн Убайй, ненавидевший Мухаммеда, убедил его оставить Бану Кайнука в живых. Расстроенный Мухаммед ограничился тем, что изгнал еврейский клан в расположенный на восточном берегу Иордана город Едреи и присвоил себе их имущество и земли. Это весьма обогатило его и укрепило позиции мусульман.

Примерно год спустя он осадил и Бану Надир. Заключив накануне особый договор с Бану Курайза, он обеспечил их невмешательство. Сдавшиеся Бану Надир также избежали смерти благодаря заступничеству Абдуллаха и были изгнаны в еврейский город Хайбар, расположенный в 140 километрах к северу от Медины. Захваченное у них имущество и земли окончательно обеспечили Мухаммеду и его сторонникам экономическую независимость.

Последний из курайзитов

Через три года пришло время расправиться и с Бану Курайза, опасавшимися сдаваться на милость мусульман, поскольку Абдулла ибн Убайй уже умер и заступиться за них было некому. О военной мощи курайзитов, в распоряжении которых было 450 воинов, говорит и то, что Мухаммед осадил их во главе войска из 3 000 бойцов. На протяжении 25 дней мусульмане осаждали Бану Курайза без особых столкновений и жертв.

Когда же положение осажденных стало усугубляться, предводитель курайзитов Кааб Бен-Асад предложил три варианта: принять ислам; убить женщин и детей, а затем выйти и погибнуть в бою; внезапно атаковать мусульман в субботу. Евреи, отвергнув все эти варианты, предпочли направить к Мухаммеду парламентера, чтобы договориться об условиях капитуляции и изгнания. Мухаммед отклонил их предложения, но пообещал, если они сдадутся, назначить арбитра, который решит их дальнейшую судьбу. Евреи согласились, Мухаммед же обманул их, назначив арбитром люто ненавидевшего евреев Саада ибн Муада, в свое время организовавшего убийство лидера Бану Надир.

Саад ибн Муад с честью выполнил возложенную на него Мухаммедом задачу. Он приговорил всех мужчин курайзитов к казни, детей — к продаже в рабство, а женщин к распределению в качестве трофея между мусульманами. В результате, за исключением троих евреев, согласившихся принять ислам, около 750 человек казнили на рынке Медины, а их тела сбросили в братскую могилу. В роли главного палача выступил Али ибн Абу Талиб, в дальнейшем — создатель шиитского ислама. Он лично отрезал около двух десятков еврейских голов. Остальные мусульмане были вынуждены ограничиться отрезанием одной-двух голов. Согласно исламской легенде, кровь обманутых курайзитов затопила рынок Медины. Женщин, как и было сказано, поделили между мусульманами, а детей продали в рабство. Некоторые из них были позднее выкуплены евреями Хайбара.

По свидетельству мусульманского историка Мухаммеда ибн Амара аль-Хавакди, ночь перед казнью курайзиты провели за изучением Торы. Некий мусульманин, обязанный своей жизнью одному из евреев Бану Курайза, добился у Мухаммеда помилования для своего спасителя. Однако тот, узнав, что весь его клан уничтожен, предпочел умереть и стал последним казненным курайзитом.

Изгнание евреев Хайбара

Хайбар считался самым богатым городом Хиджаза. По исламской же традиции, все его жители были потомками первосвященника Аарона. Евреи Хайбара были тесно связаны с кланами потомков храмовых священников из Медины. Недаром герой из Хайбара Хавай бен Ахтаб сражался вместе с курайзитами и в итоге был с ними же казнен. К сожалению, в отношении евреев Хайбара мы также вынуждены довольствоваться лишь исламскими источниками.

По мнению жившего в XIV веке мусульманского историка Абдель Рахмана ибн Хальдуна, когда колена Израилевы восстали против царя Давида, тот бежал со своими сторонниками в Хайбар. А его сын, имя которого в тексте не упоминается, стал правителем всех земель Шама (Сирии, Ливана и Страны Израиля на обоих берегах Иордана). Давид жил в Хайбаре до тех пор, пока его сын не был убит, а затем вернулся в Иерусалим. Если принять эту историю, получается, что евреи населяли Хайбар еще во времена царя Давида или же он был тем, кто заложил основы этого еврейского города.

Так или иначе, на следующий год после расправы над Бану Курайза Мухаммед решил покорить и поработить Хайбар. Еще до начала осады он подослал в город наемных убийц, которые убили лидеров частично бежавшего в Хайбар из Медины клана Бану Надир и подорвали этим дух защитников. После кровопролитного сражения евреи Хайбара были разгромлены и сдались. Поскольку мусульман, способных обрабатывать землю, у Мухаммеда было мало, он позволил евреям Хайбара остаться на своей земле при условии, что те станут отдавать ему половину урожая и платить подушный налог (джизью). Так евреи Хайбара получили статус зимми — людей, находящихся под покровительством у мусульман в обмен на выплату подушного налога. В день, когда Хайбар сдался, Мухаммед взял в жены Ципи бат Хаю. Ее отца он убил раньше, а мужа — правителя города — запытал до смерти, желая узнать, где спрятаны сокровища.

Мусульмане отмечали свою победу праздничной трапезой. Одна из хайбарских евреек Зийнаб бат аль-Харас, поднесла Мухаммеду отравленного ягненка. Однако прежде чем тот съел блюдо, мясо попробовал один из его друзей и умер. Мухаммед спасся. Но он успел лизнуть отраву и, согласно исламской традиции, страдал до конца жизни.

Опустошенные оазисы Хиджаза

Следуя указанию Мухаммеда, что «на Аравийском полуострове не будет двух религий», второй халиф Умар ибн аль-Хаттаб изгнал из Аравии большинство евреев и христиан, в том числе и евреев Хайбара. По мнению историка Джафара Ахмада ибн Джабера аль-Баладри, Умар изгнал евреев Хайбара в наказание за то, что те якобы обманывали мусульман при выплате налогов, а кроме того, сбросили его сына с крыши и тот сломал обе руки.

Те из евреев Хайбара, кто предоставили Умару заключенный еще с Мухаммедом договор, позволявший им жить в Аравии, смогли остаться на полуострове, но не в Хиджазе. При Умаре в Аравии осталось еще несколько маленьких еврейских общин, просуществовавших вплоть до X века. Однако в реальности большинство евреев, не имея возможности выплачивать джизью, были вынуждены покинуть свои земли и бежать в соседние страны. Оставшиеся в большинстве приняли ислам и получили таким образом освобождение от джизьи.

По свидетельству византийских источников, после того как евреи покинули свои земли в Хиджазе, цветущие прежде оазисы стали пустыней. Каналы, по которым раньше текла вода, засорились, и плодородная почва превратилась в заболоченные рассадники лихорадки. Мусульманские географы горько оплакивали гибель Хиджаза, богатые города которого по большей части стали крошечными и незначительными поселками. Тайма была разрушена, Долина деревень (Вади-аль-Курра) опустела, Падах исчез, так, что и руин его не найти. В болезненном же климате Хайбара, некогда богатейшего из городов Хиджаза, не сумели прижиться даже привезенные туда негритянские рабы. Да и Медина стала лишь тенью своей былой славы. Ее великолепные дворцы с изгнанием евреев обратились в руины.

Так погибла древняя еврейская община Аравии.

Хаггай МИСГАВ
Перевод: Александр НЕПОМНЯЩИЙ
Источник: Segula 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 4, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора