ЭВОЛЮЦИЯ АГНЦА

 Исход из Египта принято отождествлять с рождением еврейского народа. Десять казней уподобляются родовым схваткам, а сыны Израиля – плоду, который, как указывается в Мидраше «Шохер тов» (116) извлекается рукой самого пастуха.
В связи с этим образом рав Ури Шерки отмечает, что если для всех народов их земля – это мать, близость с которой — природная данность, то Эрец Исраэль для евреев – это супруга,  которую добиваются, которая принадлежит народу, лишь когда он того достоин.
Если же говорить о матери еврейского народа, то ей оказывается именно Египет. В этой утробе он сформировался, из нее он вышел, чтобы навеки прилепиться к другой земле.
Однако, развивая эту мысль, уместно обратить внимание также и на то, что Месопотамия в этом смысле – отец Израиля. Если Египет – родина (мotherland), то Месопотамия отечество (fatherland), из которого вышло семя избранного народа, как и сказано было Авраму: «Я Господь, который вывел тебя из Ур-Касдима, чтобы дать тебе землю эту в наследие». (14:7).
В мидраше Танхума говорится, что в египетском рабстве сыны Израиля читали агаду, в которой приводились эти слова и в них черпали надежду на грядущее избавление!
Итак, не случайно, что становление Израиля происходило в силовом поле соперничающих цивилизаций — Нильской и Месопотамской, как сказано: «Израиль будет третьим Египту и Ашшуру; — благословением (будут они) среди земли. Ибо благословил его Господь Цваот, сказав: благословен народ Мой – Египтяне, и дело рук Моих – Ашшур, и наследие Мое – Израиль» (Иешайя 19:24).
Логика этого становления наиболее отчетливо проступает в Песахе, прото-празднованием которого можно признать заключение завета между рассеченными частями животных (в том числе «пасхальных»: овнов и козлов).
«И сказал Он Авраму: знай, что пришельцами будут потомки твои в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет. Но и над народом, которому они служить будут, произведу Я суд, а после они выйдут с большим имуществом» (15:7).
Действительно, в Пасхальную ночь евреи получили от египтян драгоценности (Шмот 12:35), использовавшиеся в дальнейшем для строительства Мишкана (Шмот 23: 23).
Драгоценности эти не могли быть лишены культовой символики, и по отношению к ним, вроде бы, должно было быть применено общее правило: «Изваяния божеств их сожгите огнем; не домогайся серебра и золота, что на них, чтобы взять себе, а то запутаешься с этим, ибо это скверна для Господа, Бога твоего. Презирай это и гнушайся этим, ибо это должно быть истреблено» (Дварим 7:25-26).
Но Исход, сопровождавшийся судом над египетскими богами, являлся «тикуном» их культа, являлся извлечением искр святости. Египетские божества покорились Всевышнему, и это позволило Ему открыто использовать их силы и символы. Причем драгоценные металлы и камни были не единственными трофеями, не единственным «имуществом», вынесенным из Египта.
Весеннее полнолуние, приходящееся на зодиак Овна, являлось праздником египетского божества Амона, изображаемого в виде Овна. Исход, сопровождавшийся закланием ягнят, превратил эту дату в еврейский праздник – Песах.  Более того, в день весеннего равноденствия египтяне чествовали Солнце (Атон), иконой которого служило изображение колесницы («Лошадей, которых поставили (в честь) солнца цари Иудейские, он перенес от входа в дом Господень… а колесницы солнца он сжег в огне». 2 Мелахим 23:11).
Но именно в этот день была потоплена египетская конница! Так праздничные даты египетских божеств стали датами чествования Бога Живого.
Аналогичная история случилась девять веков спустя, когда евреи покидали пленивший их Вавилон. На сей раз вынесенным «имуществом» оказались имена двенадцати богов! 
Тора запрещает не только служение ложным богам, но даже  чисто функциональное произнесение их имен: «Будьте осторожны, и имени других богов не упоминайте: да не слышится оно из уст ваших»  (Шмот 23:13).
Между тем, названия месяцев еврейского года: нисан, ияр, сиван, тамуз, ав, элул, тишрей, хешван, кислев, тевет, шват, адар – являются именами вавилонских божеств!
Как признает  Талмуд: «Имена месяцев принесли с собой из Вавилона» (И.Т. Рош а-Шана, 81). При этом семь из двенадцати вавилонских названий месяцев (нисан, сиван, элул, кислев, тевет, шват и адар) упомянуты уже в Танахе. Все они встречаются в книгах, записанных после Вавилонского изгнания, таких как книги Эстер и Нехемия.
Рамбан поясняет этот странный на первый взгляд казус подобием последующих избавлений первому – Египетскому.
Иными словами, как при исходе из Египта иудаизм заимствовал ряд языческих атрибутов, так это должно происходить и при дальнейших исходах из других народов и стран.
Мишкан и Первый Храм абсорбировали мудрость Египта, Второй – Вавилона и Ассирии. 
Исход из третьего – эллинского – пленения, который фактически представляет собой маккавейские войны, сопровождался, пусть  и осторожным, но все же явственным признанием греческой мудрости, как сказано «со слов рабана Шимона бен Гамлиэля: “…Тысяча молодых людей учились в доме моего отца: пятьсот из них учили Тору, и пятьсот учили греческую философию” (Сота 49-б).
Сближение с эллинизмом имело свои издержки, в том числе плохую службы сыграл перевод Торы на греческий язык.
Впрочем, обнаружились это  лишь во время четвертого — римского – пленения, который признается последним и ассоциируется с приходом Машиаха.
Устная Тора сообщает, что он родился в день разрушения Храма (Эйха Рабати 1:51), а также, что он обитает с нищими у ворот Рима (Хелек 98). В сущности, эта агада легла в основание сионистского проекта.
Магараль почти буквально формулирует это, сравнивая (в 28 главе книги «Нецах Исраэль») Машиаха, обитающего у ворот Рима, с Моше, воспитанным во дворце Паро.
Как Моше был избавителем, впитавшем в себя все достижения египетской культуры и освоившим управленческие навыки египетского принца, также и грядущий Машиах придет из римской культуры, используя ее достижения. «Знай, — пишет Магараль, — что царство Израиля — это царство выделившееся («нивделет») из языческого царства. Машиах восходит и увеличивается в среде царства инородного».
В 1904 году после кончины Герцля р. Кук отождествил сионистское движение с Машиахом бен Йосефом.
Так, обогатившись «имуществом» Нового Эдома, оснастившись его философскими теориями, журналистикой, политическими навыками и военным искусством, еврейский народ возродил свое государство.
Между тем в основе римских цивилизационных достижений лежит римская религия, нарекшая себя христианством, т.е. машихизмом, и  являющаяся специфическим перетолкованием праздника Песах!
 
Формально христианство представляет собой языческую регрессию: как Пасхальная жертва преобразила культ Агнца-Амона в культ Живого Бога, так христианский культ вернул языческому миру пасхальное исправление, объявив «того человека» не просто машиахом, но и «божественным агнцем» — Agnus Dei.
Действительно, христианская Пасха основывается на истории о том, как «тот человек» в сопровождении вооруженных двумя мечами учеников поднялся в Пасхальную ночь на Масличную гору, был там схвачен своими соплеменниками и на следующий день казнен римлянами.
Ученики сочли своего предводителя восставшим из мертвых,  отождествив это чудо с Исходом, или точнее усмотрев в исходе сынов Израиля из Египта прообраз исхода из могилы Йешуа Аноцри. Как Песах сопровождался присвоением евреями элементов египетского культа, так христианство явилось обратным присвоением Эдомом  еврейского Песаха.
Но как может украденный у евреев и по-своему перетолкованный римлянами Песах,  при завершении Эдомского пленения не пережить обратной трансформации?
Как исход из Рима может обойтись без освобождения, без возвращения хранящихся в Ватиканских скорлупах мессианских искр?
Как имена двенадцати вавилонских божеств были «отмыты» традицией при исходе из Вавилон, так же на мой взгляд, должно произойти и с именем «того человека».
Мало кто отдает себе в этом отчет, но подлинность самой этой искры еврейской традицией не отрицается и его подлинное аутентичное еврейское призвание поддается реконструкции.
Но это большая отдельная тема, которую я рассматриваю в своей книге «Назначенное время» https://ridero.ru/books/catalog/?q=Барац+Арье
, и которой вкратце коснусь в следующей статье.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 4,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Барац

Арье Барац — израильский литератор и публицист, автор художественных и религиозно-философских книг: «Два имени Единого Бога», «Там и всегда», «Теология дополнительности», «День шестой» и пр. Родился в 1952 году в Москве, окончил Медико-биологический факультет РГМУ. Изучал философию в семинарах Л. Черняка, В. Сильвестрова, В. Библера. С 1993 по 1996 обучался в Иерусалимской йешиве «Бейт-мораша». С 1992 проживает в Израиле, где с момента приезда сотрудничал с газетой «Вести». С 1999 по 2018 год вел в этой газете еженедельную религиозно-философскую рубрику.
Все публикации этого автора

1 комментарий к “ЭВОЛЮЦИЯ АГНЦА

  1. Арье, Вы не спросили у самих «заблудших младших братьях» о том, нужна ли им помощь? Ведь фундамент их веры зиждется на том, что именно заблуждения иудеев и привели к созданию их собственных постулатов. Почти на каждом их храме «Победительнице-Иглезии» противостоит «Униженная Синагога» с повязкой на глазах. Клерус в Германии, обеспокоенный бегством паствы с тонущего корабля, даже призвал ученых, чтобы разобраться с причинами. Результаты были опубликованы в книге („Religion und Moderne“ (Campus-Verlag)) «Религия и современность». Основной причиной названо то, что не разочарование по поводу посланий и догм церквей приводит к ослаблению интереса. Скорее, вера не имеет большого отношения к повседневной жизни и основным отношениям людей. В дифференцированных обществах, согласно исследованию, существует просто слишком много других вариантов деятельности. Если в 1950 г. 97 % католиков Германии крестили своих детей, то в 2010 — 58 %.
    Вы, Арье, предлагаете новую краску, чтобы обновить облупившуюся палубу тонущего корабля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *