АНАТОЛИЙ КАРПОВ — ЛИЦО БЕЗ ПРИКРАС, или Становление будущего чемпиона мира

Двенадцатый чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов родился 23 мая 1951 года в городе Златоусте, на Урале, в рабочей семье. За шахматную доску впервые сел, когда ему исполнилось четыре года. Первые свои партии он сыграл со своим отцом. Отец оказался суровым экзаменатором и все партии до единой выигрывал. Когда маленький Толя хотел расплакаться, отец говорил ему: «Без проигрыша нет выигрыша, а будешь хныкать — вообще не стану с тобой играть».

Со временем проигрышей у Анатолия становилось меньше. Его способности к шахматной игре раскрывались в полной мере. В девять лет он уже был в Златоусте перворазрядником, а в двенадцать — кандидатом в мастера. Но его взоры всё больше были обращены к Москве, где было много квалифицированных тренеров и много талантливых шахматистов всех возрастов.

Однако и у периферийных шахматистов есть свои преимущества. С малого возраста они приучаются к самостоятельности. Следует отметить, что это стало одной из основных черт шахматиста Анатолия Карпова. А ту, чуть ли не единственную шахматную книжицу, что случайно попала ему в руки в районной библиотеке Златоуста, он зачитал не до дыр.

Это была известная книга знаменитого чемпиона мира по шахматам Хосе Рауля Капабланки «Основы шахматной игры» (М-Л, 1930г.), «Учебник шахматной игры», «Мои шахматные игры. Моя шахматная карьера» М.1983г.

Если первая книга Капабланки заложила основы шахматного стиля юного Анатолия Карпова, то последние книги стали настольными у возмужавшего гроссмейстера и уже успевшего стать чемпионом мира, в свои 24 года отобравшего шахматную корону, вернее, содравшего её с головы Роберта Фишера. Хорошее начало большой шахматной карьеры.

Творчество великого кубинца Капабланки оказало на Анатолия Карпова огромное влияние.

Двенадцатилетний мальчик из далёкого уральского Златоуста уже переписывался с патриархом советских шахмат Михаилом Ботвинником, открывшим шахматную школу для талантливых детей. Он собирал их два раза в год на двухнедельные семинары. На них он проверял выполнение домашних заданий, обсуждал теорию шахмат в свете современных веяний и давал каждому учащемуся индивидуальное новое задание.

Но именно в школе Михаила Ботвинника у Анатолия Карпова получился большой казус. Не усмотрев в подростке большую шахматную харизму, Михаил Ботвинник исключил его из дальнейших занятий. Впоследствии, когда Анатолий Карпов стал известным шахматистом, гроссмейстер Александр Котов упрекнул Ботвинника в том, что он в своё время не разглядел таланта юного Карпова и отчислил его из своей школы. На что великий шахматный наставник ответил:

«Да, так случилось, каюсь, но рассмотреть в маленьком Толе с его скучнейшим стилем игры настоящего Анатолия Карпова, уже известного шахматиста, было абсолютно невозможно. Но каяться не приходится».

После окончания школы Анатолий Карпов в 1968 году без конкурсных экзаменов поступил в Московский Государственный университет на экономический факультет. Руководитель шахматной Федерации в Советском Союзе полковник юстиции кандидат в мастера Виктор Батуринский в 1968 году назначил тренером Анатолия Карпова гроссмейстера Александра Котова.

С таким неимоверным трудом завоёванные мировые шахматные вершины страна большевиков никому не желала уступать. Поэтому тонкие психологи и парапсихологи из перспективного совета шахматной Федерации Союза постановили (1969 г.) назначить восходящей звезде советских шахмат Анатолию Карпову наставником гроссмейстера, ленинградца Семёна Абрамовича Фурмана (1920 — 1978 гг.), как знатока современной шахматной теории и практики.

Уже в то время в тренерском совете Федерации негласно было решено делать ставку на патриотичного коммуниста Анатолия Карпова, а не на беспартийного и неблагонадёжного Бориса Спасского, отец которого в дореволюционное время был священником.

Его тренер во Дворце пионеров в Ленинграде Владимир Зак держал это в большом секрете, как и то, что Борис Спасский — нееврей (?).

Следует отметить влияние Александра Котова, который, будучи тайным агентом КГБ, ввёл в те же коридоры Лубянки и Анатолия Карпова; они тесно дружили всё время и помогали друг другу.

Семён Фурман был наставником Анатолия Карпова с 1969 по 1978 год до своей кончины. Для полнокровных занятий шахматами по его ходатайству Анатолий Карпов был переведен из МГУ на экономический факультет Ленинградского Государственного университета им. А. А. Жданова. И сколько лет Анатолий Карпов занимался шахматами с Семёном Фурманом, столько лет Анатолий Евгеньевич находился в стенах ЛГУ.

Семён Абрамович Фурман — советский шахматист и крупный шахматный теоретик, международный гроссмейстер (1966 г.), заслуженный тренер СССР (1973 г.), тренер сборной команды СССР на шахматной Олимпиаде 1974 года и чемпионате Европы 1977 года.

Для игры Семёна Фурмана были характерны: «Энергия в атаке и хладнокровие в защите» (Пётр Романовский). «Партии Семёна Фурмана монументальны. Он обладал глубокой позиционной интуицией, вносил много нового в дебютную теорию…» (Александр Константинопольский). «Внёс ценный вклад в развитие теории ряда дебютов: защиты Грюнфельда и Нимцовича, испанской партии, ферзевого гамбита и других дебютов» (Михаил Таль).

Годы занятий Семёна Фурмана с молодым студентом ЛГУ Анатолием Карповым заложили основательный фундамент его будущей блестящей шахматной карьеры, хотя и не совсем соответствующей всем нормам приличия. Но об этом ниже.

А сам Анатолий Карпов о сотрудничестве с Семёном Фурманом отозвался так: «Моё содружество с ним являло собой идеальное сочетание».

Во время занятий в МГУ на долю Анатолия Карпова выпал огромный успех. Он выиграл отборочный турнир трёх сильнейших мастеров и получил право представлять СССР на первенстве мира среди юношей.

Советские шахматисты были сильнейшими в мире: владели всеми титулами, какие только были. Были чемпионами мира среди мужчин, женщин в личных зачётах, в командных соревнованиях, регулярно побеждали в студенческих чемпионатах мира. А вот звания чемпиона мира среди юношей удалось выиграть до Анатолия Карпова лишь Борису Спасскому в 1955 году. Анатолий Карпов добился этого звания в 1969 году. Чемпионами мира среди юношей также становились советские шахматисты Александр Белявский, Артур Юсупов, Сергей Довлатов и Гарри Каспаров.

Будучи студентом МГУ и ЛГУ Анатолий Карпов успешно выступал в ряде соревнований: 1-е место на чемпионате РСФСР (1970 г.);

4-6 места на турнире в Каракасе (1970 г.); 1-2 места вместе с Леонидом Штейном на московском Мемориале Александра Алёхина (1971 г.); 1-2 места на новогоднем международном турнире в Гастингсе (1971/1972 гг.);

1-3 места с Тиграном Петросяном и Ласло Портишем на крупном международном турнире в Сан-Антонио (1972 г).

Именно на Карпова и возлагалось будущее советских и мировых шахмат.

Продолжение следует

Опубликовал: Борис СМОЛЕНСКИЙ

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 3,33 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора