Александр БАРШАЙ, заслуженный деятель культуры Республики Киргизстан
ЕВРЕИ – КИРГИЗСТАНУ: ОТ «А» ДО «Я»
«Евреи ведь и сами не станут отрицать, что они — народ поставщиков, принявших на себя добровольную миссию обогощать весь мир своими знаменитостями, отдавать миру все, что есть у евреев лучшего и прекраснейшего». Шолом Алейхем, «Блуждающие звёзды»
ОБЩАЯ КАРТИНА: ТРИ ПРИМЕРА
1.
Трудно и даже, пожалуй, невозможно, представить более убедительный, более яркий и рельефный пример слияния судьбы еврея с киргизами и их страной, чем жизнь Саула Абрамзона (1905-1977), выдающегося историка и этнографа, автора уникального фундаментального труда «КИРГИЗЫ и их этногенетические и историко-культурные связи».
Сын мастера-часовщика из Орловской губернии Менделя Абрамзона Саул в начале 20-х годов прошлого века поступил на этнографическое отделение Ленинградского университета, где специализировался по тюркским языкам. В 1925 году, еще учась на последнем курсе, он принял участие в этнографической экспедиции по Каракольскому округу Киргизии — тогда еще Киргизской автономной области РСФСР. Это были районы, примыкающие к высокогорному озеру Иссык-Куль – одно из живописнейших и самобытных мест киргизского края. Несколько месяцев полевой исследовательской работы в аилах и кишлаках, близкое знакомство с киргизами – дружелюбным, гостеприимным, бесхитростным в основе своей народом — полностью изменили планы и научные интересы молодого исследователя. Саул Абрамзон попросту влюбился в этот чарующий неизведанный край, в его людей, в их полную тайн и загадок историю и культуру…
Вот почему, успешно защитив диплом и отказавшись от заманчивой аспирантуры на кафедре турецкой этнографии, 22-летний выпускник ЛГУ с энтузиазмом принял приглашение Киргизской научной комиссии и уехал на работу в далекую страну гор Тянь-Шаня. Там он как желанный специалист был сразу же принят на должность научного сотрудника областного музея во Фрунзе…
С тех пор все последующие 50 лет своей жизни, до самого ее конца в 72 года Саул Абрамзон, ставший доктором исторических наук, посвятил изучению истории киргизского народа, исследованию загадки его происхождения, этнических, генетических, историко-культурных связей киргизов с другими народами Средней Азии, Казахстана, Алтая, Южной Сибири. Киргизия стала его судьбой, он полюбил ее, как говорится, всем сердцем и всею душою, ей он отдал весь свой незаурядный талант исследователя, мощный темперамент организатора науки и педагога. Такой многозначительный штрих: свою маленькую дочь Эльзу Саул Менделевич любил одевать в киргизскую национальную одежду с расшитой тюбетейкой на голове! Кстати, Эльза Сауловна Козлова-Абрамзон живет ныне в Израиле, в городе Хайфа. Этот же приморский город стал родным и для внучки С.Абрамзона доктора Евгении Рашковецкой. А в Петербурге остался второй внук нашего героя – известный актер и режиссер, лауреат Государственной премии России Александр Баргман…
Но вернемся к судьбе его деда. По сути, все этнографические экспедиции в Киргизии, начиная с1926 года до конца 50-х, связаны с именем Саула Абрамзона. Собственно говоря, он сам и заложил основы подлинной научной этнографии в республике. Скрупулезный, даже дотошный исследователь быта, истории, традиций, языка, народного творчества, семейных и родо-племенных отношений киргизов, С.Абрамзон собрал в этих экспедициях богатейший научный материал. Как писал киргизский историк академик Б.Юнусалиев, «если бы не усилия С.М.Абрамзона, многие материалы этнографического порядка были бы утрачены для науки. Так, например, ему удалось выудить материал у последнего шамана-киргиза».
Всё это помогло Абрамзону распутать многие сложные и запутанные узлы истории киргизов, создать стройную и строго научную концепцию происхождения киргизского народа, формирования киргизской нации. Итогом многотрудных исследований ученого стала его фундаментальная монография «Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи», вышедшая в 1971 году в Ленинграде очень небольшим тиражом.
Но судьба этой книги, для краткости называемой просто «Киргизы», сложилась в то время весьма драматична, как и судьба самого ученого. Труд, на котором сегодня основывается вся этническая история киргизов, книга, которую специалисты называют «лучшей и ценнейшей монографией по истории Киргизии» и которая ныне вошла во все учебники, пособия и энциклопедии, в самой Киргизии была обхаяна, подвергнута грубой и несправедливой критике. Группа чиновников от науки с подачи тогдашнего «хозяина» республики -первого секретаря ЦК Компартии Киргизии Турдакуна Усубалиева обвинила ученого в идейно-политических (!? – прим.мое – А.Б.) и методологических ошибках. Ученого-еврея объявили чуть ли не киргизским буржуазным националистом!
В те годы это фактически означало опалу и книге, и ее автору. Так и случилось.
Чем же конкретно не угодил официальным партийным историкам Саул Абрамзон — безукоризненно честный и предельно добросовестный учёный? Вот как писал об этом авторитетный киргизский историк академик Салморбек Табышалиев, много сделавший для восстановления доброго имени Саула Абрамзона:
«Выдающийся советский этнограф С.М.Абрамзон пятьдесят лет жизни отдал изучению Киргизии. Глубоко исследовав этническую историю и структуру киргизского народа в дореволюционный период, он сделал вывод, что некоторые патриархальные традиции, обычаи и пережитки продолжали и продолжают сохраняться вплоть до последнего времени. Среди пережитков встречаются и такие, как деление на родовые и семейно-родственные группы, имеющим своим следствием круговую поруку и т.д., что еще местами играет отрицательную роль. Раскрывая причины этих явлений, ученый вносил предложения о путях их преодоления.
Однако Абрамзон публично был обвинен в том, что он игнорирует колоссальные изменения в этнографическом облике киргизов, допустил методологические и идейно-теоретические ошибки, пошел по ложному пути, что занимается дроблением киргизского народа на многочисленные ветви самых различных родов и племен. Так мог утверждать лишь дилетант, не разбирающийся в этнографической науке. Абрамзон вместо благодарности и признания стал объектом уничтожающей критики и гонения. И через некоторое время почтенный и деликатный ученый скончался после инфаркта, не выдержав шквального удара»*.
* С.Т.Табышалиев. Вступительная статья «Неутомимый исследователь» в книге: С.М.Абрамзон, «Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи». Фрунзе , изд. «Кыргызстан», 1990 г .
_____________________________________________________
Да, это был действительно страшный и подлый удар. Абрамзон очень тяжело переживал несправедливую и недостойную травлю. Его переписка с учениками и коллегами в Киргизии, с которыми он поддерживал добрые отношения, полна драматизма и наглядно показывает, что испытывал ученый в те дни. С болью в сердце он писал: «…Факт такого пренебрежения к одному из старейших киргизоведов со стороны руководящих органов Киргизии не имеет прецедента. Я воспринял это, и не мог воспринять иначе, как смертельное оскорбление, как издевку над всеми своими трудами, направленными на развитие киргизской культуры… .
При сложившейся ситуации у меня не оставалось никакого другого выхода, кроме принятия решения о полном разрыве каких бы то ни было связей с Киргизией, и прежде всего с АН Киргизской ССР…».
Справедливости ради, надо сказать, что в те тяжкие для ученого дни в Киргизии нашлись люди, которые не побоялись поддержать его, высказать слова благодарности за его замечательный труд. Вот, например, что писал С.Абрамзону известный писатель Чингиз Айтматов: «Уважаемый Саул Матвеевич! Ещё до того, как Вы прислали мне свою книгу «Киргизы», я её приобрел и прочитал, отложив все остальные дела. Для меня было приятной неожиданностью получить вслед за этим такую же книгу с Вашей дарственной подписью…Саул Матвеевич, я глубоко убежден, что Ваша книга имеет для нас, современных киргизов большое научное и культурное значение. Лично я Вам благодарен и признателен за этот отличный труд — я обнаружил в нём много познавательных вещей».
