Этюды врачебных будней. Записки дерматолога

Эял Левит
Эял Левит

Посвящаю моему дедушке — человеку-гиганту, создавшему себя и свою судьбу, человеку с ясным взором, сумевшему в сложном мире человеческих слабостей остаться непримиримым и чистым, человеку, чей юмор и улыбка обезоруживали оппонентов, доктору, превращавшему для меня обычный ужин в увлекательное путешествие, учившему меня отвергать тьму, — моему незабвенному дедушке Исааку Левиту, поверившему в маленького мальчика…
Я бесконечно признателен людям, принимавшим участие в создании этой книги.

Впервые прочитав журнальные статьи и очерки доктора Эяла Левита, я увидел, что они написаны отнюдь не для рекламы, а являются реализацией потребности полнее и шире выполнить свой профессиональный и гражданский долг.
Я врач с полувековым стажем, на протяжении нескольких лет в средствах массовой информации с интересом читал статьи и очерки доктора Эяла Левита и находил в них много интересного, поучительного и полезного, что само по себе говорит об их значимости для читателя. Эти очерки и рассказы составляют его книгу «Этюды врачебных будней».
Эял Левит предстает перед нами не только как популяризатор медицинских знаний, пропагандист медицинской культуры, но и как одаренный автор увлекательных сюжетов, как деятель медицины, освещающий ее морально-этические вопросы. Я совершенно уверен в том, что в будущем доктор Эял Левит, талантливый врач и автор полезной и интересной книги «Этюды врачебных будней», еще не раз порадует пациентов и читателей своими разносторонними дарованиями.

Давид Буртянский, MD, PhD

Это и есть моя жизнь

Мне часто приходилось слышать: «Для того чтобы знать, куда ты идешь, надо знать, откуда ты пришел». Насколько правдиво и значимо это выражение, я почувствовал только в один из апрельских дней 2007 года.
…Это было в конце напряженного рабочего дня, начавшегося в 7:15 утра с операции по поводу рака кожи, с осмотров пациентов по записи и по личным просьбам и завершившегося косметической операцией в 8 часов вечера. Уже заканчивая работу, проверив лабораторные анализы и убедившись, что сделаны необходимые записи в историях болезни и отправлены заключительные письма врачам, я увидел историю болезни одной из моих новых пациенток.
Я тяжело вздохнул, сразу вспомнив жену peбe, которая была у меня на приеме: одутловатые красные щеки (следствие длительного приема стероидных препаратов), тонкая, как папиросная бумага, кожа лица, синяки на руках, неустойчивая даже с тростью походка. Все это не соответствовало ее возрасту (48 лет) и бодрому настроению.
Женщина долгие годы страдала псориазом. Ее лечили многие врачи различных специальностей, включая дерматологов, терапевтов, ревматологов и эндокринологов, но без эффекта. У больной имелись показания к операции на тазобедренном суставе, но из-за ужасного состояния кожи операцию приходилось несколько раз откладывать. Волосы и около 80% поверхности тела покрылись красновато-желтой псориатической коростой.
Осмотр пациентки занял примерно час: я должен был обследовать кожные покровы, ротовую полость, глаза, ногти и волосы как следствие поражения псориазом, а также оценить тяжесть артрита (псориатического или ревматоидного происхождения), наличие диабета и другой патологии (в семье был случай волчанки).
Мои часы показывали 9:30 вечера, когда я понял, что надо сделать еще один анализ. Надеясь, что они еще не спят, я позвонил домой пациентке. К телефону подошел ее муж. Я обсудил с ним необходимость дополнительного теста и стратегию моего плана лечения. Ответив на все его вопросы, я почувствовал, что ребе на секунду задумался. Когда он заговорил опять, я почувствовал в его голосе ухмылку, интонацию, которая напомнила мне моего учителя — раввина в иешиве… Муж пациентки спросил:
– Доктор, вы позволите задать вам последний вопрос?
– Да, конечно, — сказал я, даже не предполагая, что могло бы произойти при моем ответе «нет».
– Когда у вас есть время на личную жизнь?
– Это и есть моя жизнь, — ответил я.
– Вам воздастся за преданность работе и любовь к людям!

Доктор Эял Левит за работой
Доктор Эял Левит за работой

– Самая большая награда для меня — ощущение выполненного долга, иначе я бы лишился сна. Вы знаете, конечно, заповеди Маймонида, тексты которых висят на стене в моем кабинете как молитвы? Для меня они не просто предмет интерьера, слова эти — напоминание, как должен вести себя врач и какую нести ответственность перед своими пациентами. Я следую этим заветам и не делаю ничего особенного, а лишь выполняю свой долг.
Закончив разговор и оставшиеся дела, я перед уходом взглянул на заповеди Маймонида: печально, что не все следуют этим заповедям. Нельзя выбирать профессию врача, если не хочешь помогать людям.
Говорят, что Ричард Львиное Сердце предложил Маймониду быть его личным врачом, хирургом. Маймонид отказался, хотя это была большая честь с непомерным денежным вознаграждением. Вместо этого он продолжал работать в Египте, помогая всем больным, нуждающимся в лечении, независимо от их социального статуса. Возможно, если бы Маймонид согласился, Ричард не умер бы от инфицированной раны на руке, отношение христиан к евреям сложилось бы иначе и даже сбылась бы клятва Ричарда Саладину вернуться и захватить Иерусалим… Только одному Б-гу известно, что еще могло бы произойти по-другому. Но каждый выбирает сам свою дорогу в соответствии с характером и нравственными требованиями…
Что же касается больной псориазом, то она все-таки начала курс лечения по моим рекомендациям. Потихоньку и без применения гормональной терапии состояние пациентки заметно улучшилось. Долгожданная операция на бедре наконец-то состоялась и оказалась удачной.

Меланома. Сигналы тревоги

Я часто провожу косметические консультации по пятницам. В одну из таких пятниц, когда погода была теплой и благоприятной, когда обычно носят кофточки с короткими рукавами и декольте, ко мне пришла интеллигентная женщина сорока с лишним лет и спросила, могу ли я омолодить ее кожу. Она видела, как я помог ее приятельнице, изучила мое резюме в Интернете и решила искать совета и содействия.
Разглядывая ее лицо, я мысленно перечислял процедуры, которые могли бы помочь ее коже выглядеть вполне естественно и быть более отдохнувшей и сияющей. Мои глаза, глаза опытного Board Certified дерматолога, всегда сначала проверяют кожу на наличие каких-либо противопоказаний или проблем со здоровьем (хотя она отрицала, что таковые у нее имеются). Словом, я осматривал ее лицо, родинки и веснушки и уже был готов рассказать ей о новейших и наиболее эффективных натуральных косметических процедурах, когда мое внимание неожиданно привлекло ее декольте и пятно на правой верхней стороне груди. Оно было коричневого цвета, неправильной формы, и к середине его цвет переходил в темно-коричневый. Я указал на него, и она ответила: «Ваша медсестра тоже заметила и сказала, чтобы я спросила вас об этом пятне». (Я особо обращаю внимание на подготовку моего персонала, так как медсестры первыми беседуют с пациентом и могут обнаружить опасные признаки.)

Признаки меланомы
Признаки меланомы

Больная не могла припомнить, когда появилось пятно, но сказала, что родинка на этом месте точно была давно, но не уверена, изменилась ли она. Я объяснил ей, что косметическими проблемами мы можем заняться в следующий раз, а данную родинку необходимо удалить сегодня: это может быть предмеланома или даже меланома, а в последнем случае каждый день имеет значение. Пациентка согласилась.
Результаты гистологических исследований были получены через 48 часов. Это оказалась меланома глубиной в 0,5 мм, которую я полностью иссек вместе с некоторыми опасными признаками регрессии. Я незамедлительно назначил сделать снимки всех внутренних органов и анализ крови, а также записал ее на биопсию лимфоузлов, которую проводит президент Общества меланомы при Колумбийском университете, где я преподаю. Результаты биопсии лимфоузлов и тестов на метастазы оказались отрицательными. Более широкое иссечение не обнаружило остаточной опухоли, и, следовательно, химиотерапия пациентке не потребовалась.
Я облегченно вздохнул, но сказал ей, что следует провести полное обследование. Это означает, что дерматолог высшей категории должен осмотреть ее кожу с головы до пальцев ног; при этом необходимо тщательно обследовать волосы, рот, глаза, проверить ногти (она должна прийти на осмотр без лака на ногтях, так как в случаях от 0,7% до 3,5% меланома развивается под ногтями) и гениталии тоже (обычно я прошу пациентов провести осмотр дома с помощью зеркала и, если они обнаружат какое-нибудь подозрительное место, показать его мне). Около 1% меланом образуется на гениталиях как у мужчин, так и у женщин, и меланомы эти гораздо агрессивнее, чем в других местах.
Ей также необходимо обратиться к офтальмологу для проверки внутренней стороны глазного яблока (у меня были пациенты, у которых меланома началась в глазу). При назначении полного кожного обследования (это занимает от 30 минут до одного часа) все кажущиеся аномальными родинки отмечаются, измеряются, фотографируются, делается картография всего тела и заносится в таблицу.
У этой пациентки при таком обследовании я обнаружил три других подозрительных образования и спросил, хочет ли она, чтобы я удалил одно из них в тот же день, что предусматривает более глубокий разрез кожи и наложение швов, или лучше назначить операцию на другой день.
Простая биопсия части образования, объяснил я ей, может пропустить место, где находилась опухоль, а поверхностное «сбривание» всего образования, если опухоль лежит глубже снятого для биопсии слоя, даст неполную картину глубинной оценки возможной опухоли, что усложнит проведение соответствующего лечения и прогнозирование результата.
Она предпочла иссечь образование, расположенное на колене (у женщин меланома наиболее часто располагается на икрах ног, а у мужчин — на спине), и согласилась на удаление образования — родинок на спине и животе — на другой день.
Родинки на колене и на спине оказались тоже меланомой, и я удалил их полностью без необходимости исследования лимфоузлов, так как это была самая ранняя и наиболее безопасная разновидность — меланома in situ, при которой уровень выживаемости составляет 99%.
Родинка на животе оказалась dysplastic nevus (предраковой). Она имеет повышенную тенденцию к перерождению в меланому, но в данный момент еще не является раком кожи.
После этого я назначил ей полное обследования кожи каждые 3 месяца, потом — каждые 6 месяцев. Через два года риск появления меланомы снизился у нее до нормального, и теперь она должна проходить полное обследование кожи только раз в году, что я рекомендую всем людям старше 18 лет.
Я объяснил ей, что она должна защищаться от солнечных лучей, не подвергаться воздействию полуденного солнца, принимать витамины, которые помогут предотвратить образование новых меланом. Также порекомендовал принимать витамин D, предварительно сделав анализ крови, чтобы определить его уровень в организме.
Я посоветовал, какими солнцезащитными кремами ей следует пользоваться, какую одежду носить и какие средства нужны для стирки, чтобы ткань сохраняла солнцезащитные свойства.

Двойной подбородок — тоже проблема

Хотелось бы рассказать вам подробнее об одной проблеме, с которой ко мне все чаще обращаются пациенты во время косметических консультаций.
Молодая интересная женщина лет тридцати обратилась с вопросом, как избавиться от двойного подбородка. Ничто не помогало — ни занятия с персональными тренерами, ни соблюдение всех мыслимых диет: каждый раз лицо худело, а двойной подбородок оставался. Женщина рассказала мне, что для подтяжки шеи она также сделала серию дорогостоящих и весьма болезненных инъекций, растворяющих жир (мезотерапия), прошла лечение специальным лазером Titan и даже сеанс радиочастотной терапии. Безрезультатно. Сначала было заметно некоторое улучшение, но оно оказывалось недолговременным, и шея вновь приобретала свой первоначальный вид.
Теперь пациентка была в отчаянии. Ко мне она обратилась как к последней надежде. Осматривая ее, я увидел двойной подбородок, ранние «щечки» (так называются «бульдожьи» отвисания с обеих сторон подбородка) и начальное углубление носогубных складок. Кожа женщины была гладкой и упругой — свидетельство хорошей физической формы.
Когда я предложил ей сделать липосакцию подбородка и «щечек», она и слушать не захотела: «Это ведь операция! Меня усыпят, а потом у меня будут швы… Кроме того, кожа будет висеть, а я ещё слишком молода, чтобы делать подтяжку лица!»
Но в следующий раз она пришла с вопросами по поводу будущей операции. По мере того как я отвечал, она стала проявлять все большую и большую заинтересованность. Я объяснил, что процедура делается под местной анестезией; пациентка не будет спать, и в обезболенное место вводится небольшая игла, через которую удаляется жир. Это менее болезненно, чем лазерная или мезотерапия.
Я также объяснил, что существуют различные типы жировых клеток — одни реагируют на упражнения и диету, а другие — нет. Клетки второго типа чаще всего можно обнаружить в двойных подбородках у молодых людей. Как правило, эти клетки уничтожаются только самим организмом, когда все остальные жировые отложения будут уже использованы (вот почему у женщины оставался двойной подбородок, хотя лицо худело). Если удалить данные жировые клетки, то в этой части тела жир больше образовываться не будет. Кроме того, я рассказал пациентке, что смогу использовать этот жир в качестве наполнителя для уменьшения носогубных складок и поднятия «щечек». Никакие швы при этой процедуре не накладываются. Единственное, что придется пациентке сделать, — в течение трех дней носить специальную поддерживающую повязку, которая поможет коже приспособиться к новой, четко очерченной линии подбородка.
Посмотрев некоторые фотографии моих пациентов и прочитав статьи о косметической хирургии, соавтором которых я являюсь, женщина согласилась на процедуру.
Через неделю после операции пациентка пришла на прием со словами благодарности, очень довольная результатами липосакции. Теперь она выглядела гораздо моложе и без опасений соглашалась фотографироваться рядом со своим молодым мужем.

Продолжение тут
Эял K. ЛЕВИТ

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора