Сага о Стране дураков

Пишу перед праздником Песах, продолжу в полупраздничные дни. Называем мы этот период: «зман херотейну», время свободы нашей. Первая ассоциация: после адской работёнки по отдиранию, раздроблению и взрыванию «хамца» наступит наконец отдохновение — маца на столе, каждую крошку меньше микрона можно не считать сдобной булочкой. А что поделаешь? — хамец в Песах запрещён в любых количествах… Однако из подвалов памяти выплывает священный призыв Буратино: «Свобода, свобода! Бежим в Страну дураков!». Удастся ли ему сберечь дукаты от хитроумной лисы Алисы — это личные трудности деревянного человечка, а вот я на интернете обнаружил 2 собственные полузабытые статьи с подобным названием. Время обсудить, что же это такое: «свобода» и как устроить, чтобы она не оказалась дорожкой в оную империю? А то «Самую свободную державу мира» в газетах звали СССР, а в народном фольклоре — «страной дураков». Да и стоит поблизости Статуя Свободы на острове Свободы…

Согласитесь, если свободе ставят статуи и рисуют картины, посвящают поэмы («свобода — женщина с упругой мощной грудью… с зажжённым фитилём, приложенным к орудью…»), коли ради неё ведут войны и пишут конституции — не вредно понять, что она такое. Едва ли интуитивного знания, что свободен — означает гуляю, куда хочу и никому не отчитываюсь, во сколько явлюсь домой, здесь достаточно.

По-ученому: «свобода — это состояние субъекта, в котором он является определяющей причиной своих действий». Я ничего не понял, как и во многих других глубокомысленностях, обильно усыпавших тему. Кто такой «субъект» — это который не объект? Или тот подозрительный тип в чёрных очках? Причина — значит, присутствует цепочка причин и следствий,— и что/кто является её пусковым крючком и целью, зачем, куда и откуда она ведёт? Ну уж а коли в метафизическом омуте всплывёт бегемотом «свобода воли» — такие понесутся круги по воде!

Мнится мне, свобода — одно из наименее разработанных, хуже всего осмысленных понятий в мировой культуре. Оттого размахивают ею чаще и назойливей всего. То есть она нечто такое сладкое, приятное и желанное, настолько нашей человеческой природе соответствующее, что… А что?

И крутимся мы вокруг Страны дураков, ощущая её, эту «дамочку с мощной грудью», только в отрицательном смысле — как отсутствие обязанностей, принуждения, как право сидящего во мне «субъекта» думать и вытворять что ему заблагорассудится. Для приличия с экивоками, что «моя свобода ограничена правом на свободу другого человека». На максимуме душевного подъёма — в форме «научной» или «творческой» свободы. Как не подверженное внешней цензуре внутреннее пространство, не заполненное ещё шаблонами и готовыми формулами и способное порождать значимое и новое.

У евреев всё не как у людей, давайте взглянем, что для нашей Традиции «свобода». Праздник её — Песах — начинает череду праздников, с него, с выхода из Египта и через 50 дней дарования Торы ведёт народ отсчёт своей жизни. Свобода — в самых корнях бытия нашего как духовного сообщества; духовные концепты разработаны Традицией с предельной точностью и детальностью.

Начнём «обухом по голове». Моше спускается с Синая, несёт скрижали Завета. На них вырезаны («харут») заповеди. Мудрецы комментируют: «читай не харут (вырезаны), а херут (свобода)». То есть Моше несёт в подарок от Всевышнего народу и человечеству свободу. И что же на этих досочках написано?… «Да не будет у тебя иных богов, кроме Меня», «чти отца и мать» и «день субботний», не убивай, не развратничай, не лжесвидетельствуй… Ну хорошо, пусть «свобода есть осознанная необходимость» (это Спиноза узнал в ешиве), полезно помнить границы её применения, а то неровён час потеряешь — полиция, да и машины шастают, не переходи на красный — но чтобы регламентации и ограничения были самой свободой?!

Зря ли вас, пархатых, кличут «гробами повапленными», ретроградами и душителями свободного волеизъявления! А ежели ко всеобъемлющим формулам скрижалей прибавить мириады деталей, постановлений и устрожений, неисчислимое множество порядков и регламентаций… Да и главное действо «Праздника свободы» именуется «Седер» — порядок. Едва ли найдёшь даже у евреев (вкупе с японскими чайными церемониями) другое столь регламентированное, расписанное по минутам действо.

Ещё камешек в огород — того, кто отказался от заповедей Торы, на идише презрительно кличут «фрай» — «свободный»! Ну а кто покидает мир — на иврите «потер», освободился (от патур, лишённый обязанностей). То есть прежде он, живой, был заключённым? Выходит, жизнь и её свобода — это ограничение, вынужденность, чуть ли не рабство?! Начинает маячить старина Оруэлл с «министерством мира», «министерством правды»…

Кое-какие понятия о свободе западная мысль получила — пусть через еретический поворотик Баруха Спинозы с его абсурдным тождеством «бог=природа=субстанция». Тождеством, в котором всё существующее свободно ровно настолько, сколь оно понимает «субстанцию», настоящую причину своего бытия и потому может мыслить и действовать в соответствии с ней. Соображаешь — свободен, нет — увы.

То есть свобода — это или путь в Страну дураков (для не знающего целей и законов), или в Страну мудрецов. Но духу братика Эсава, коего злит сама необходимость себя ограничивать и регулировать, такая свобода поперёк.

Уточним: кто в человеке и обществе претендует на свободу волеизъявления и кто достоин её? Претендуют-то все, а вот кто достоин? Всякий ли наездник усидит на необъезженном мустанге? Дурацкий пример: некто стоит на краю каньона. Он может поступить по своему усмотрению, но если не догадывается, что станет результатом шага вперёд…

То есть свобода подразумевает знание о последствиях. Для этого необходимы ясный разум, информированность и система ценностей; нужно основательно учиться и работать над собой. Свобода, ведущая в Страну дураков, губительна; сомневаетесь — проглядите результаты революций. А о мудром говорят: «видящий последствия вначале». Свобода, ведущая в Страну мудрецов — ради неё, собственно, сотворён абсолютно свободным Б-гом этот мир.

«Я сотворил дурное начало, Я сотворил (для него) Тору-приправу». Свобода для возвышенного в тебе и в обществе означает рабство, подчинённое состояние для низких инстинктов. И — наоборот.

Удивительный образ — Тора, Б-жественный Закон, есть только «приправа к дурному началу»! Спросите у жены, что будет, коли приправами пользоваться наугад… Чтобы на свободу из тебя не вырвался дикарь, лентяй или развратник, необходима организация внутреннего мира. И — порядок достойных поступков, который может быть порой спонтанным, но чаще ему лучше придать структуру.

Выработка структуры, которая проведёт человека «меж Сциллой и Харибдой» — между роботообразием и хаосом — величайшее искусство. Не оттого ли у евреев тысячи «агадот» от сонма мудрецов — порядков и смыслов Пасхального Седера? Седера жизни.

Обобщая, выделю три уровня. Свобода малая — когда над тобой нет деспота с бичом. Средняя — способность непредвзято мыслить и искренне чувствовать. Свобода великая — умение обращаться с «малой» и «средней».

Свобода — да, великое благо, ангелы завидуют нам из-за нашей свободной воли. Дарованной… нашей глупостью. Ангелам много больше видно и оттого истинный поступок для них обычно предрешён. Мы же полуслепы, оттого наш выбор вполне реален: «жизнь и смерть положил Я перед тобою, добро и зло. Пожалуйста, выбери жизнь!».

И поскольку столь значим, столь драгоценен выбор, воплощение нашей свободы, нашего подобия Творцу — Всевышний, заботливый Отец, старается помочь малышам. Да, слепота, дурное начало, искушения необходимы для свободы, но не менее значима «приправа»,— иначе «свобода» обратится рабством страстям, гордыне, лени, далёким от реальности проектам… Вот об этом, о настоящей, а не декларативной свободе — наш Песах. Наш Седер. И потому он столь нарочито парадоксален, «перевёрнут» — ибо чтобы достичь настоящей свободы, надо многое в себе перевернуть…

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 6, средняя оценка: 3,50 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *