Парадокс всех времен и народов

 Свобода воли или Божественное предопределение?

Madorsky_SingenЛев Мадорский

          

 Дед был религиозный человек, но четырёх сыновей и дочку воспитать верующими не смог. Атеистическое, пионерско-комсомольское окружение оказалось сильнее. Так что папа, убеждённый атеист, повторял вслед за главным советским безбожником, братом первого президента, Емельяном Ярославским, всё те же, набившие оскомину, аргументы: «Бога придумали попы, чтобы дурачить народ и держать его в повиновении».

Но, вместе с тем, папа был фаталистом и верил в судьбу. Верил, что всё в этой жизни предопределено: «Как суждено, так тому и быть. Ничего изменить нельзя». Когда я вырос, поверил в Бога и однажды указал отцу на это противоречие: «Если Бога нет, то откуда же судьба, в которую ты веришь? Ведь судьба это и есть Божественное предопределение», он  отмахнулся: «Ты, Лёва, что-то путаешь. Судьба — одно, а несуществующий Бог — совсем другое. Они никак не связаны. Ты ещё скажешь, что и Земля вращается вокруг Солнца, потому что этого захотел Бог?».

В отличие от папы, мудрецы и философы всех времён, понимали, что отмахнуться от  непонятного и загадочного парадокса  невозможно. С одной стороны, Бог всё знает и всё может. С другой, Он, который есть Добро и Любовь, допускает в мире зло. Порой, кажется, что если бы удалось парадокс этот разрешить, то всё происходящее на Земле, включая наше  прошлое и будущее, мы бы увидели в совершенно другом свете.

Московский приятель, доктор наук, по религиозным взглядам агностик, допускает, что Всевышний сотворил вселенную, но категорически отказывается верить, что Он вмешивается в человеческие дела:

Это вы, верующие, придумали, чтобы было легче жить.

-Почему легче?- спрашиваю.

-Да потому, что кто-то твои проблемы решает за тебя.

Итак, вмешивается Бог в человеческие дела или нет? А если вмешивается, то до какого предела? Для меня всегда было важно получить ответ на эти вопросы, а, значит, и на вопрос, вынесенный в заголовок. В течении веков самый удивительный парадокс всех времён и народов пытались осмыслить величайшие мудрецы, от древнегреческих до современных.  Как в иудаизме, так и в христианстве, исламе, буддизме. Попробуем кратко резюмировать их выводы:

 

Иудаизм

У евреев, как обычно, большой разброс мнений. Одни считают, что всё зависит от слепого случая, человеческого выбора, стечения обстоятельств и отрицают роль Божественного провидения, другие, напротив, не верят в свободу воли человека и полагают, что всё предопределено. Талмудические тексты не только не вносят ясность в этот вопрос, но ещё больше его запутывают. С одной стороны, там постоянно встречаются указания, что ничего в мире не происходит без высшего предопределения, а, с другой, человек сам свободен творить добро и зло. Известный в Германии раввин на мой вопрос о его отношении к нашему парадоксу ответил, примерно, так:

«Всевышний объяснил человеку, что есть добро и что есть зло, и, одновременно, дал ему свободу выбора, свободу воли. Бог знает, что будет, но не вмешивается».

 Итак, в иудаизме две противоположные доктрины сталкиваются, борются, вышибают искры, но придти к общему мнению не могут. Наличие неразрешимого парадокса подтвердил  великий еврейский мудрец, раввин Акива:

«Всё предвидено, но свобода дана».

Позднее в том же ключе высказался и крупнейший раввинистический авторитет, философ и учёный  Маймонид (ХII в.), более известный как Рамбам:

«Бог предвидит все действия человека, но свободы не ограничивает».

Однако, среди еврейских мудрецов встречались и такие, которые считали, что парадокса не существует. Его, попросту, нет. Так, например, известные раввины Саадия Гаон и Иехуда Леви, жившие в разное время, рассуждали так:

«Божественное провидение не может ограничить свободу выбора человека, так как не является его причиной».

Долго вдумывался в эти слова, но понять их до конца так и не смог. Особенно затрудняет понимание их сути  сакральный и неразрешимый вопрос, который возник из глубины рассматриваемого парадокса во второй половине ХХ века и сам по себе носит парадоксальный характер:

Бог есть благо, добро и любовь. Почему Он допустил такое страшное зло как Холокост?   

Редко привлекается внимание к тому печальному факту, что тысячи, десятки тысяч евреев после Катастрофы перестали верить в Бога. Мой близкий родственник, живущий в Израиле, сказал об этом так:

«Стало ясно, что Бога нет. Как можно верить в Бога, который разрешил уничтожить треть избранного Им народа? Ты можешь? Я не могу».

Думаю, что если бы мы ответили на вопрос, заданный родственником, то приблизились бы к разрешению парадокса.

Христианство

 Христианство возникло из иудаизма, но разброс мнений в оценке соотношения свободы воли и Божественного провидения в протестантской, католической и православной церквях хотя и существует, но не так значителен. Согласно христианским догматам, Бог, создав человека как свободное, разумное существо, тем самым намеренно ограничил своё влияние. Причём, граница эта проходит именно там, где начинается свободная воля человека. Только в отдельных, особых случаях Всевышний вмешивается и поступает так, как Он считает необходимым. Известный христианский философ Пол ван Бюрен считает даже что

«…Бог должен по Своему собственному решению жить с тем миром, который Он создал».

Согласитесь, что само понятие: «должен!» в отношении ко Всевышнему звучит необычно. Впрочем, парадокс рассматриваемых противоречий и тут сохраняется.

Некоторые христианские философы полагают, что Всевышний дал человеку свободу действий, но может изменить ход событий, если они противоречат Его намерениям. Он позволяет человеку идти путём, который тот выбрал, но при этом контролирует ход его жизни. Другими словами, если человек делает зло, то Бог его не останавливает, но, в конечном итоге наказывает тем, что исключает из царства Божия. Таким образом, хотя Бог дал человеку свободу воли, но последнее слово остаётся за Ним и своё творение Он может снова отправить в небытие. На мой взгляд, наиболее точно и кратко выразил суть христианского отношения к парадоксу известный богослов, архиепископ Константинопольский (IV в.н.э.) Иоанн Златоуст:

«Бог всё предвидит, но не всё предопределяет».

Ислам

В мусульманстве краткое и афористичное определение сути нашего парадокса несколько отличается от приведённого выше христианского:

«Бог предопределяет, но не определяет»

В основе такого отношения лежит идея пророка Мухаммеда о полном и исчерпывающем предопределении всех действий человека.

«Если ты бросил камень, -записано в Коране, — то это его Аллах бросил».

Большинство мусульман, независимо шиитов или суннитов,  придерживаются этого изречения и верят, что, хотя человек может делать то, что пожелает, в конечном итоге, все его действия полностью зависят от воли Аллаха. Парадокс, как мы видим сохраняется, хотя и приобретает несколько иную окраску.

Буддизм

В буддизме наш парадокс приобретает необычную форму, так как в этом удивительном учении свобода воли отдельного человека сведена до минимума. Собственно, согласно буддизму, человека как личности, вообще, не существует. А что же есть? Есть некий бесконечный процесс, который развивается независимо от действий и поступков человека, по законам причины и следствия, т. е. по законам кармы. Если мы совершаем какое-то действие, то выбор наш, согласно буддийским представлениям, не свободен в любом случае. Он обусловлен прошлым опытом и текущим состоянием, т.е. той же кармой. Парадокс в буддийском варианте выглядит так:  от человека, от его деятельности ничего не зависит, но,  сама карма — это следствие наших прошлых поступков. Как говорится, просто и со вкусом. О Божественном предопределении, как и о существовании Бога, в буддизме, речь, вообще,  не идёт.

Послесловие

Для того, чтобы придти к какому-то обоснованному, объективному решению, судья выслушивает разные точки зрения: прокурора, адвоката, свидетелей обвинения и защиты. Я, познакомившись с разными вариантами отношения к парадоксу всех времён и народов, к твёрдому решению не пришёл и по прежнему плаваю в море Сомнений. Впрочем, для меня это обычное состояние. Слишком неустойчив и противоречив окружающий нас мир. Один из комментаторов на мою статью написал:

«Лев, как-то странно. Вы ничего не утверждаете и трудно понять Вашу собственную позицию».

Это правда. Я больше ищу, чем утверждаю. Особенно в вопросах связанных с религией. Истина чуть слышно звучит мало разборчивыми и, подчас, диссонирующими аккордами, мерцает где-то вдалеке смутными вспышками, струится как песок между пальцами. Ухватить её, понять и осмыслить трудно, практически, невозможно. Во всяком случае мне, простому смертному…

Сентябрь 2015

 

 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 3,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Блог новостей из Иерусалима

Израиль
Все публикации этого автора

39 комментариев к “Парадокс всех времен и народов

  1. Что касается убиенных гитлеровцами, то по-моему тут противоречия нет. Во-первых Гитлер так и не уничтожил весь еврейский народ, во-вторых потерпел поражение, в третьих на карте мира снова появился Израиль и в четвертых для человека верящего в жизнь после смерти, то есть существование иных миров, — смерть не так и страшна, ведь в конце концов она неизбежна. Что же до свободы выбора, то она присутствует в вопросах морали, так же человек волен бросить курить или наоборот начать, но вариант событий возможен только один и поскольку не все в жизни можно спрогнозировать, следует верить в предопределение и благоприятный исход. Думаю, что не человек сам себе выбирает судьбу. Тот же Гитлер в свое время хотел быть всего навсего художником или архитектором, но сложилось иначе.

    1. Единственный здравый ответ, совместимый с человеческой логикой только один: Бога нет. «Гитлер так и не уничтожил весь еврейский народ» — ну и что? Шесть миллионов со спокойствием и радостью ждали смерти, а в газовых камерах играли в пятнашки, как было на одном из идиотских комиксов? Убийца сам выбирает убить или не убивать, а жертве остаётся только ждать решения этого «свободномысялящего»? Если ответ несовместим с человеческой логикой, то какой смысл искать его опираясь на эту логику? У многих верующих ответ формулируется просто: «Мы не можем постичь замысла Божьего». Вот у них нет сомнений и они не видят парадокса.

      1. Уважаемый Геннадий! Я хотя и верю в Творца, в Высшмй разум, но не исключаю, что Он не вмешивается в человеческие дела и всё так, как Вы пишете. Хотя это маловероятно: слишком много чудес происходят кругом. особенно в истории еврейского народа. А Холокост? Да, это аргумент в Вашу пользу.

  2. Мадорский-Дмитрию

    «Что касается убиенных гитлеровцами, то по-моему тут противоречия нет. ..Тот же Гитлер в свое время хотел быть всего навсего художником или архитектором, но сложилось иначе.»
    Уважаемый Дмитрий! Но ведь в этих Ваших фразах и заложено противоречние. Если есть Божественное пределение, то значит Адольф стал не художником , а Гитлером по воле Всевышнего, а треть Богоизбранного народа была уничтожена с Его согласия. А то что для верящего в жизнь после смерти, смерть не так уж страшна я сомневаюсь. Хотя бы потому что те, кто верит в вторую жизнь (я, например) они в глубине души, одновременно, сомневаются. Иначе у нормальных людей, не фанатиков, не бывает. Не может быть. Хотя и в этом я сомневаюсь.

  3. Sorry for my English — no Russian keyboard.

    Lev,

    I have a good idea for you that may help: go to yeshivah and learn for a while and chances are many things will become clear for you.

    1. Уважаемый Залман! Спасибо за совет. Я только и занимаюсь тем, что пытаюсь чему-то научиться в религиозных делах и что- то понять. Эта статья тоже была написана с целью обсудить проблему и попытаться приблизиться к ответу на сложнейшие вопросы. Поэтому я благодарен всем участникам дискуссии.

  4. Правильный, Лёва, совет дал тебе Залман. Не знаю только, принимают ли в нашем возрасте в ешиву. Вряд ли. Если признаться, я давно перестал интересоваться/мучиться подобными вопросами. В свое время я нашел ответы на некоторые вопросы и этим ограничился. Начну с конца. Ты помнишь в 80-е гг. чуть не повальное увлечение буддизмом под видом освоения йоги. В 90-е гг. это прошло – все разошлись по своим «квартирам», когда были сняты запреты со всех авраамических религий.
    Ты пишешь: «Бог всё знает и всё может. С другой стороны, Он, который есть Добро и Любовь, допускает в мире зло». Вот, на мой взгляд, основной вопрос или самое тяжелое заблуждение, которое стало основой жуткого учения непротивления злу. Всевышним, если верить в него, заложено в человека добро и зло. Отсюда сделан неправильный вывод: бессмысленно бороться с тем, что заложено Всевышним. Но не всё заложенное в человека проявляется. А не противиться призывают с проявленным злом, с которым бороться необходимо и чем раньше, тем эффективней получается.
    Следующее: «Почему Он допустил такое страшное зло как Холокост?». Существует множество пророчеств о том, что ожидает евреев, предавших своего Б-га, отступивших от Его Торы. А сколько отступлений совершили европейские, особенно немецкие евреи. Но то, что тысячи, десятки тысяч евреев после Катастрофы перестали верить в Бога, неверно. В последние десятилетия масса евреев пришли в иудаизм, при том что их родители были железобетонными атеистами.
    «Христианство возникло из иудаизма» — и это не совсем верно. Так ещё можно сказать о первохристианстве. Начиная с IV в. христианство сознательно искажало иудаизм, всё дальше от него отдаляясь.
    «Если ты бросил камень, -записано в Коране, — то это его Аллах бросил». все его действия полностью зависят от воли Аллаха». А это вообще чушь, какой в исламе полным-полно. Там вообще можно найти, что угодно. Существуют под одной обложкой две совершенно разные версии ислама, назовем условно – версия Медины и версия Мекки. И цитируют ту, которая больше подходит в конкретной ситуации.

    1. Но то, что тысячи, десятки тысяч евреев после Катастрофы перестали верить в Бога, неверно.

      Спасибо, Марк за участие в дискуссии. Полностью отвечу тебе позже (ухожу на работу.Ученики) но сейчас только по пункту, вынеменному сверху. О массовом отказе от веры в Бога после Катастрофы, писали многие. Это, что называется, проверенный факт. В Интернете много сказано на эту тему. А то, что позже многие пришли в иудаизм, это верно. Одно не мешает другому.

    2. Мадорский-Аврутину
      А не противиться призывают с проявленным злом, с которым бороться необходимо и чем раньше, тем эффективней получается.

      Я , Марк, тоже против теории «непротивления» хотя у истоков её стоят великие люди. Но вопрос поднятый мной, решается в другом ключе. Хочется понять где проходит граница между волей человека и вмешательством Всевышнего. В какой степени Он контролирует наши поступки и вмешивается в человеческую жизнь. И вмешивается ли вообще? Самое любопытное, что в иудаизме нет чёткого ответа на этот сакральный вопрос. Даже рввины, которых я спрашивал, трактуют его по разному. Но ведь где-то есть ответ. Почему-то некоторых комментаторов, как. например, уважаемого мной Анатолия, сами поиски этого ответа вызывают раздарежние. Особенно некоторых, в том числе и раввинов, раздражает вопрос о Холокосте. Но, в целом, иудаизм не против поисков, сомнений . В иудаизме, вообще, как пишет раввин Тёлушкин: «…человеческое выше Божественного.» Я бы добавил от себя -доброта важнее ритуала. Так что евреи, не надо бояться спрашивать, искать, сомневаться…

  5. Лев, Вы знаете, я в большинстве случаев поддерживаю Вас. Мое отношение к этой Вашей статье абсолютно отрицательное.
    Эта статья должна быть снята с обсуждения немедленно. И уничтожена! Не гоже дилетантам (мне, вам, и прочим) пытаться объять необъятное. Не гоже пытаться дать оценку религии, ее ценности и значения в истории человечества. Она огромна и неоценима. Весь наш мир — взаимоотношение религий. Все войны и миры — это результат следования (верного и неверного) постулатам веры. Говорю это вам , будучи не очень соблюдающим человеком. Чуть не написал-не очень верующим, что неправда. Все 100% людей на Земле, включая атеистов — люди верующие.
    Не говоря уже о частностях:
    Я не хочу, чтобы Дмитрий писал, что смерть в Холокосте — явление предопределенное. Я не хочу, чтобы Дмитрий грязными лапами касался памяти миллионов, среди которых и мои родные. Эта тема — табу для безмозглой болтовни всуе.
    Ваши, Лев, определения религий двумя строчками — вульгарны, не точны, примитивны. Эти споры были всегда. Они всегда носят односторонний характер и не могут иметь вывода по определению.
    Христианство, например, как вам заметил Марк, не возникло из Иудаизма, а есть иудаизм , и долгое время было иудаизмом. И неизвестно, что считать изначально иудаизмом. Это потом из политических интересов Христианство было переиначено, перекручено, дополнено в угоду хитрецам, превратившись даже в смертельного врага иудаизма. Христианство затем много раз менялось и п разветвлялось под правителей, подминавших под себя веру, включая самое продажное — православие. (Православие было куплено на базаре Владимиром Мономахом в Киеве у Византийских послов, которые переговорили римских и еврейско-хазарских представителей. Это была торговая сделка).
    Нельзя также сказать — ислам — религия убийц, идиотов и т.д. Это 2 миллиарда людей. Дай Б-г нам, евреям приблизиться к этой цифре. А пока спросите исламистов, как они оценивают Иудаизм.

    Вера абсолютно нужна человечеству. Я не знаю, дана ли она самим Б-гом людям, даны ли были Заповеди Моисею или он сам их высек в камне, или веру придумали и записали мудрецы, веками, буква за буквой выверяя написанное. Но вера, мораль и религия абсолютно необходимы людям для нормальной жизни. Это главное, чем и отличается человек разумный от животного. И все, что создано человеком, кроме обычного размножения- деторождения, это результат веры.
    Вы хотите совет: даю. Вы должны сами определиться в этой интимной стороне жизни и примкнуть к выбранному направлению. В рамках этого направления Вам, Лев, все будет прояснено. Пример тому- ортодоксы, люди в массе своей счастливые и не мучающиеся раздвоением и сомнением.
    Только Римские Императоры, завоевывая мир, объявляли себя поклонниками всех религий. Надеюсь, Вы не собираетесь стать римским Императором?

  6. Я думаю, уважаемый Анатолий, когда Вы пишете, что не надо обсуждать религиозные проблемы дилетантам, то Вы не правы. А именно в этом я увидел суть Вашего интересного и развёрнутого коммента. Напротив, иудаизм призывает нас искать, сомневаться и именно обсуждать. Один раввин в Израиле сказал мне, что умение спрашивать для еврея важнее, чем отвечать. Не случайно к проблеме, вынесенной в заголовок было такое разное отношение великих еврейских мудрецов. В том числе обсуждать и такой сакральный и болезненный вопрос, как вопрос о Холокосте. У Вас и других комментаторов, которым я позже тоже отвечу( сейчас ухожу на работу, хотя и воскресенье) вызвал раздражение тот факт. что я обратился в поисках ответа к разным религиям.Но это совсем не означает, что я. как римский император поклонник всех этих религий. Мне просто интересен их взгляд.Если я читаю Коран или Новый завет, это ещё не означает, что перешёл к христианство или в ислам. А слепо верить в свтлое будущее и ни о чём не спрашивать. Это мы с Вами уже проходилм

    1. Описка. Не восресенье. а суббота.

  7. Привет, Яков. Вашу поправку полностью принимаю. Тут Вы абсолютно правы.

  8. Лев, Вы не совсем корректно мне ответили. Спрашивать раввина о правоте иудаизма — это одно, а спрашивать весь мир о правоте той или другой религии — это другое.

    1. Я, Анатолий, спрашивал не о правоте той или иной религии, а просто хотел показать в самом общем виде, как в той или иной религии решается вынесенный в заголовок парадокс.

  9. О предопределении событий читаем мидраш: «Чем больше слабел Ишмаэль, тем дальше отходила от него несчастная мать, но тут Ишмаэль взмолился Ашему: «Властелин Вселенной! Дай мне воды, чтобы я не умер самой мучительной из всех смертей — смертью от жажды!» Агарь тоже обратилась к Небу с молитвой, но ее слова были более резкими: «Ты обещал мне, что от Ишмаэля произойдет великий народ, но вот он умирает от жажды!» Однако как только Ашем захотел ответить на их молитвы, тут же вмешались ангелы ,зачем давать воду Ишмаэлю? В будущем его потомки будут убивать Твой народ, лишая его воды.
    Какое событие имели в виду ангелы? Сразу после разрушения Иерусалимского Храма, когда Навахуднецар вел еврейский народ в первое изгнание, евреи проходили мимо селений Ишмаэля. Сильная жажда мучила изгнанников и они начали умолять потомков Ишмаэля:» Мы с вами братья, дайте нам немного воды», но ишмаэлиты сказали:» сперва поешьте, а потом дадим вам воды», — и принесли евреям соленое мясо и рыбу. А когда те съели это, поднесли им мехи для воды. Многие евреи жадно приникли к этим бурдюкам и тут же умерли, ибо ишмаэлиты наполнили их не водой, а воздухом. Воздух вырывался из плотно надутых мехов и разрывал легкие ослабевших людей. Итак, ангелы «напомнили» Ашему этот эпизод из будущего, но Ашем ответил так: «Я сужу человека в соответствии с тем, как он ведет себя сейчас, а не с тем, что он будет делать в будущем. Сам Ишмаэль никого не заставлял умирать от жажды. Поэтому и я не буду карать его за злодеяния, которые совершат его потомки в будущем».

  10. Спасибо, Дмитрий. Прочёл с большим интересом. Говорит в пользу того. что Божественное предопределение существует. Хочется верить, что существует и конечный замысел, понять который нам пока не дано…

  11. ВСЕ ПИШУТ О ИУДЕЯХ НО В 20 ВЕКЕ БЫЛ УНИЧТОЖЕН НАРОД-ИДН! 80%иудеев говорили на идиш.Убивали народ цари,правители всех идеологий, верований (в том числе и иудейской).возбуждали самонен авистьпрезрен ие к «местечковости»,языку,культуре.Жизнь народа в местечках защищала от растворения в окружающей среде, сохранение веры и обычаев. Внутренний ра скол начался с образования сектанства,национал-социалистических партий…Мы забыли кто мы.Интернал-антисемитизм добил народ… Мир не захотел занести в красную книгу целый народ и до сих пор не видит уход его из истории….кого винить в этом? Вспоминают лауреатов нобелевских премий…

    1. Совершенно согласен с Вами , А. Разными путями убит самый талантливый и умный во все времена Идишевский народ. Народ, который лидировал во всем во всех странах с 18 по 20 века
      Мир, и особенно Европа, включая Россию, все не могут простить этому народу его тотальное превосходство.
      Единственное добавлю, этот народ родил сионизм и воплотил его в жизнь, спасая себя

      1. Согласен. Жалко языка идиш и всей местечковой жизни, которую знаю только по рассказам бабушки из книг Шолом-Алейхема. Но , наверно, это был неизбежный и даже естественный поступательный процесс . И, согласитесь, Анатолий, и А. , в некоторой степени процесс выхода из гетто. Кроме того из идиша возродился иврит, а это великая победа евреев и великое чудо. Может быть. в определённом смысле, уход от идиш стал новой, более высокой ступнью развития для потомков Авраама?

        1. Лев, нет Убит народ, убито искусство идиша, убиты философы, убиты ученые. Это не поступательный процесс, а Идиш — это далеко не только местечко. Иврит не родился из Идиша. Выход из гетто мог бы быть и другой. Например, не нужно уничтожать народ, чтобы вывести из расизма, крепостного права и т.д. Это не победа евреев, а поражение. Да В Израиле отказались от Идиша, но по другой причине. Отказались для того, чтобы не доминировать над не идишевскими евреями. Это было великодушие Идиша.
          Американские евреи, давно удя из гетто, во многом перевернули Америку и даже мир
          Сегодня это уже история.

          1. Понимаю Ваши эмоции, уважаемый Анатолий! В Ваших словах есть правда. Но согласитесь и Вы, что иврит -язык более близкий и естественный для евреев, чем идиш-диалект немецкого.

            1. На Идиш говорили мои родители и родители жены. Русский для них был второй язык, а не первый, хотя мама прекрасно знала русскую литературу. Все вокруг евреи говорили на Идиш. В Черновцах последним в СССР закрылся еврейский театр. Родители окончили до войны школы на Идиш. Я и моя жена немного понимаем Идиш.
              Московские евреи -самые обрусевшие евреи России, им не понять. Концерты и спектакли в США на языке Идиш сегодня переполнены. Самые выдающиеся евреи 20-го века говорили на Идиш.
              Идиш уходит. Сегодня активно на Идиш говорят только ортодоксы.
              Идиш — это душа ашкеназийского еврея. Перейдя на Иврит, еврей стал человеком другой культуры, извините, часто более низкой культуры. Ивриту еще расти до Идиша.
              Мамэ Лошен (мамин язык) — это так сладко…

              1. После Вашего кэмоционального коммента, Анатолий, я подумал, что. наверно, Вы правы и потеря идиша-это существенная потеря для евреев. Мои родители тоже говорили на идиш, когда хотели, что-то скрыть от меня и сестры. поняли

  12. Уважаемый Лев! Ваша статья хороша тем, что отражает попытку разобраться в сложнейшей проблеме. Но, к сожалению, и только. Полагаю, что если бы оно было, Вы бы дали определение – что или кто – это Бог. Но такого общепринятого определения нет. Равно, как и понятиям «еврей/иудей » или «избранный народ». Не стоит и радоваться слову религия – это просто бизнес (крутой) вокруг имени Бога. Что касается вопроса » Почему Он допустил такое страшное зло как Холокост?» – так это вообще провокация. Любой ответствующий предполагает, что он знает планы Бога!

    1. Полагаю, что если бы оно было, Вы бы дали определение – что или кто – это Бог. Но такого общепринятого определения нет.

      Спасибо за участие в дискуссии, Борис. Я верю в существование Бога. И потому ( для атеиста вопрос этот не имеет смысла) для меня важно не определение Всевышнего, а понимание в какой мере Он вмешивается в человеческую жизнь. И вмешивается ли, вообще. От этого зависит и решение парадокса ,

    2. Уважаемый Лев! Как бывший атеист, не могу согласиться с Вашим парадоксальным заявлением. С одной стороны Вы верите, а с другой – хотите проверить!? Это как с прогрессом. Все знают, что это движение вперед. Но никто не знает, где он, этот самый «вперед». Кроме, конечно, «там, где брошка» Мое определение Бога: «Бог – это субстанция, способная получать информацию обо всех следствиях и влиять на все причины». Рассматривая это определение, мне удалось профессионально и неопровержимо убедить себя в Его существовании. И в Его непрерывном влиянии на каждого землянина. Если Вам интересно, пожалуйста, http://www.liveinternet.ru/users/3565990/post216139397/

      1. Мадорский-Борису.
        С одной стороны Вы верите, а с другой – хотите проверить!?

        Да, Борис, именно так. Я верю, но не без доли сомнения. Более того, я думаю, что у большинства верующих это сомнение присутствует. В той или иной мере. Несколько лет назад один высокопоставленный священник признался мне, что он не уверен до конца в существовании Бога. По моему, это нормальное состояние для не фанатика.

        1. Уважаемый Лев! Спасибо за прояснение Вашей позиции. Правда, я очень сомневаюсь в Вашем праве кивать на большинство верующих. Особенно, из-за упоминания о высокопоставленном священнике. Их Бог, это их придумка. Конечно, сомнение это нормально для любого не фанатика, но лишь в случае, если он честен перед собой. Если даже себе он пытается честно ответить на возникающие вопросы.

          1. Их Бог, это их придумка.
            А я думаю,Борис, что с Богом можно говорить из разных домов. Главное, чтобы обращение к Нему шло от сердца. Для Него ритуальная сторон, на мой взгляд, вообще не имеет значения. «Доброта важнее ритуала. Человечность важнее Божественности.» Цитирую раввина Тёлушкина.

            1. Трудно понять, уважаемый Лев. С одной стороны, ритуалы не имеют значения – с этим я согласен. Тем более, что только тогда не будет противоречия с Его всеведением и вездесущностью. Обратите внимание, все молитвы людские имеют либо просительный, либо восхвалительно-благодарственный характер (даже за забитый гол). Почему бы не поинтересоваться, а может Ему чего-то от людей надо? Не только дать им свободу воли. С другой стороны, по Вашему, главное, чтобы из сердца исходило. А если в сердце только ЗЛО (кстати, как по-Вашему его (зло) можно определить? Только, пожалуйста, не через ДОБРО)? И, с третьей стороны, чем еще знаменит раввин Телушкин?

              1. Начну с третьего вопроса о раввине Тёлушкине. Он написал знаменитую на весь мир книгу ( добавлю — мою настольную ) Еврейский мир). В отношении второстепенной роли ритуалов я рад, что мы единомышленники. А вот по поводу общения с Богом не формально, а от сердца-тут сложее. Мне кажется. что Он не поддержит человека, если речь идёт о злом деле. Если, конечно, Всевышний, в принципе, вмешивается в человеческие дела.

              2. Спасибо! Понял Вашу позицию. Для меня, однозначно, — Бог «пасет каждого из нас непрерывно». А вот свобода воли человека, как раз, и требует от него различать добро и зло.

  13. Парадокс в том,что современный иврит не очень похож на древний иврит ни по словарю,ни поал фавиту…Он,вероятно,похож на арамейский-вавилонский.Он не прошёл адаптацию к современности и развитие и прогресс народа,как язык идиш. Вероятно,тяжело читать европейским народам произведения ,написанные языками средневековья… нужны переводчики.У евреев польско-литовских14-го века было пожелание Чтобы в будущем году говорили на немецком языке… Общими были слова из пятикнижия торы и современных им языков соседей… не надо было изобретать новые термины-не понятные соседям…полагаю,что современный»новый» иврит создан как противоядие от угнетения юдофобами и асиимиляции …таким образом,в 20-ом веке был .уничтожен язык и народ самобытный.Помогали и социал-манкурты…

  14. Парадокс в том,что современный иврит не очень похож на древний иврит ни по словарю,ни по ал фавиту…Он,вероятно,похож на арамейский-вавилонский.Он не прошёл адаптацию к современности и развитие и прогресс народа,как язык идиш. Вероятно,тяжело читать европейским народам произведения ,написанные языками средневековья… нужны переводчики.У евреев польско-литовских14-го века было пожелание Чтобы в будущем году говорили на немецком языке… Общими были слова из пятикнижия торы и современных им языков соседей… не надо было изобретать новые термины-не понятные соседям…полагаю,что современный»новый» иврит создан как противоядие от угнетения юдофобами и асиимиляции …таким образом,в 20-ом веке был .уничтожен язык и народ самобытный.Помогали и социал-манкурты…

    1. Не совсем так. Иврит не был принят в Израиле, как противоядие антисемитизму или народам других стран. История принятия Иврита и гиброизация идишевских фамилий известна. Её можно прочитать в книгах.
      В молодой Израиль приехали евреи разных стран. Стал вопрос, на каком языке говорить. Идиш был самым распространённым, но были ладино и иврит, было много евреев, не говоривших ни на каком еврейском языке. Бен Гурион, думаю , он не говорил на Идиш. И его соратники решили : Иврит. Идиш проявил великодушие. Потом было приказано правительству и военным переиначить свои фамилии на Иврит

      1. Хочу добавать, что возродивший древний язык Бен-Иехуда Элиэер, шёл к этому подвигу всю жизнь. Он сделал чудо, беспрецедентное в истории языков-возродил мёртвый, древний язык. Иногда кажется что без участия Всевышнего такое чудо было бы невозможно. Особенно если учесть, что на возрождённом языке начали говорить через всего 10 -ть лет после его появления. В школах Эрец-Исраэль учителя учили детей ивриту и одновременно учились сами. Такого не было никогда в истории. Нет, без чуда здесь не обошлось…Так что с уходом идиш (жалко ,конечно) и приходом иврита можно: «Король умер. Да здравствует король !»

  15. **Свобода воли или Божественное предопределение?**
    Я думаю, что этот вопрос один из множества подобных, которые скрыты за Завесой. Подглядеть туда дано не многим, и как сказал один из пытавшихся : *вижу То, но как через мутное стекло*. А Платон вообще дал аналогию связанного человека в пещере, который видит не внешний правдишний мир, а лишь тени на стене, — и думает, что это и есть объективное битие, сурово определяющее сознание (шутка). Мне кажется, через 120 лет мы все, — в Лучшем Мире, на Тонком Плане, — это все узнаем и вытрясем правду из Платона и Сократа, — почему они были такие умные, а мы — нет. Ну и про допущения зла на отдельно взятой планете. (Это уже в академии повыше платоновской, если туда дадут Пригласительный Билет, от которого карамазовы отказываются).
    А на данный историческо-материалистический момент нашего бытия на Толстом Плане, я считаю, что жить надо так, чтобы не было мучительно душевно больно в конце жизни и после конца оной. Чего желаю себе и всем читающим мое личное мнение. Про эту-то боль и глаголет буддизм, принципиально отказываясь от вопросов **высшей духовной математики**

Обсуждение закрыто.