Еврейское лицо. Недельная глава Торы «Эмор»

В предыдущем разделе «Кдошим» Тора призывала евреев к святости и сообщила заповеди, помогающие достигнуть этого идеала. Теперь она формулирует более строгие требования, предъявляемые к коэнам, служителям Храма. Для сохранения своей ритуальной чистоты коэны не должны касаться трупов и участвовать в похоронах. Им разрешается хоронить только ближайших родственников: жену, отца, мать, сына, дочь, брата и незамужнюю сестру. На первосвященника («коэн-гадоль») даже это исключение не распространяется. Коэны ограничены также в выборе жены. Народ обязан их почитать. Перечислены физические изъяны, не позволяющие коэну участвовать в храмовой службе. Приношения от урожая, предназначенные для коэна, разрешено есть только ему и членам его семьи. Для храмового жертвенника подходят лишь животные без дефектов в возрасте не менее восьми дней. Евреям заповедано освящать Имя Б-га образцовым поведением и готовностью к самопожертвованию. Они должны в первую очередь избегать трех самых тяжких грехов: кровопролития, разврата и идолопоклонства. Тора описывает еврейские праздники и требует воздерживаться от некоторых видов работ в эти дни. Нельзя есть зерно нового урожая до принесения в Храм «омера» — меры ячменя. Даны указания по приготовлению масла для храмового светильника Меноры и храмовых хлебов. Раздел завершается рассказом о человеке, казненном за оскорбление Б-га.

***

«Святы должны быть они…» (21:6).
Если хочешь увидеть душу человека, посмотри ему в лицо. На иврите слово «паним» (лицо) имеет тот же корень, что и «пним» (внутри).
Наша душа — частичка Б-жественной сущности, выданная каждому из нас Сверху. Когда вы смотрите кому-нибудь в лицо, вы как будто заглядываете через окно в обитель Самого Творца. Свет души освещает изнутри наши лица. Не у всех это выглядит одинаково. Иногда кажется, что чье-то лицо ничего не выражает. И все-таки в каждом человечком лике отражается Б-жественный свет.
Хорошо бы вспомнить об этом, когда вы в очередной раз рассердитесь на соседа сверху — то ли из-за протечки на потолке, то ли из-за слишком громкой музыки в 10 вечера. А если он нагрубит вам, то Б-жественный свет на его лице будет отражаться злобной мимикой лицевых мышц. Но будьте уверены: искра этого света все равно будет проглядывать изнутри.
В сегодняшнем разделе Торы часто повторяется концепция святости. Всевышний раз за разом напоминает евреями, что они должны быть святым народом. А коэны должны находиться на еще более высоком уровне святости.
Но что такое святость? Рамбан пишет, что святость — это готовность воздержаться от того, что разрешено.
Тем жестче мы контролируем наши аппетиты и отказываемся даже от таких вещей, которые не запрещены, тем меньше мы зависим от физической среды своего обитания и тем больше свободы обретает наша духовная сущность. А это значит, что мы приближаемся к Самому Б-гу, обретая через эту близость истинное и ни с чем не сравнимое счастье.
Удивительное дело, отказ от всякого рода излишеств, даже самых мелких и безобидных, усиливает Б-жественный свет, исходящий от нашего лица.
Совсем неплохая зависимость…

Вечный огонь

«Повели сынам Израиля, чтобы они доставили тебе чистого оливкового масла, выбитого, для освещения, чтобы зажигать светильник, горящий постоянно (“нер тамид”)» (24:2).
Зайдите в синагогу поздно вечером, когда в ней темно и никого нет. Вы увидите там маленькую лампочку в виде свечки поверх Ковчега Завета со свитками Торы. Это «нер тамид» — вечный огонь.
«Нер тамид» служит напоминанием о «нер маарави», одном из светильников храмовой Меноры, расположенном с краю ближе к западу, который зажигали коэны. Этот светильник никогда не гас. Каждый вечер, когда священник приходил, чтобы зажечь Менору, он видел, что западный светильник продолжает гореть. Другие светильники, как правило, гасли к этому времени, хотя получали такое же количество масла. Коэн вынимал горящий фитиль с остатками масла, чистил чашечку светильника и возвращал фитиль на прежнее место, заливая его свежим маслом, после чего зажигал от него все остальные светильники Меноры. Комментатор Раши сообщает, что «вечный огонь» западного светильника свидетельствовал о неразрывной связи Б-га с евреями, об их неослабевающей верности Торе.
Однако когда римские завоеватели разрушили Храм, казалось, что одинокое пламя Меноры навсегда погасло.
В Риме есть триумфальная арка, возведенная императором Титом. На одном из резных барельефов, украшающих эту арку, изображена Менора, которую несут победители по римским улицам вместе с другими священными трофеями, вывезенными из сожженного Иерусалимского Храма. Все светильники Меноры погашены. У нее безжизненный вид дорогой антикварной вещи, которой суждено вечно пылиться в подземелье, в одном из тайных сейфов Ватикана.
Но погас ли на самом деле этот западный светильник? Действительно ли Тит сумел навсегда уничтожить вечный огонь Меноры?
В своем комментарии к Пятикнижию Малбим (раби Меир-Лейбуш бен Иехиэль-Михаэль, XIX век, Украина) объясняет, что священные предметы Иерусалимского Храма размещались так же, как органы в теле человека, причем Меноре была отведена функция сердца.
Да, Менора — это еврейское сердце. Почему так много молодых евреев возвращаются сегодня к вере и образу жизни, о которых их родители не знали, а бабушки и дедушки сохранили лишь смутные детские воспоминания? Как будто некая мистическая сила передает духовные гены от одного поколения евреев к другому, даже когда они забывают о своих корнях. Будто вечный огонь Меноры раз и навсегда поселился в еврейских сердцах. Этот чудо-огонь невозможно погасить; он горит всегда — без фитилей и масла, без ежедневного ритуала очистки светильников и зажигания.
Однако Менора продолжает гореть не только метафорически. Можно предположить, что она никогда не гасла в буквальном, физическом смысле.
Бедный Тит. Говорят, что при штурме Иерусалима он долго колебался, прежде чем отдал приказ сжечь Храм. Иосиф Флавий утверждает, что он даже хотел сохранить «Дом Б-га», которым восхищались и к которому тянулись миллионы людей, но в разгар сражения не смог предотвратить самоуправство своих солдат. Мидраш рассказывает, что в наказание за это неслыханное преступление Всевышний обрек Тита на долгую и мучительную смерть. Его мозг медленно поедало насекомое, проникшее в голову через ноздрю. Он был бы, наверное, еще больше расстроен, если бы узнал, что Менора, доставленная им из разоренного Иерусалима и тайно хранящаяся в Ватикане, — не настоящая, а копия. Подлинник был заранее спрятан вместе с другими священными предметами храмовой обстановки в пещерах и туннелях под Храмовой горой, чтобы они не попали в руки врагов.

D2A097761C2D2DF
Как мы уже знаем, западный светильник Меноры непрерывно горел в Храме вопреки законам сохранения и расхода топлива. А раз так, то кто будет утверждать, что это чудо не могло продолжиться после разрушения Святилища? Поэтому мы верим, что пламя западного светильника теплилось таким же непостижимым образом всю двухтысячелетнюю ночь изгнания в недрах Храмовой горы, что оно продолжает гореть и не угаснет вплоть до прихода Машиаха. Когда Менору извлекут наконец из тайника и торжественно установят в отстроенном Храме, ее вечный Б-жественный свет сольется с огнем пробужденных еврейских сердец.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора