Пригоршни за гроши

В  стихе «Отделяй десятину от всех плодов посева твоего…» (14:22) употребляется лексическое удвоение «эсер таасер». Комментаторы («Танхума») отмечают, что вторую часть этого комбинированного глагола можно прочесть как «таашер» — «ты разбогатеешь». Тем самым Тора убеждает нас, что благотворительность не только не ведет к убыткам, а наоборот — приумножает богатство.
Та же концепция — жертвуя десятину из своего дохода на общественные нужды и помощь бедным, мы становимся не беднее, а богаче — звучит и в словах пророка Малахи (3:10): «Приносите всю десятину в дом сокровищ, и будет она пищей в доме Моем; испытайте Меня этим — не открою ли Я вам окна небесные и не изолью ли Я на вас благословение сверх меры?»
В принципе, нам запрещено испытывать Б-га (например: «Проведу-ка я один шаббат по всем правилам — посмотрю, даст ли Он мне за это выигрыш в лотерею»), но в данном вопросе сделано исключение — настолько большое значение придается мицве «маасер».
Напомним, речь идет не о пожелании, а о законе Торы, который действует поныне и за невыполнение которого полагается наказание. В талмудическом трактате «Ктубот» рассказывается о дочери разорившегося богача Накдимона бен Гуриона. Он так обеднел, что бедной девушке пришлось собирать непереваренные ячменные зерна в помете римской конницы.
Рабби Йоханан бен Закай объяснил девушке, что, хотя ее отец и выполнял заповедь цдаки, давая крупные пожертвования, их количество все же не соответствовало его уровню обеспеченности. В результате он потерял все, что имел.
Хафец-Хаим, духовный лидер еврейства начала прошлого века, рассказывал такую историю на эту тему.
Один крестьянин, привозивший в город зерно для продажи, решил однажды, что оптовый покупатель его обманывает, неправильно считает мешки и платит меньше положенного.
Крестьянин был необразованным человеком. Когда он передавал мешки с зерном продавцу-горожанину, тот делал пометки мелом на доске. В конце они вместе пересчитывали отметки, чтобы определить общее количество мешков.
Стремясь перехитрить покупателя, крестьянин предложил новый метод подсчета: класть в шапку по одной монете за каждый купленный мешок. Затем они пересчитают монеты, и покупатель-горожанин заплатит ему по числу мешков. Так они и решили. В разгар продажи, когда покупатель заглянул в один из мешков, чтобы проверить качество зерна, крестьянин незаметно выхватил из шапки горсть монет и остался очень доволен тем, что успел обмануть продавца прежде, чем тот его обманул. Он не понимал, что каждый украденный грош обойдется ему в куда большую сумму, равную стоимости мешка с зерном.
«Вот видите, — подытоживал Хафец-Хаим, — насколько глупы те, кто думает, что они будут богаче, если воздержатся от помощи беднякам и изучающим Тору. Им неведомо, что Б-г дает Свое благословение тем, кто выполняет заповеди и особенно заповедь цдаки. Каждый грош, который они удерживают в руке, фактически похищая у нуждающихся, приводит к гораздо большим потерям. Они думают, что экономят эти гроши, но в действительности теряют целые пригоршни золота».

Бить врага своим оружием
«Сыны вы Б-гу — не делайте на себе надрезов (ло титгодеду)… по умершим» (14:1).
Корень «г-д-д» означает «резать», «отрезать». В сборнике «Мидраш Танхума» дается иное толкование этого стиха: «Не делитесь на группы». Существование двух раввинских судов в одном городе вполне допустимо, поясняет «Мидраш Танхума», главное — чтобы они не враждовали друг с другом.
Хафец-Хаима однажды спросили, почему евреи Торы делятся на множество групп: сефарды и ашкеназы, хасиды и «литовцы», а внутри хасидов — бесчисленное множество дворов, у каждого из которых свои обычаи: одни больше учат Тору и меньше молятся, другие наоборот — меньше учатся и больше молятся. Одни в праздники больше танцуют, другие больше поют. Не разумнее ли свести всех к одному знаменателю, к одному своду обычаев, к одной форме иудаизма?
«Почему вы спрашиваете меня? — ответил Хафец-Хаим. — Обратитесь с тем же вопросом к кайзеру: почему его армия делится на сухопутные силы, моряков и летчиков? А сухопутные силы, в свою очередь, состоят из кавалерии, пехоты, артиллерии и т.д.? Разве не легче управлять одним родом войск?»
Наверное, легче, но зато хуже. Чтобы победить противника, требуется разнообразная тактика: в ближнем бою хорош пехотинец, а в дальнем — артиллерия. Военные действия на суше надо поддержать ударами с моря и воздуха.
«Мы тоже ведем войну, — заключил Хафец-Хаим, — войну с мировым злом, и для победы нам требуются различные средства и всевозможные тактические приемы. Все эти разнообразные группы, на которые делится религиозное еврейство, составляют одну армию — армию Всевышнего, и мы должны помнить, что сражаемся за одно общее дело — Его дело. Каждый бьет врага своим оружием, применяя свою излюбленную тактику».

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 4, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора