Являются ли евреи носителями единой веры для всего человечества, или такую единую веру надо создавать


В комментариях к моей статье «Еврей в еврейском мире – как его различить среди всех остальных» читатель Лев написал  среди прочего: «… Это подсказывает необходимость умножения усилий по созданию Единой Веры на планете, объединяющей ведущие религии мира и науку».

В ответ я написал следующее:

«Лев, в этой последней фразе вашего комментария заключена суть нашей дискуссии. Вы призываете к созданию Единой Веры на планете, объединяющей ведущие религии мира и науку. Но такая вера есть – она была дана около 3300 лет тому назад Богом на горе Синай через пророка Моисея еврейскому народу и через этот “избранный” народ всем остальным народам. И основные концепции этой единой веры представлены в Торе – и для всех евреев, и для всех неевреев. Наука, как и многое другое, является составной частью этой общей веры – поэтому никаких противоречий между верой и наукой нет. Но есть силы, старающиеся заменить эту единую веру, данную Единым Богом, на свои земные поделки. Поэтому главное с точки зрения евреев по Торе должно заключаться в борьбе против этих сил и в убеждении других следовать единой вере для всех, полученной нами от Бога на горе Синай».

Мой ответ детализируется в этой новой статье.

Мы евреи верим в то, что около 3300 лет тому назад Единый Бог дал нам евреям Единую Веру – единую веру для всех евреев и неевреев. И каноны этой веры представлены в Торе. Суть этой веры, интерпретированной на основе Торы множеством пророков, мыслителей, раввинов и простых евреев, сводится к тому, что Бог создал всех людей по своему образу и подобию созидателями – для созидания лучшего мира на земле нашей для всех, евреев и неевреев, по канонам, изложенным в Торе. И Бог избрал нас евреев на роль Его помощников в распространении Его идей среди других народов. Таким образом, Единая Вера для всех народов есть, и она представлена в Торе.

Эта Единая Вера от Единого Бога включает в себя несколько фундаментальных концепций, которые полностью отличили эту Единую Веру от всего того, что было до ее появления:

  • Все мы, евреи и неевреи, созданы свободными индивидуумами, способными без земных посредников воспринимать указания от Бога о том, что надо делать в нашей жизни.
  • Бог создал всех нас, евреев и неевреев, — свободными для продолжения созидательной работы на земле нашей, начатой самим Богом в Шесть Дней Сотворения Мира (только свободные люди могут быть созидателями).
  • Созидание должно проводиться всеми, евреями и неевреями, по концепциям, представленным в Торе.
  • Нам евреям Бог поручил работу по продвижению Его созидательных идей в нееврейские народы.

Для практической реализации концепций Единой Веры, пришедшей к нам от Всевышнего, мы создали нашу религию иудаизм.

Иудаизм – это религия только для нас евреев. На основе изучения Торы мы создали для себя 613 правил поведения, исполнение которых, мы считаем, помогает нам строить лучший мир по концепциям Единой Веры. Эти 613 правил поведения уже созданы нами земными – они не пришли к нам от какой-то Всевышней силы сверху. Группа наших раввинов создала эти правила и предложила их всем нам евреям как правила нашего духовного поведения, необходимые для созидания лучшего мира по Богу. И мы евреи согласились выполнять их – естественно, каждый из нас со своей интерпретацией этих правил. Так появилась наша религия иудаизм. Таким образом, наша религия – это создание земное, а не небесное. Эта религия отражает специфические особенности становления и выживания нас евреев как единого народа и наш уникальный опыт созидания лучшего мира по Богу в наших уникальных исторических условиях.

Другие народы мира развивались в других исторических условиях, и они создали свои религии, отражающие их исторический путь. И здесь главное, что надо понять, — направлены ли их религии на реализацию концепций Единой Веры по Торе. Если направлены, мы должны дружить и созидать вместе; если не направлены, мы должны бороться с ними, как со Злом. И в этом нет никакого отклонения от концепций Единой Веры от Бога – именно для этого в этой концепции присутствует и Добро, которое надо развивать, и Зло, с которым надо бороться.

И так было создано христианство. Оно было создано на основе Единой Веры от Единого Бога, представленной в Торе. Евреи и христиане образуют иудейско-христианский мир, в котором эти две религии со всеми их многочисленными разветвлениями продолжают созидательную работу по построению лучшего мира. Такое созидание проводится духовно свободными индивидуумами через различные экономические, политические и социальные организации, которыми они владеют или в которых они работают. Государство в таком созидании по Богу должно играть вспомогательную роль: оно обеспечивает безопасность работы духовно свободных индивидуумов, а также выполняет задачи по координации и регулированию. В иудаизме и в христианстве имеется много духовных течений со своей интерпретацией Единой Веры. Эти различные интерпретации приводят к острым политическим столкновениям. И в этом нет ничего плохого – в результате таких столкновений и появляется тот лучший мир, который все мы и создаем.

Но бывают религии, которые созданы не для реализации концепций Единой Веры от Единого Бога, а для разрушения этой Единой Веры. Примером этому могут служить нацизм с богом Гитлером и коммунизм с многоликим богом Марксом-Лениным-Сталиным. В эту же лигу входит и ислам — мусульмане ушли от Единой Веры по Торе и изобрели что-то свое враждебное этой Единой Вере. Это Зло, и с ним надо бороться. Нацизм и коммунизм побеждены как Зло, но они могут возродиться опять. Поэтому иудейско-христианский мир должен не терять бдительности. Мир воинствующего ислама на очереди как Зло, и мы должны победить это Зло – ради сохранения государства Израиль, ради сохранения еврейского народа, ради сохранения иудейско-христианского мира, и ради сохранения Единой Веры от Единого Бога.

Таким образом, Единую Веру создавать не надо – она есть для всех, евреев и неевреев, и эта вера дана всем Всевышним на Горе Синай через пророка Моисея около 3300 лет тому назад. И существуют разные религии, созданные людьми для практической реализации концепций Единой Веры, и наш долг работать вместе с ними в реализации концепций Единой Веры. И существуют силы, старающиеся уничтожить эту Единую Веру, и наш духовный долг бороться с этими силами.

Поскольку суть Единой Веры заключается в созидании, наука является необходимой составляющей Единой Веры. Между Единой Верой и наукой нет никаких противоречий, они не конкурируют друг с другом. Единая Вера определяет то, что нужно делать, а наука говорит о том, как это надо делать. Действительно, Единая Вера призывает к созиданию лучшего мира, а для любого созидания нужны практические знания. Нужно знать, как созидать, — вот этим и занимается наука! Как наука это делает, этому я посвятил часть своей книги «Евреи и их роль в нашем мире». А совсем недавно этому вопросу посвятил свою статью и Rabbi Geoffrey A. Mitelman. Статья называется «Why Judaism Embraces Science», и в ней анализируется духовная связь иудаизма с наукой. Анализ в статье Rabbi Geoffrey A. Mitelman сведен к трем основным позициям: (1) в Торе как и в науке нет ничего ясного с первого взгляда; и Тора, и наука требуют правильной интерпретации и исследования; (2) в Торе как и в науке ставить под сомнение догмы, с которыми все вроде бы согласны, не только допускается, но и поощряется; (3) точно так же как и в Торе нет и не может быть незыблемой и неизменной концепции Бога, в науке нет и не может быть незыблемой и неизменной позиции по фундаментальным основам нашего мира.

Вот отрывки из этой статьи:

1. The Bible is almost never read simply literally.

Yes, the Bible is the basis of Judaism. But Judaism as it is practiced today is not biblical, it’s rabbinic, which means that it’s about studying and engaging with the text but not stopping at face value. — [W]hen Jews read the Bible today through a rabbinic worldview, we are trying to answer two separate questions: First, what did the text mean in its time, and second, how can we create interpretations that will give us lessons for our time? Indeed, the Bible shouldn’t be taken simply literally today because circumstances, societies, norms and knowledge have all changed.

… So now we can also see why in Judaism the beginning of Genesis is not in conflict with the big bang theory or natural selection. On the one hand, for its time, the Bible provided an origin story that was a story that worked then, but now, science provides a much better explanation for how we got here.

But the Bible isn’t meant to be taken only literally — it’s designed to be a source of study and exploration for the questions of our time. The point of the Creation story is really to challenge us with questions like, «How should we treat people if everyone is created in the image of God? What are our responsibilities to this world if God has called it ‘good’?» In Judaism, there’s no concept of «God says it, I believe it, that settles it.» Instead, Judaism pushes us to embrace the text for what it was back then, and to create new ways of reading the text for what it can be now.

2. Questioning is not only acceptable — it’s encouraged.

There’s a phrase that recurs all the time in rabbinic literature: «How do we know this?» The rabbis always had to explain their reasoning. And if there was a choice between believing something because of a Divine miracle or believing something because of thoughtful and reasoned arguments, there was no question which one the rabbis would accept: reason and logic would always win.

The classic story about this comes from the Talmud, where a Rabbi named Eliezer was arguing with all the other rabbis about a minute detail of Jewish law, and trying to convince them all that he was right. As the story goes,…Rabbi Eliezer brought forward every imaginable argument, but the rabbis did not accept any of them. Finally he said to them: «If I am right, let this carob tree prove it!» Sure enough, the carob tree immediately uprooted itself and moved one hundred cubits, and some say 400 cubits, from its place. «No proof can be brought from a carob tree,» the rabbis retorted. And again he said to them «If I am right, let this river prove it!» Sure enough, the river of water flowed backward. «No proof can be brought from a river,» they rejoined…
Finally, Rabbi Eliezer then said, «If I am right, let God Himself prove it!» Sure enough, a Divine voice cried out, «Why are you arguing with Rabbi Eliezer? He is always right!» Rabbi Joshua then stood up and protested: «The Torah is not in heaven! We pay no attention to a Divine voice, [because now that the Torah has been given to humanity, people are the ones who are to interpret it.]» (Baba Metzia 59b)

So even though the Torah was seen to be a gift from God and was sacred scripture, as soon as the Torah had been given to humans, any arguments would have to be settled by logic and reason — and would trump even a voice from God. Similarly, science is never to take anything on faith. Science is about continually questioning assumptions, revising theories and integrating new data. So critical thinking — an essential aspect of science — is deeply rooted in Jewish tradition.

3. There is no fixed, systematic theology.

There’s a great Yiddish expression that says, «If I knew God, I’d be God.» In fact, I think that claiming that you «know God’s will» is an act of incredible hubris. Instead, what we say about God has much more to say about us than about God. There are, in fact, a whole range of different theologies within Judaism …

And while I can only speak personally here, to me, «God» isn’t really a noun at all — it’s a verb.

Here’s why. The most common name that God gives Godself in the Torah is «YHVH,» a name that is sometimes thought to be so holy that no one was allowed to pronounce it. But that’s not exactly right — it’s not that «YHVH» was not allowed to be pronounced, it’s that it is literally unpronounceable, since it consists of four Hebrew vowels (yod, hay, vav and hay). …

But even more importantly, the name YHVH is actually a conflation of all the tenses of the Hebrew verb «to be.» God’s name could be seen as «was-is-will be,» so God isn’t something you can’t capture or name — God is only something you can experience.

And indeed, when Moses is at the burning bush, having just been told by God that he will be leading the Israelites out of Egypt, he says, «Suppose I go to the Israelites and say to them, ‘The God of your fathers has sent me to you,’ and they ask me, ‘What is his name?’ Then what shall I tell them?»

God responds that God’s name is «Ehyeh asher ehyeh,» which is often translated as «I am what I am.» But it could also be translated as, «I am what I will be.» So God is whatever God will be — we simply have no idea. Indeed, for my own theology, I believe that God is found in the «becoming,» transforming «what will be» into «what is.»

Science, too, is very much about process. Science at its best is about testing hypotheses, setting up experiments and exploring ideas. And if new data or new evidence arises, scientific knowledge changes. Science can’t be tied down to old theories — it is dynamic and ever-changing.

 

 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 3,67 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Владимир Минков

Все публикации этого автора

43 комментариев к “Являются ли евреи носителями единой веры для всего человечества, или такую единую веру надо создавать

  1. Не 613, а меньше! 10 основных Заповедей и (не могу сказать точно, сколько) даны в Пятикнижие. Т.е. они — прямо от Господа. Остальные — вы правильно пишете — придуманы равинами. Как это согласуется с Господней Заповедью, запрещающей ПРИБАВЛЯТЬ (Ваикра)?

    1. Реувен, я понимаю это таким образом:
      Прибавлять ничего нельзя к заповедям от Бога. Человек, который прибавлят или убавляет что-то к заповедям Бога, ставит себя на уровень Бога, что запрещено одной из Десяти Заповедей. Но 613 правил поведения созданы нами — интеллектуальными, мыслящими, земными людьми. Мы разработали свои детальные правила поведения, направленные на исполнения заветов Торы. А поскольку это наши земные правила, а не заветы от Бога, мы можем иметь их столько, сколько считаем нужным, и можем их менять.
      Но если вы хотите сказать, что мы должны четко разграничивать заветы от Бога, которые мы не можем менять и добавлять, и наши земные правила, которые мы вольны менять по нашему усмотрению, тогда вы правы на 100%.

      1. На мой взгляд, Божественны лишь те мицвот, что записаны в Пятикнижие. Остальное — инструкции, действующие во времени и пространстве. И они не абсолютны. По-моему, у нас с вами особых противоречий на этот счет нет.
        Поэтому я различаю «Не вари козленка в молоке матери его» и требование мыть посуду в разных мойках.

        1. Реувен, согласен с вами полностью. Это как раз одна из позиций, которые я развиваю в своиз книгах и статьях.

  2. В чем, Владимир, слабость ваших аргументов?
    Вы не упоминаете Устную Тору. Она предназначена, чтобы истолкование Торы Письменной в каждом поколении соответствовало ее ДУХУ. Без нее нет иудаизма. Л.Толстой не заблуждался, утверждая, что «в ней все сюжеты». Проблемы начинаются тогда, когда возникает потребность интерпретировать записанное. Этим и занимались мудрецы, оставившие множество комментариев. Суть Торы в провозглашении концепции, что мир, угодный Творцу, такой, когда каждый не будет допускать действий, которые он не хочет, чтобы позволяли себе другие в отношении его. Иными словами, мир должен быть основан на нравственности. Ее то и не достает всем без исключения религиям и науке. Задача нашего поколения – предложить интерпретацию такой концепции, пригодной для нашего времени. Такая концепция может быть предложена только согласованной работой религий и науки. И религии, и наука познают мир, Религия использует ощущения, наука – воспроизводимые факты. Я готов согласиться, что ощущения человека при его абсолютном совершенстве, могут стать единым критерием истины. Но еще ни один человек не удовлетворяет требованию абсолютного совершенства. Это не перестает нам демонстрировать ООН, призванная быть арбитром в споре между странами мира, основанная на демократическом принципе большинства и оказавшаяся во власти стран, не способных даже прокормить свое население. Нет другого пути развития мира, кроме того, что ведет к непрерывному повышению нравственности людей. Если люди не найдут такого пути, мир неизбежно придет к самоуничтожению.
    Наука обнаружила глобальную синхронизацию процессов, происходящих в мире. Это убедительное свидетельство наличие Единой Силы, управляющей мирозданием. Выводом из наличия глобальной синхронизации процессов может быть признание других форм жизни, кроме известной на земле. Признание Вселенной живой позволяет постигать механизмы управления происходящими в ней процессами. Признание планеты живой, чему посвящены исследования И.Н.Яницкого, позволяет постигать процессы на планете, влияющие на жизнь и ее развитие на Земле.
    Слабость вашей позиции в ложном убеждении, что иудаизм является верхом совершенства.

    1. Лев, у меня такое впечатление, что вы дебатируете с самим собой, а не с концепциями еврейской идентификации, которые мы обсуждаем.
      Я попытаюсь показать это на некоторых ваших заявлениях.
      (1) Вы ставите письменную и устную Торы на один и тот же духовный уровень.
      Неужели вы не видите, что письменная Тора — это Единая Вера, данная нам, и евреям и неевреям, Всевышним, которая должна быть положена в основу построения лучшего мира по Богу, в то время как устная Тора — это интерпретация Единой Веры от Бога нами земными?
      Если вы согласны с этим, то тогда вы должны согласиться с тем, что если мы земные не можем изменять письменную Тору (это не наше творение), то мы можем изменять наше земное творение устную Тору, если мы все коллективно решаем, что нашли лучшую интерпретацию, приближающую нас к истинной трактовке Единой Веры в письменной Торе.
      (2) Вы ставите Тору и науку на один и тот же духовный уровень.
      Неужели вы не видите, что Тора описывает создание нашего мира какой-то Всевышней Силой, названной нами Богом, а наука изучает этот мир?
      Это понимали даже первые христианские монахи, которые создавали основы науки в своих монастырях. По сравнению с Богом наука вторична, потому что она не может изменить законы мироздания, созданные Богом, — она только изучает их. Так же как и вы, я верю в наличие Единой Силы, управляющей миром — той силы, которую пытался отыскать Альберт Эйнштэйн. Но вслед за Эйнштейном я понимаю, что эту Единую Силу создал Всевышний, а мы земные пытаемся только лишь отыскать ее, используя научные методы.
      (3) Вы не считаете иудаизм верхом совершенства.
      Неужели вы не понимаете, что верх совершенства это только лишь то, чего человек в состоянии достичь в каждый момент истории — это не крыша, выше которой подняться нельзя?
      Да, для нас евреев иудаизм как созданная нами религия для построения мира по Единой Вере — сама лучшая. И чтобы она оставалась самой лучшей, она должна приветствовать любые новые интерпретации Торы, если они не выходят за рамки Единой Веры. Это единственный способ оставаться самой лучшей и постоянно приближаться к истине от Бога.

  3. Уважаемый Владимир!
    Дискуссия ,которую Вы предполагаете развернуть на страницах «Еврейского мира»,заслушивает всяческого одобрения и поддержки. Однако в развитие тех вопросов, которые Вы предложили для обсуждения, мне хотелось добавить ещё несколько, имеющих не только теоретическое значение, но и полезных для практики еврейской жизни:
    1.Что конкретно включает понятие «Лучший мир», являющийся основой созидательной работы евреев.
    2.Как по Торе и по Богу определяется место , где должны жить евреи.
    Должны ли евреи после образования еврейского государства стремиться жить в Израиле.
    Каковы задачи евреев, живущих в диаспоре.
    3.Современные нормы еврейской этики.

    1. Владимир Цыпин, спасибо за отличные дополнительные вопросы к тому, кто я предложил для обсуждения о еврейской идентификации. Я попытаюсь все это учесть в дискуссии.

  4. Reuven, Vashi vzgliadi — katastrofa, kotoroi uze bolshe 2000 let — otrizanie Ustnoi Tori. Vi chitaete Humash po-russki, bez kommrntariev?

    1. Не знаю, как вас зовут, Patolog, но неужели вы не видите, что Реувен не отрицает устной Торы? Он лишь говорит о том, что устная Тора создана нами земными, и поэтому может и должна изменяться, чтобы все время приближаться к истине Бога по мере все большего познания нашего постоянно развивающегося мира — развивающегося по законам этого же Бога.

        1. Патолог, мне кажется, в дискуссии лучше не спрашивать друг друга, кто что слышал, или кто что знает, а верить в здравый смысл всех участвующих в дискуссии.
          Я думаю, вы знаете аксиому здравого смысла, что жизнь это движение: прекращение движения означает смерть. Иудаизм как религия не является исключением: как только он перестанет развиваться, он умрет. И это относится к устной Торе, созданной нами земными: как только мы земные перестанем развивать ее, она умрет. Я уверен, вы этого не хотите. Так в чем же дело, что вы хотите сказать?

          1. у горы Синай мы получили не только Письменную, но и Устную Тору: Мишну, Талмуд, все комментарии и толкования мудрецов, которые помогают нам понять сжатый и емкий текст изучаемых нами разделов Пятикнижия.

  5. Патолог, я не могу поверить, что вы не знаете, что Талмуд был создан почти полторы тысячи лет после Горы Синай большой группой раввинов, которые более ста лет дискутировали между собой различные интерпретации различных положений Торы с целью обяснить на основе письменной Торы те жизненные ситуации, с которыми эти раввины встречались две тысячи лет тому назад. Они, эти раввины, ничего не принимали как догму — они все дискутировали. Неужели вы серьезно считаете, что нынешние раввины и просто интеллектуальные евреи не должны делать этого же?
    И я опять задаю вам этот же вопрос: что, вы считаете, что Иудаизм застыл и окаменел две тысячи лет тому назад, и все новые интерпретации Торы — это попытки уйти от иудаизма?
    И все-таки как вас зовут — неприятно вести дискуссию с анонимом, да еще с патологическим анонимом.

  6. Начнем с того, что каждый видит в Торе только то, что позволяет его уровень восприятия. Повторюсь. Для меня суть Торы сводится к утверждению: мир, угодный Творцу, такой, в котором каждый не допускает действий в отношении других, которые он не хочет, чтобы позволяли себе другие в отношении его. Иными словами, мир должен быть основан на нравственности. И если религия и ее институты не стремятся ее повысить и не осознают причин падения нравственности в мире, значит, они не продвигают мир к лучшему. Они остановились на уровне лучших комментаторов, живших столетия тому. А если в религии появляются течения, которые способствуют падению нравственности, и их терпит религия, она тем самым теряет право в глазах общества быть ведущей силой духовного развития. Поэтому сегодня наука, благодаря своему неуклонному развитию, идет впереди религий, не пытающихся даже осмыслить достижения науки. Это понял в свое время рав Кук, пытавшийся осознать причины растущей ассимиляции евреев. . Но, к сожалению, его понимание не разделяют те, к мнению которых прислушиваются религиозные люди. То, что мои представления осветил цитируемый вами Rabbi Geoffrey, мне приятно было узнать из вашей публикации.

    1. Лев, первая ваша фраза очень существенна: каждый интерпретирует Тору по-своему, и так быть и должно. Усредненное из многих интерпретаций, если эти интерпретации не выходят за пределы Торы, и реализуется в реальной жизни.
      Поступать с другими также, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой, хорошо, когда ты находишься среди людей своей духовности, то есть среди людей Добра. Но есть и люди Зла, как это и предусмотрено Всевышним. И с ними надо обращаться по другому, с ними надо бороться — и в этой категории сейчас находятся люди воинствующего ислама.
      Далее, вы правильно утверждаете, что мир должен быть нравственным. Но нравственность это и есть духовность, которая утверждается религией. Мы считаем нашу духовность, основанную на религии иудаизма, самой правильной, и мы хотим, чтобы по такой духовности-нравственности жили все остальные. И мы вольны, и даже обязаны, бороться за улучшение нашей духовности-нравственности, если у нас есть какие-нибудь идеи по улучшению. Но мы не должны быть посторонними наблюдателями в нашем народе — видите ли, «нам не нравится их нравственность».
      Наука и нравственность-религия — это совершенно разные категории. Поэтому не понимаю, что стоит за утверждением «наука идет впереди религии». И я не понимаю вашу ссылку на рава Кука. Я думаю, я хорошо понимаю его учение, и он никогда не противопоставлял науку религии: он ценил плодотворное сочетание религии и науки.

  7. С удовольствием отмечаю, что наши воззрения постепенно «притираются».
    «Поступать с другими также, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой, хорошо, когда ты находишься среди людей своей духовности, то есть среди людей Добра.». Против этого утверждения я никогда не выступал. Более того, наличие у ребенка 98% генов, подобных шимпанзе, требует считать «образом и подобием» только тех, кто стремиться стать человеком.
    «нравственность это и есть духовность, которая утверждается религией», — выглядит не очень корректно. Это принятие желаемого за действительное. Продолжающаяся ассимиляция говорит о низкой эффективности духовного развития. Роль психологии и нейрофизиологии в понимании сути духовного развития неизмеримо выше, чем стремление некоторых течений иудаизма слепо следовать традиции, без учета физиологии и сознания человека. Умалчивание этого вредит религии. Поэтому религия должна распространять те утверждения науки, которые способствуют росту нравственности человека, а не ссылаться на свое «первородство».
    Я писал: «Это понял в свое время рав Кук, пытавшийся осознать причины растущей ассимиляции евреев. . Но, к сожалению, его понимание не разделяют те, к мнению которых прислушиваются религиозные люди. ». Добавить пока нечего.

    1. Лев, я не сторонник духовного «притирания». Твоя духовность — это твоя вера, которая — если ты, действительно, веришь — не идет на «притирание», то есть компромисы. Ты може не воевать в другими точками зрения, но должен быть заитересован в убеждении других принять твою веру. Говоря здесь о вере, я не имею в виду религию, а имею в виду нравственность — критерии Добра и Зла. То, что наши позиции сближаются, означает, что за словесной шелухой, которая разделяла нас, мы начинаем видеть настоящую духовную суть, которая нас сближает.
      Поскольку нравственность (мораль) является основой любой религии — нравственность, а не ритуалы и обряды — все, кто считают себя евреями по нравственности, являются людьми религиознымы. Поэтому я считаю всех настоящих евреев религиозными вне зависимоссти от того, посещают ли они синагогу, молятся ли они каждый день, имеют ли они своего раввина.

  8. В.Минкову и др.Здесь Вы более коструктивны ,чем прежде.Но даже Хумаш в отличие от Текста скрижалей написан человеком(пророком Моше),а человеку свойственно ошибаться.Текст не был к тому же верифицирован Вс-вышним! Так чо нам остаётся,не мудрствуя лукаво,ориенироваться на бессмертные слова Гиллеля,число комметариев может определяться большой цифирью. К слову,Моше по другим источникам записывал диктуемое Богом не только на Синае,но и в течение сорока лет пребывания в гулаге,в пустыне то есть

    1. Александр, честно говоря, не понимаю вашего скептитизма. То, что вы говорите, правильно, но так и должно быть по Богу — так, мне представляется все было и задумано Богом. Главное, что Бог дал нам «по своему образу и подобию», — это свободу, и именно для этого он вывел нас из египетского рабства в синайскую свободу. А свобода — это, прежде всего, личная ответственность за свои собственные решения. Свобода по Богу — это понятие индивидуальное, а не коллективное. Свободный человек не говорит, что он так сделал, потому что ему велел так сделать его президент, его раввин или его учитель в университете. Свободный человек прислушивается к тому, что ему говорит его президент, раввин или учитель, но поступает так, как он сам решает на основе его духовности-религии-нравственности. И несет за это ответственность.

  9. вещий сон…
    я внемлю б-гу…
    и заповедь его
    что всех важней:

    умри, но не живи
    за счет других людей
    кроме родителей
    или детей

    1. David, если вы добавите еще одно четверостишие о мицве, тогда все будет по Торе.

      1. Уважаемый господин Минков!
        Я бы не заходил так далеко и высоко.
        То, что предлагает нам бессмертный поэт: жизнь как попрошайка-нищий. В старом СССР это называлось тунеядством.
        Я даже не предполагал, что такая семейная традиция — часть еврейской жизни.
        «Нохамул» с уважением
        Michael

  10. Уважаемый господин Минков!
    Я бы не заходил так далеко и высоко.
    То, что предлагает нам бессмертный поэт: жизнь как попрошайка-нищий. В старом СССР это называлось тунеядством.
    Я даже не предполагал, что такая семейная традиция – часть еврейской жизни.
    “Нохамул” с уважением
    Michael
    P.S. Как насчет «немного поработать», чтобы помочь родителям и детям — это ближе к славным еврейским традициям. И ближе к Торе

    1. Michael, наша еврейская духовность — это «далеко и высоко». Как только мы покидаем этот уровень, мы выходим из духовного еврейского пространства.
      Что касается поэтических высказываний Давида, я не воспринял их как одобрение тунеядства. Я воспринял их как призыв не требовать у общественности материальной помощи, если временно попал в тяжелую материальную ситуацию, а искать поддержки в кругу своей семьи — а в этом суть семьи по Торе. А мицва — это когда ты хочешь сам помочь кому-то за пределами своей семьи.

      1. Владимир, мой комментарий написан в контексте обсуждения наличия Десяти Заповедей и 613 правил а также в контексте статьи «Нью-Йорк принял Закон о создании однополых семей»(http://evreimir.com/60296/%d0%bd%d1%8c%d1%8e-%d0%b9%d0%be%d1%80%d0%ba-%d0%bf%d1%80%d0%b8%d0%bd%d1%8f%d0%bb-%d0%b7%d0%b0%d0%ba%d0%be%d0%bd-%d0%be-%d1%81%d0%be%d0%b7%d0%b4%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%b8-%d0%be%d0%b4%d0%bd%d0%be%d0%bf/). Ваша интерпретация полностью, на 100%, совпадает с теми пояснениями, которые я мог бы привести. Что касается мицвы, то приведу стихи А.А. Вознесенского:

        Если жизнь облыжная
        Вас не дарит дланями —
        Помогите ближнему,
        Помогите дальнему !

      2. Уважаемый Владимир!
        Вы выдаете желаемое за действительное!
        Где Вы увидели в этом выдающемся произведении «временную материальную помощь» ? (Вы в прошлом не работали, случайно, в месткоме?)
        Читали между строк? Обратились к своей фантазии?
        Пожалуйста, оторвитесь на секунду от Торы и загляните в русские словари. Между материальной помощью, жизнью в долг и жизнью за счет кого-то, как говорят в Одессе, 3 большие разницы.
        Не буду вдаваться в различные варианты и стили «жизни за счет кого-то», а скажу Вам по большом секрету, что это ординарный бытовой паразитизм. И, если Бог такое нашептал такое нашему бессмертному поэту, то задается вопрос: какой Бог приснился барду? В еврейской семье, в основном, традиций жить за счет других, родителей, детей не существует, хотя на практике такие явления случаются. На идыш они называются «Абызоим»
        Если бы речь шла об отсутствии у Вас литературного вкуса, было бы пол беды. Но, Вы поддерживаете версию о несуществующей заповеди Бога и связываете, написанные стишки с жизнью по Торе!!!! А вдруг он последует Вашему совету и напишет в «своем» стиле стихи о мыцве? Господин Минков! Не обижайтесь, пожалуйста, но своим ограниченным понятием о поэзии, Вы оказываете ему медвежью услугу. Нас всех посещает вдохновение. Не так часто, как хочется, но посещает. Однако, если при всем при этом отсутствует талант, данный нам Богом при рождении, то последующие «вспышки» вдохновения — «цым ломп»
        Несомненно, у автора были благие намерения, но литературную форму, которую он выбрал, в его исполнении смешна и примитивна. Ему нужна школа, ему не нужны такие критики, как Вы.
        Прочитайте следующие стихи: «Тора наша в песне светлой, Свет от Торы в сердце нашем» Пожилые люди возмутятся: «Что за чушь такая, поэт вместо «Сталин» вставил «Тора» !!
        Успокойтесь! Эту «галиматью» я написал 5 минут тому назад. Сталин и Тора не имеют ничего общего с этими стищками. Просто хотел Вам показать схожесть стиля и степень бездарности. А вот, если эти стихи прислал Вам бессмертный поэт, Вы бы смело назвали поэму: «Ода Торе»!
        Вы пишете, что не восприняли «поэму», как одобрение тунеядства. Безусловно, по причине, высказанной мною свыше. Но, есть еще один старинный американский способ отброса сомнений: If you look like a duck, walk like a duck, talk like a duck…..
        На самом деле случай довольно простой: Бог пришел во сне к Тарану и, по словам Тарана передал ему одну из своих заповедей. А вот уже Таран, в меру своего «таланта» и донес к нам заповедь в стихотворной форме. Так что все претензии к Богу или……к Тарану
        «Нохамул» с уважением
        Michael

        1. Михаил, как вы и просили, я на вас не обижаюсь. Но если мне что-то непонятно в высказываниях собеседника, я предпочитаю надеяться, что собеседник имел в виду что-то духовно положительное, а не подозревать его в чем-то духовно отрицательном: я предпочитаю помочь ему духовно подняться, я не загонять его в духовно отрицательный угол.

          1. Не осмелюсь давать Вам советы, но если Вы действительно, что-то не поняли в его «произведениях» (чего не видно из Вашей поддержки литературного качества поэмы), то наилучший исход был бы сказать ему ПРАВДУ, а это никогда не унижает. Лекарство не всегда сладкое.
            Тем самым Вы бы «духовно подняли» значение заповедей Бога, восприятие Торы, свой литературный вкус и защитили бы духовные и культурные ценности читателей.
            К сожалению, Вы выбрали другой путь, где Вы найдете больше отрицательных вопросов, чем положителных ответов.
            С уважением и не теряя надежды
            Michael

  11. Владимир уи др.дискутирующим здесь и по другим поводам. Убеждаюсь в бесплодности дискуссйй,если оперировать заранее неоговоренными понятиями.В Заповедях- всё очень чётко,и их соблюдает,похоже,лишь секта «Нетурей Карта»,которую мы любим не очень…У меня как и у большинства евреев(из числа интересующихся религией,но не забывающих о том ,что нынче на дворе эпоха знаний,а не веры/Л.Поляков/)иные взгляды на природу вещей,чем у «тривиальных»ортодоксов и хасидских»усложнителей».В настоящее время и самопривычное представление отом,что есть единый бог,будет усложняться в логике удлинениятакой цепочки: персональный идол,племенной идол,»отраслевые»идолы,боги,Верховные боги ,Единый Бог и тд!!!

    1. Александр, о каких неоговоренных понятиях вы говорите?
      По-моему, основные понятия достаточно четко просматриваются, такие как:
      * Наша жизнь должна быть организована по концепциям Торы, поскольку, мы верим, эти концепции даны нам Всевышним.
      * Всевышний — это система управления над нами, поэтому мы познать ее полностью не в состоянии.
      * Поэтому мы, человеческие индивидуумы, интерпретируем эти концепции — очень-очень интеллектуальные из нас интерпретируют концепции Торы намного ближе к истине, но все обязаны это делать.
      * Наша коллективная интерпретация двух-трех тысячелетней давности составляет основу нашей религии иудаизма.
      * Наш мир, созданный Всевышним развивающимся в шесть дней сотворения мира, продолжает развиваться по законам, созданным Всевышним.
      * И наша религия иудаизм продолжает развиваться, отражая изменения в мире, как это и предусмотрено Всевышним, — а это означает необходимость изменения старых интерпретаций Торы.
      * Конечно, сущствует опасность заинтерпретироваться и выйти за пределы Торы, но за этим должны следить наши раввины.
      ………….
      А в целом, этот вопрос достаточно важен, и я постараюсь посвятить ему отдельную статью — и сделать это в ближайшее время.

  12. Вл.,после всег,что Вы изложили,-предлагаете в качестве «конституционного» суда раввинат(?).Где логика?Вы идёте по следам раввина Ицхакова,который возражал против публикации моей статьи»О судьбе Моше и Аарона»(лишьна сайте Евр. мира она всё же появилась Вноябре,а возражение Иц. было опубликовано в газете на видном месте,поскольку вопрос о помещении статей в прессе решает некий анонимный «форум»,прибывший прямиком из совка). Его возражение фактически идентично известному: жираф большой-ему видней»,имея в виду авторитетов. ———-Вс-евышний,если ориентироваться на прозрения Гиллеля,сказал:пусть они забудут меня,новыполняют заповеди.Посему предлагаю непоминать Б-га всуе чуть ли не вкаждом предложении,поскольку мы знаем только то,что отражается в нашем сознании,и нетакуж неправы Бёркли и Юм.—В Вашем ответе нет реакции на идею о возможности перехода к пониманию тогоЭчто концепция Единого Бога не является окончательной(она была сформулирована дляуровня пастухов той эпохи).

    1. Александр, извините, но я не понял. Похоже, что вы дебатируете с кем-то другим, не со мной. Если вы сможете изложить не то, что вы отрицаете, а то, что вы поддерживаете, тогда мы сможем продолжить разгорор с вами.

  13. Всё-таки я дебатирую с Вами.

  14. Всё-таки я дебатирую с Вами-по отдельным позициям.

  15. Поясняю:региозные представления находятся в непрерывном развитии,в том числе и представление едином боге .Оно также может быть пересмотрено.В настоящее время имеет место возврат и к язычеству,но нановом-диалектическая спираль уровне.Веру для всего мира придется создавать,конечно с учётом и иудо-христианско-мусульманских идей.

    1. Александр, посмотрите, пожалуйста, мою статью, которая должна завтра появиться: Еврейская идентификация и иудаизм.

  16. Владимир Минков»Но такая вера есть – она была дана около “избранный” народ3300 лет тому назад Богом на горе Синай через пророка Моисея еврейскому народу и через это т “избранный” народ всем остальным народам».т “избранный” народ всем остальным народам» Меня да и какждого еврея это радует и внушает гордость и веру в “избранный” народ и приход Машиаха.Но опыт показывает что уже несколько тысячилетий пока,к сожалению,прихода нет.
    Возможно еще тысячилетия прихода можно только ждать,за это время как показывает история могут произойти сотни войн в результате погибнут десятки миллионов людей и исчезнут страны и возможно
    жизнь на планете(учитывая ядерное оруж).

    Лев прав «… Это подсказывает необходимость умножения усилий по созданию Единой Веры на планете, объединяющей ведущие религии мира и науку».но это чисто теоретический абстрактный посыл,так осущиствить его не захотят ни еареи,ни буддисты никто.
    А буддисту или марону или иному другогму полностью по барабану
    наше учение Моше,более того для них это источник потери их гордости
    и источник их антисимитизма.
    Так что ни евреи ни пойдут на новую единую религию-это прежде всего
    и мало вероятно что другие пойдут ,хотя они могут,но евреям это грозит
    унижением и полной

    т “избранный” народ всем остальным народам.

  17. продолж.
    В принцепе в логич.теории для спасения жизни на планете Земля
    ,возможн,необходимо сделать попытку группы междунар.ученых приООН
    попробовать создать проект по сзданию единой религии.
    Но самые большие противники в силу очень многого будут евреи и тоже против ,так как у меня есть Единый Творей Вселенной.
    Но вы поймите людей других конфессий.

  18. Уважаемый Владимир Минков попробуйте себя поставить к примеру на место буддиста…….и тема исчезнет.

  19. Марк, я поставить себя в положение буддиста не могу — я еврей. Меня Всевышний вместе с вами и другими евреями Торы, сделал избранным народом во всеми физичеакими невзгодами и духовными вознаграждениями. И я верю в то, то Тора — это Единая Вера для всех, иудаизм — это религия для евреев, отражающая эту Единую Веру, и все остальные имеют право иметь свои религии, отражающие эту же самую Единую Веру.
    Сегодня должна появиться моя новая статья с развитием этих мыслей.

  20. Владимир, иногда полезно переждать и дать оппонентам самореализоваться в умозаключениях. Тем более, когда они, будучи абсолютно несостоятельными в обсуждаемой на сайте тематике, переходят на личности и полет их фантазии ничем не ограничен. Только с чего они полагают, что могут докопаться до истины хотя бы здесь, если до сих пор этого не случалось. Что меня поразило, так именно Ваша интерпретация моего комментария. Я лично действительно исповедаю и следую философии отказа от возможности материальной помощи (не обучение) от общества вне зависимости от обстоятельств. С 2000 года я ни разу не обратился в систему социального страхования, хотя несколько раз были совсем плохие времена. Хайтековские компании во время кризисов сворачивают исследования и, если работаешь у них в качестве консультанта, то тебя не увольняют, а просто уведомляют, что обратятся при более благоприятных обстоятельствах. В этих случаях помогала семья, потом все возвращалось. Согласитесь, что, работая с 16 лет по 400 часов в месяц, и на всех местах добиваясь ключевых результатов и соответствующего вознаграждения, смешно слышать обвинения в тунеядстве. Кто-то ввел ребят в заблуждение. В продолжение к философии, то кто-то всю жизнь неизвестно для чего кормит кубышку, а кто-то удовлетворяет собственное любопытство (вкладывает в собственные проекты).

  21. Владимир Минков» Марк, я поставить себя в положение буддиста не могу – я евреЯ буддист и поставить себя ,тем более веритьЭ в положение тем более веры в религии евреев не могу

    и ВВИДУ ЭТОГО ПРАКТИЧЕСКИ ИДУТ И ВОЗМОЖНЫ В ДАЛЬНЕЙШЕМ ПОЧТИ РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ.
    ЕСЛИ НЕ ВМЕШАЕТСЯ Ашем,то победа за миллиардами буддистов и
    китайцев.

Обсуждение закрыто.