Говорят, что Абрамзон был очень тронут вниманием всемирно известного писателя. Однако это, увы, уже не могло унять его горькой обиды от того жестокого оскорбления, которое нанесли ученому правители и горе-историки Киргизии. Тяжелее всего, конечно, было для него сознавать, что дело его жизни так безжалостно растоптано, пущено, что называется коту под хвост. Это и подкосило его . Он ушел из жизни в 1977 году, в самом расцвете творческих сил, так и не дождавшись официального и общественного признания своих научных заслуг…
Остается добавить только, что в свободном и независимом Киргизстане в 1990 году была переиздана книга С.Абрамзона «Киргизы» тиражом в 20 тысяч экземпляров с добротной и доброй статьей академика Салморбека Табышалиева об авторе книги. В честь 85-летия и 90-летия со дня рождения ученого в Киргизии были проведены «Абрамзоновские чтения», в которых приняли участие многие этнографы и историки из России, Казахстана, других стран СНГ. Усилиями того же С.Табышалиева в газетах республики на киргизском и русском языках появились обширные статьи о вкладе С. Абрамзона в изучение истории киргизов.
А в 1998 году еврейские общественные организации республики ёще раз издали книгу Саула Матвеевича «Киргизы», которая сразу же стала библиографической редкостью.
Значит, несмотря ни на что сбываются, становятся пророческими слова ученого: «Будущие поколения киргизского народа по достоинству оценят мой труд»…
2.
А вот другой пример подобной самоотдачи на благо Киргизстана человека еврейского происхождения и еврейской души. Речь идет о легендарном Зосиме Львовиче Сером, который внес фантастический вклад в становление энергетики Киргизстана, обеспечение его энергетической мощи и безопасности. (По печальной иронии судьбы кавалер двух орденов Ленина и высшей трудовой награды в СССР – золотой Звезды «Героя социалистического труда» Зосим Серый ушел из жизни в один год с Саулом Абрамзоном – 1977-м).
Он родился в Одессе в 1916 году и после окончания Киевского института механизации и электрофикации стал инженером-гидростроителем, возводил малые электростанции в Карелии и Таджикистане. В 1944 году молодой специалист был направлен на восстанавление разрушенной во время войны Днепровской ГЭС. Потом, неизменно поднимаясь по служебной и профессиональной лестнице, талантливый инженер и организатор производства строил Горьковскую ГЭС на Волге, руководил возведением Кременчугской ГЭС на Днепре.
В 1963 году Министерство энергетики и электрификации СССР назначило Зосима Серого начальником управления строительства «Нарынгидроэнергострой» в Ошской области (ныне – Джалал-Абадская) Киргизии. С этого момента и до конца дней своих Зосим Львович Серый посвятил жизнь обузданию одной из мощнейших горных рек мира – Нарына ( по энергопотенциалу равную Волге) для того, чтобы ее колоссальная энергия служила людям, давала электрический ток и усмиренную воду для регулируемого полива засушливых земель Киргизии, Узбекистана и Казахстана.
«…Вечером я сидел у огромной гидроэнергетической карты в кабинете начальника строительства ГЭС. Карта висела за спиной начальника и была своеобразным фоном к его словам.
— Мы, гидротехники, давно уже обжили равнинные реки, — сказал Зосим Львович Серый.
Этот худощавый пожилой человек с насмешливым взглядом серых острых глаз был комсомольским секретарем возрождаемого после войны Днепрогэса. Более тридцати лет он отдал гидротехнике.
— И жизнь предложила: пожалуйте в горы…
Серый «пожаловал» в горы одиннадцать лет назад, сразу, как начались в стране серьезные работы по освоению горных гидроэнергоресурсов.
— Токтогульская ГЭС, — продолжал Серый, — будущий горный энергогигант, и для многих из нас — цель жизни, а не средство прожить. Здесь «выживают» не самые сильные и выносливые, а прежде всего фантазеры и мечтатели — элита горных строителей. О каждом из них можно рассказать легенду…».
Так вспоминал свою встречу с начальником «Нарынгидроэнергостроя» З.Серым корреспондент журнала «Вокруг света» Леонид Лернер, впервые побывавший на строительстве Токтогульской ГЭС в 1974 году. Он не успел рассказать, какой легендой был сам Зосим Серый, создавший уникальную элиту горных гидростроителей – сильных и смелых фантазеров и мечтателей. Когда московский журналист через восемь лет вновь приехал на «Токтогулку», Серого уже не было в живых. Колоссальные напряжения гигантской стройки, тысячи больших и малых проблем – технических, экономических, человеческих, — драма отложенного на год пуска турбин станции из-за необходимости спустить воду Нарына на страдающие от засухи поля трех республик, — все это остановило сердце Зосима Львовича всего на 61-м году жизни!
«- А что Серый? — спросил я.
— Зосим Львович умер…
Я вдруг с удивительной ясностью вспомнил Зосима Львовича Серого, комсомольского секретаря Днепрогэса, выдающегося инженера-энергетика, почти пятнадцать лет возглавлявшего Нарынгидроэнергострой. Именно по его инициативе и под его руководством был создан проект нарынского каскада из многих станций, которые будут давать 36 миллиардов киловатт-часов электроэнергии в год. Этот худощавый спокойный интеллигентный человек создал на Токтогульской ГЭС один из лучших в стране трудовых коллективов горных строителей. Запомнились его слова, сказанные мне на прощание: «Я хотел бы жить до 2000 года, когда Нарын сделает последний энергетический прыжок…».
И хотя, увы, З.Серый не дожил до двухтысячного года, он все-таки успел обуздать грозный Нарын. Лучшим памятником киргизскому одесситу, безусловно, стала уникальная Токтогульская ГЭС мощностью 1,2 миллиона киловатт электроэнергии с ее бетонной плотиной высотой в 217 метров и крупнейшим в Средней Азии водохранилищем. Вот уже более сорока лет она дает электрический ток и воду не только Киргизии, но и соседним странам — Узбекистану и Казахстану. Поэтому не случайно многие соратники Зосима Лвовича, втераны- гидростороители Киргизии предлагают увековечить память Зосима Серого, назвав его именем Токтогульскую ГЭС.
3.
А вот и пример на «Я»: Якир Ефим Борисович (род. в 1936 г.), легендарный учитель математики, почти 30 лет проработавший в школе, которая, в конце концов официально получила его имя. Это удостоверяет доска, висящая сейчас на фасаде школы в столице Киргизстана Бишкеке и гласящая, что перед нами «Учебный комплекс авторской физико-математической школы-лицея номер 61 имени Е.Б.Якира». Так что в этом смысле Якир, как и его знаменитый музыкальный коллега из Одессы Петр Соломонович Столярский вполне может сказать, что и у него есть «школа имени мене».
Но тогда, в 1966-м году, молодой провинциальный учитель математики и сын учителя математики Ефим Якир пришел в обычную 61-ю школу рядовым учителем. Его яркий и веселый педагогический талант, его бесконечная и артистическая любовь к математике, его незаурядный организаторский дар очень быстро выдвинули Якира в лидеры школы. Вместе со своей верной сподвижницей Эльвирой Фризен он создал первые в республике физико-математические классы. А через год, став завучем, принялся за перевод всей школы на элитную физико-математическую колею.
Терпеливо и упорно он собирал в нее лучших, ярких и неповторимых, можно сказать, блестящих учителей из других школ столицы Киргизии, среди которых, кстати, было немало евреев. Отбирал и учеников, принимал не всех, а только способных, а главное, тех, кто хотел учиться, кто был честолюбив и смел и не боялся трудностей тернистой дороги к знаниям. И надо сказать, конкурс в школу был большой. Слава о ней очень быстро разошлась по городу. В ней царил особый дух соревнования, творчества, азарта, в ней формировали личностей гармоничных, без грубых перекосов в чистую математику, хотя, конечно, уровень преподавания точных наук был высочайший. Это во многом был экспериментальный педагогический полигон. Школа Якира одной из первых в СССР перешла на кабинетную систему, и все кабинеты были в ней замечательные, окрашенные личностью автора-учителя. Вместо пресловутых уроков труда и вопреки установкам гороно Ефим Борисович ввел в школе «Основы информатики и программирования», чему в немалой степени способствовал тогдашний завкафедрой ЭВМ Фрунзенского политехнического института молодой доктор наук Аскар Акаев, ставший позже первым президентом государства Киргизского и заявивший на весь мир о том, что Ефим Борисович Якир – «выдающийся школьный учитель, создавший в Кыргызстане замечательную математическую школу». Указом президента страны Якиру было присвоено звание Народного учителя Киргизии. И хотя Ефим Борисович уже много лет живет в Америке (пришлось поехать вслед за сыновьями), он не теряет связи с родной школой, как может, помогает ей и материально, и, главное, дельным советом, оригинальной идеей, ценной рекомендацией.
Он был в Бишкеке на волнующей встрече с учителями и учениками в связи с 40-летием «школы Якира. Подобная же встреча состоялась в Москве, где живет и трудится большая армия выпускников 61-й. Ведь большинство из них без особого труда и без всяких протекций (чем и до сих пор очень гордится Ефим Борисович) поступали в самые престижные московские вузы – МГУ, Физтех, Инфиз, Московский энергетический, высшее техническое училище имени Баумана, МИСИ, МЭСИ и другие. Более 340 «птенцов гнезда Якира» собралось в Москве, чтобы приветствовать своего любимого и незабываемого учителя, вспомнить школьные годы, рассказать о достигнутых успехах. Выпускница 1983 года Рита Шарапова открыла в Интернете специальный сайт, посвященный родной школе — так что теперь ее выпускники, в какой бы стране они ни жили, всегда в курсе всех событий, связанных с 61-й.
Благодаря этому сайту с Ефимом Борисовичем удалось встретиться и его израильским питомцам, которых, по прикидкам Якира, здесь должно быть не менее нескольких сотен. Эти встречи состоялись в Хайфе, Иерусалиме и Бат-Яме. Учитель приветствовал своих «мальчишек» и «девчонок» в хорошо известном им шутливом стиле, а, перейдя на серьезный лад, сказал, что гордится ими, ставшими в Израиле хорошими специалистами во многих областях хай-тека, в медицине и образовании, в производстве и культуре.
– Вы живете в замечательной стране, — сказал Якир, — которая, несмотря на все беды и трудности, выстоит и победит. Она служит примером и гордостью для всех евреев мира, и я рад, что вы вносите достойный вклад в ее развитие. И еще я рад, — добавил Ефим Борисович, — что в какой-то степени стал «виновником» этой встречи – свидетельства нашего школьного братства. Ведь любимая школа – это праздник, который всегда с тобой…
Остается добавить, что в конце 2016 года в Бишкеке вышла книга известного в Киргизии журналиста Вячеслава Темирбаева «Ефим Якир». Примечательно название серии, в которой издана эта книга – «Жизнь замечательных людей Кыргызстана»!..
………………………….
Хотя удельный вес евреев, живших и живущих в Киргизстане, почти никогда не превышал одного процента от численности всего населения страны, их вклад во все сферы жизни республики неизмеримо, несопоставимо выше! Ничего удивительного, впрочем, здесь нет. Так было и есть во все времена и во всех странах, где жили и живут потомки Авраама, Ицхака и Яакова! Объяснению этого феномена посвящены сонмы книг и научных статей, гипотез, теорий и бесконечных дискуссий. Мы не будем сегодня углубляться в эту тему. Своим рассказом о евреях Киргизстана мы только попытаемся подтвердить теорию, гласящую, что «еврейский народ – это дрожжи творения, закваска, превращающая бесформенное тесто человечества в великий фактор истории Космоса…» (Израильский писатель Ицхак Орен, «Моя каменоломня», библиотека «Алия», Иерусалим, 1990 г.).
Дорогие друзья, уважаемые читатели моего документально-публицистического очерка «Евреи – Киргизстану. От А до Я»! Получаю много ваших откликов на публикацию по имейлу и телефону, за что вам — огромная благодарность.
Для более организованной обратной связи и возможности других людей быть соучастниками проекта, я предлагаю вам (и прошу!) посылать все свои замечания, «хвалу или хулу» на сайт evreimir.com в виде комментариев к каждой из опубликованных глав.
Таким образом, мы с вами сможем совместными усилиями устранить неточности, восстановить упущенное, создать более целостную и объективную картину вклада евреев в развитие Киргизстана.
Редакция сайта evreimir.com и я, автор очерка, заранее благодарим вас за соучастие в проекте.
С уважением, Александр Баршай
ЕВРЕИ — КИРГИЗСТАНУ. Вступительное слово
ЕВРЕИ -КИРГИЗСТАНУ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ОТ «А» ДО «Я»
ЕВРЕИ-КИРГИЗСТАНУ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ИЗУЧЕНИЕ КИРГИЗИИ
ЕВРЕИ — КИРГИЗСТАНУ. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТОИТЕЛЬСТВО
ЕВРЕИ — КИРГИЗСТАНУ. ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО — СЕРДЦЕ СТРАНЫ
ЕВРЕИ — КИРГИЗСТАНУ. ЧАСТЬ ПЯТАЯ. МЕДИЦИНСКИЙ ФАКТ — ГЛАВНОЕ -ЭТО ЗДОРОВЬЕ
ЕВРЕИ — КИРГИЗСТАНУ. ЧАСТЬ ШЕСТАЯ. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ
ЕВРЕИ — КИРГИЗСТАНУ. ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ. КУЛЬТУРА — ДУХОВНАЯ ОСНОВА ОБЩЕСТВА
ЕВРЕИ — КИРГИЗСТАНУ. ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
ЕВРЕИ — КИРГИЗСТАНУ. ЧАСТИ 9 и 10. СМИ И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
ЕВРЕИ — КИРГИЗСТАНУ. ЧАСТЬ 11. КОНФИСКАЦИЯ ЖИЗНИ
ЕВРЕИ — КИРГИЗСТАНУ. ЧАСТЬ 12. ЖИЗНЬ ЕВРЕЕВ СЕГОДНЯ
ЕВРЕИ — КИРГИЗСТАНУ. ЧАСТЬ 13. ВМЕСТО ЭПИЛОГА
ЕВРЕИ — КИРГИЗСТАНУ. ЧАСТЬ 14. ПОСЛЕСЛОВИЕ
Александр Баршай, журналист, публицист. Родился в мае 1941 года в Киеве. Вместе с матерью (отец погиб на войне) эвакуировался сначала в Саратов, затем в город Фрунзе (ныне Бишкек) – столицу Киргизии. Там окончил школу и университет.
Начиная с 1961 года, работал в газетах Киргизии и Казахстана («Комсомолец Киргизии», «Ленинская смена», «Рудный Алтай», «Вечерний Фрунзе»). Около 20 лет протрубил в Киргизском государственном телеграфном агентстве – отделении ТАСС в республике. В последние семь лет был главным редактором агентства. Работал также в агентстве Рейтер и частной газете «Караван» (Алма-Ата). Удостоен звания «Заслуженный деятель культуры Республики Киргизстан».
В Израиль А.Баршай репатриировался в 1995 году. В течение почти 25 лет он был постоянным автором ведущей израильской русскоязычной газеты «Вести».
Статьи и очерки Баршая публикуются также в печатных и интернетовских изданиях Израиля, США, Германии, Беларуси, Киргизии
Область журналистских интересов – культура, искусство, наука, образование, общественные отношения, но, прежде всего, конечно, – человек, неповторимые судьбы людей.
Среди героев журналистских материалов А.Баршая такие масштабные, незаурядные личности, как писатель Чингиз Аайтматов, народные артисты СССР певцы Булат Минжилкиев и Сайра Киизбаева, легендарный советский разведчик Шандор Радо, выдающийся ученый-этнограф, автор капитального труда об этнической истории киргизов Саул Абрамзон, первый президент Киргизии, ныне профессор МГУ профессор Аскар Акаев, легендарный диссидент и сионист, борец за права человека Авраам Шифрин, выдающийся раввин, директор Института изучения иудаизма Адин Штейнзальц, израильский писатель Ицхак Орен, поэтесса Рина Левинзон, общественный деятель, певица и журналистка Лариса Герштейн и ее отец, недавно покинувший этот мир в возрасте 99 лет замечательный кинодокументалист Юз Герштейн.
Не стесняется Баршай рассказывать и о своих дальних и ближних родственниках, среди которых, например, выдающийся дирижер современности Рудольф Баршай, храбрая белорусская партизанка Белла Баршай-Аронова, бывший узник Томашпольского гетто и один из основателей города Ямит на Синае Михаил Бренер и его жена Наоми, наконец, ближайшие друзья Александра знаменитый столяр из Ямита Осип Премингер и его жена известный израильский скульптор Таня Новожилова-Премингер, замечательные пианисты Фаина Хармац и ее муж, заслуженный деятель культуры Киргизии композитор Михаил Бурштин.
В 2001 году в Иерусалиме, в издательстве ЛИРА вышла первая публицистическая книга А.Баршая – «Праотец Авраам любит их» — рассказы о людях Израиля.
В 2005-м году в том же издательстве выпущена его вторая книга – «Гибель Ямита» — «Это было в Томашполе», а в 2014-м – третья – «Монетка на частье».