Наши университеты

Исход евреев. Фото: diletant.media

Песах — праздник нашей свободы

За долгую свою историю мы жили со многими народами. И от каждого чего-то набирались.

В период формирования евреев долгая засуха занесла нашу первую семью в сверхдержаву мира, Египет. Египтяне встретили нас приветливо. К тому времени Иосиф, сын нашего патриарха Яакова, в должности вице-фараона спас Египет от голода и преобразовал египетское общество в феодальное. Феллахов он обратил в крепостных фараона, плативших тому оброк.

Евреям выделили лучший кусок страны — землю Гошен. Но мы засиделись в гостях, и египтяне обратили приживал в рабов. Всё же мы научились немалому у самого продвинутого народа того времени. В «Занимательной физике» Перельмана целый раздел посвящён изощрённым изобретениям древних египтян. Использование ими папирусов оставалось долго единственным удобным средством сохранения письменного слова.

Уход евреев из египетского рабства и возвращение в свою страну — ключевое событие в истории цивилизации. У нас ему посвящён праздник Песах.

Обиженные на тяготы рабства евреи поклялись никогда не возвращаться в Египет, но нарушили этот обет. В 586 году до н. э. Навуходоносор захватил Иудею, разрушил Иерусалим, сжёг Храм, а самых богатых, знатных и умелых евреев увёл к себе в Вавилон. Управлять оставшимися назначили Гедалию, человека достойного. Однако евреи-смутьяны убили его. Мы оплакиваем это событие ежегодным постом.

Оставшиеся безнадзорными евреи в депрессии вернулись в Египет, который более семи столетий до того покинули. Еврейская жизнь в Египте продолжалась до современного возрождения Израиля, когда евреям северной Африки указали на дверь. 

До того как сжечь Храм, что мы упомянули, его нужно было сначала построить. В этом царю Шломо помогли царь финикийцев Хирам и его народ. О сотрудничестве евреев с финикийцами я опубликовал эссе «Загадочные финикийцы и мы». Нас это сотрудничество обогатило навыками международной коммерции и любовью к рискованным путешествиям. Пришлось мне побывать на службе в Йом Кипур в синагоге чилийского города Винья-дель-Мар, что на берегу Тихого океана. А недавно я молился во флоридской синагоге, прихожане которой — беженцы из ЮАР. И те евреи, и эти в своих странствиях достигали края земли, безбрежных океанов. 

Вавилонское изгнание оказалось коротким. Вавилонию вскоре завоевал царь Персии и Мидии Кореш, которого по-русски называют по-приятельски Кир (неприличное слово на фарси), и вавилонское изгнание превратилось в персидское. Кореш, которого пророк Йешая ещё до его рождения провозгласил машиахом, позволил евреям вернуться в Землю Израиля и восстановить там Иерусалимский Храм. Впрочем, значительная часть евреев предпочла остаться в Персии. Персия стала местом наиболее долгого в истории пребывания важной еврейской общины. 

Иудейская религия всегда была очень централизованной. Уже первые ее отцы-основатели записали перечень правил для отправления культа и указали, кто все это должен был делать.

Иерусалимский Храм. Фото: dzen.ru

Евреи в Персии имели самоуправление, главами которого служили потомки царя Давида. Религиозными лидерами становились там виднейшие мудрецы, как Саадия Гаон. В Персии во II — V веках н. э. был составлен Вавилонский Талмуд — величайшее духовное достижение еврейских мудрецов пост-танахической эпохи. «Вавилон» сохраняется здесь как географическое название. 

В персидский период нашей истории при царе Ахашвероше нависла над евреями смертельная опасность. Но благодаря находчивости царицы Эстер и её мужественному кузену Мордехаю всё разрешилось в пользу евреев. Что мы и отмечаем в весёлый праздник Пурим.

Жили мы с персами относительно благополучно и расстались в 1979 году после прихода к власти у них аятоллы Хомейни, без сожалений. 

Чему мы научились у них? Вспоминаются строчки стиха Агнивцева: «Хорошо сидеть на крыше /Персом с ног до головы… /И жиреть там от кишмиша, /Абрикосов и халвы…». Ещё персы принесли на Русь шахматы, которые, по одной из версий, изобрели. На Руси, в отличие от Западной Европы, в названии игры помянут «шах», монарх Персии.

В 332 году до н. э. Иудея стала частью империи Александра Македонского. Посещал ли Александр Иерусалим — мы не знаем. По еврейским источникам — не посещал. Греческие авторы рассказывают красочную легенду о том, как подъехав во главе своего войска к нашей столице, Александр увидел процессию еврейской знати во главе с первосвященником Шимоном га-цадиком, вышедшей приветствовать полководца. В предшествовавшие события евреи неосторожно поддержали персов и сейчас опасались мести. Александр спешился и пал ниц перед Шимоном га-цадиком. Удивлённым грекам он объяснил, что перед началом похода этот святой старец являлся ему в видении.

Александр был расположен к евреям и основанную им Александрию на треть заселил евреями. Мы же в свою очередь всех мальчиков, родившихся в тот год, назвали Александрами. С тех пор это имя стало принятым у евреев.

Встреча евреев с греками стала определяющей для Западной цивилизации. Мы восприняли от греков искусства и науки, созданные ими, и веками успешно развивали их, а они со временем приняли один из отростков иудаизма как свою религию. Об этом я опубликовал эссе: «Из евреев в греки».

Отношения наши с греками не были безоблачны. Память об одной из наших побед мы отмечаем в праздник Ханука. Поражения пытаемся забыть.

Достижения восточных цивилизаций — как индийские цифры, шахматы — если они были созданы, как рассказывает одна из легенд, в Индии, мы восприняли от великих завоевателей арабов. От них же переняли тягу к стихосложению. С ними разделили горечь изгнания с Иберийского полуострова. 

Помните старую квновскую шутку, что древние люди не знали существовании евреев, а потому все происходившие с ними беды относили на счет действия темных сил природы?-2

Александр Македонский. Фото: dzen.ru

На этом наше обучение закончилось. Следующие полтысячелетия нашего скитания стали эпохой творчества. Мы активно создавали европейские культуру, науку, финансы. Европа оказалась местом наших выдающихся духовных достижений, но и величайших несчастий: резни евреев при первых Крестовых походах конца XI — начала XIV веков; геноцида периода «Чёрной смерти», пик которой пришёлся на 1346 — 1353 годы; избиения евреев бандами Богдана Хмельницкого в XVII веке, гайдамаками в Колиивщину 1768 года; всеми сторонами Гражданской войны в России в 1918 — 1922 годы; и самое массовое избиение евреев в истории — Шоа XX века.

Киев, по версии историка раввина Вайна, возник как перевалочный пункт наших торговых путей из Персии в Европу. В нём существовали «Жидовские ворота», еврейский квартал, а в 1113 году случился первый в Европе зафиксированный еврейский погром. 

До этого, в 988 году, киевский князь Владимир Красное Солнышко, галахический еврей, крестил Русь в православие. Князь был сыном наложницы князя Святослава Игоревича, еврейки Малуши, сестры богатыря Добрыни, воеводы новгородского. Еврейство Добрыни было государственной тайной, раскрытие которой каралось побитием батогами.

Князь Владимир счёл, как повествует легенда, что иудаизм — религия изгнанного народа, и Руси не гож. Однако при правлении в Москве Ивана III, на Руси распространилось влияние иудейской секты жидовствующих, и в соответствии с подробным описанием Солженицына в его книге, только случай или чудо предотвратили переход Руси в иудаизм.

После этого Иван IV Грозный в середине XVI века запретил евреям в целом пребывание на русской земле. Вернулись на неё мы не по доброй воле. В конце XVIII века при разделе Польши России достался её кусок со значительной частью мирового еврейства. Начались для нас мрачные «200 лет вместе», как назвал Солженицын помянутую книгу.

Относительно более благополучная часть этого периода пала для нас на самое чёрное время в истории страны. После переворота октября 1917 года новая власть частично истребила, частично изгнала из СССР (так её назвали) интеллигенцию, специалистов и управленцев. Освободившиеся места заняли самые способные из оставшихся. Часто самыми способными оказывались евреи. Настало время торжества еврейского гения во многих областях. Во время Великой Отечественной войны евреи обеспечили страну оружием. После окончания войны быстро создали для неё атомную и водородную бомбы. Добились блестящих успехов во многих областях науки, культуры, военного дела и хозяйствования. 

Пурим 53-го — Лехаим

Фото: Лехаим

Но в 1948 году диктатор СССР Сталин решил последовать примеру европейских стран, подвластных немецкому нацизму в период его торжества, и уничтожить в СССР евреев. Спасло нас чудо Пурима 1953 года — более чем своевременная смерть тирана.

Следующие вожди «империи зла» приняли более умеренную тактику чем Сталин — евреев всемерно притесняли, но из страны не отпускали. Мы всё же вырвались, заодно развалив империю.

Самым благополучным местом в наших скитаниях по миру стали США. Туда на рубеже XIX и XX веков устремились, спасаясь от кровавых погромов, половина евреев Российской империи — это более двух млн; европейские евреи, которым посчастливилось спастись от нацистов 30-х — 40-х годов, немецких и местных, а затем большинство вырывавшихся из увядавшего СССР советских евреев. Мы создали для Америки первоклассную науку, кинопромышленность, финансовую индустрию, изобрели атомную и водородную бомбы. Сейчас американские евреи становятся свидетелями кризиса в США иудео-христианской цивилизации и погружения её в постмодернизм.

Пройдя весь круг мировой истории, приобретя весь её опыт, поучаствовав почти во всех её свершениях и побыв жертвой многих её падений, евреи с конца XIX века начали возвращаться в землю своих предков. За 76 лет новой истории еврейского государства израильтяне по полной использовали опыт, приобретённый в наших странствиях по свету. Мы выиграли две войны — в 1967 и в 1973 годах у тогдашней супердержавы СССР, вооружившей и использовавшей против нас как пушечное мясо наших локальных врагов; построили одну из самых совершенных экономик современного мира. Восстанавливаем в Израиле духовность наших великих предков. Здесь процветают многочисленные иешивы. В рейтинге самых счастливых граждан мира израильтяне в последние годы оказываются среди первых.

А чтобы наш народ не обрюзг в самодовольстве, наши соседи на юге, севере и внутри страны, в сонной Персии и в диком Йемене, недоброжелатели евреев Запада по обе стороны Атлантического океана и их союзники и клиенты среди левых израильтян заботятся, чтобы держать нас в тонусе, чтобы мы были готовы к защите страны, о возвращении в которую мечтали 19 столетий. 

В дни праздника Песах - STMEGI

Фото: stmegi.com

Сейчас, готовясь праздновать Песах — праздник исхода из Египта, свободы нашей, мы повторяем с куда большей уверенностью, чем последние 1953 года — «На следующий год — в Иерусалиме!» — 

«Ле шана хаба б’Ерушалаим!» 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 8, средняя оценка: 4,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Борис Гулько

Иерусалим, Израиль
Все публикации этого автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *