Горит ли мудрость?

Набрав «смаг» на интернете, я получил автошколы, общества с ограниченной ответственностью… Но для еврея «смаг» — это «Сефер мицвот агадоль», «Большая книга заповедей» рабби Моше Даршана (проповедника) из Куци, мудреца 13 века, чьи объяснения заповедей Торы остаются одним из авторитетнейших источников для установления и интерпретации Закона.

Любопытная перекличка: русская фамилия Смагин происходит от «смага» — сажа, копоть и подразумевает загар, пылкий характер, пламя. Еврейский Смагин — от «Смаг» и означает, что основатель фамилии был потомком автора или знатоком «Великой книги заповедей».

Так мудрость или копоть? И вообще — горит ли мудрость? Этот вопрос для рава Моше был отнюдь не абстрактен…

Моше бен Яков родился, вероятно, в городке Куци (Куси) на севере Франции. Ничего не известно о его жизни до 1230-х, только имена предков и учителей. Отцом его матери был рав Хаим бен Хананель а-коэн из Парижа, а свояком — выдающийся тосафист рабби Шимшон, «Князь из Куци». Учителей рава Моше определяют не вполне уверенно. Почти достоверно, что одним из них был лидер евреев Франции рабби Йеуда бен Ицхак «Сир Леон» (1166-1224), глава парижской йешивы и поэт. Даршан упоминает Йосефа — это либо поэт рав Йосеф из Шатр, либо тосафист рабби Йосеф бен Барух из Парижа. Также упоминает рава Шимшона из Санса и рава Баруха бен Ицхака из Вормса, автора «Сефер а-трума» (Книги отделения); манера позволяет предположить, что речь о наставниках. Иные называют учителем Даршана одного из величайших каббалистов Средневековья рабби Йеуду а-Хасида, автора «Сефер хасидим» (Книги праведных, 1150-1217), жившего в Германии поэта и путешественника. Всё это вполне вероятно, но не слишком достоверно — Даршан своей личностью и биографией развлекался мало и приходится отыскивать намёки из его и современников трудов.

Рав Моше был широко образован, свободно владел, кроме иврита и арамейского, французским, испанским и арабскими языками, был человеком горячим и искренним — его проповеди буквально захватывали людей, меняли их жизнь. Талмуд говорит: «что идёт от сердца — входит в сердце». В 1235 году он объездил Францию, в 1236 — Испанию. Он звал людей к строгому следованию Закону, подчёркивая при этом, что формальное соблюдение заповедей не может считаться высокой заслугой, если оно не связано со стремлением к справедливости и братским отношением к другим людям независимо от их веры и расы.

В те годы в Испании нередки были смешанные браки, евреи женились на христианках и магометанках. Случайно ли столько наших собратьев через пару веков, в эпоху бедствий сделается «маранами» (от испанского «маррар» — заблуждаться, на иврите «анусим» — принуждённые) — частичный отход от Традиции подготовил возникновение этой группы несчастных, оказавшихся «чужими среди всех». Влияние Даршана было огромным и многие соплеменники после его выступлений разошлись со своими нееврейскими жёнами. Увы, не все. Обратите внимание, рефрен его проповедей и книг: доброе отношение и взаимная поддержка людей любых вер и национальностей; рав Моше подчёркивает это как религиозную обязанность еврея. Он — один из величайших апологетов человеческого братства, но Закон Всевышнего разграничивает роли и обязанности людей и народов. Смешанный брак еврею категорически запрещён — конечно, если партнёр прежде не прошёл гиюр и тогда он 100% еврей.

Не все столь миролюбиво понимали взаимоотношения религий — нередко перешедшие в христианство евреи становились гонителями недавних собратьев. Выкресты (на иврите «мешумадим» — погубленные) были осведомлены в еврейской практике и литературе и, желая выслужиться перед новыми начальниками, а нередко и оправдать перед самим собой отход от Закона Создателя, составляли доносы и пасквили. Не станем всуе поминать позднейших Торквемаду и Пабло Христиани (оппонента Рамбама в диспуте, когда Нахманид имел уникальное право говорить свободно). В эти же годы инициатором борьбы с еврейской мудростью сделался свежий францисканец Николя Донин, бывший ученик парижской ешивы. Пишут, что толчком, превратившим талантливого иудея в Николя, были не мягкие ответы рава Йехиеля на сомнения и возражения юноши, а резкая отповедь Даршана, но на чём сие основано, неведомо. Николя был великолепным оратором (не в Троцком ли его душа возродилась?), им двигали мощные силы: честолюбие, обида на бывших соплеменников и ненависть. Пока Даршан ездил по Франции и возвращал евреев к Творцу, Донин, под эгидой подготовки очередного Крестового похода, призывал к погромам в Бретани — и спровоцировал их, хотя объявивший поход Папа Григорий IX был тогда в них не заинтересован. В Бретани, Бордо, Сенте… убито больше 3000 евреев, сотни насильно крещены.

И вот ставший отныне знаменитым «пастырем» Донин добивается от короля и Папы разрешений на диспут, где он будет обвинять евреев в том, что они не христиане. В 1239 «образумившийся» Папа повелит изъять у евреев все священные книги (приказ выполнен только во Франции).

Skaji454-Наконец в 1240 диспут назначен, ответчиками от евреев должны выступать 4 выдающихся раввина: рав Йехиель Парижский, Даршан, рабби Йеуда из Милана и рабби Шмуэль из Шато-Террари. Говорил только рав Йехиель, мягко и дипломатично, уровень «ответчиков» был, конечно, выше, чем у обвинителей, и даже христианское жюри подтверждает их «невиновность». По ходатайству епископа Шанца часть конфискованных инквизиторами книг евреям возвращена. Но после подковёрной борьбы, через год — приказ Людовика IX «Святого» об изъятии «на проверку об оскорблении христианства» еврейских книг. А 17 июня 1242 на Гревской площади, поблизости от собора Нотр-Дам, сожжены 24 повозки с копиями Талмуда. Помните, как в 2019 этот собор горел? На небесах вспомнили и напомнили.

И рав Моше садится за «Книгу заповедей», вскоре названную «Большой» или «Великой» — в отличие от созданной через 20 лет на её основе «Малой» или «Краткой» Книги заповедей рабби Ицхака из Корбеля. Цель работы — заменить евреям Талмуд на то время, когда он недоступен или его изучение запрещено. В книге подробно разобраны все 613 заповедей Торы. В организации материала Даршан опирался на «Книгу заповедей» Рамбама и «Книгу трепещущих» рабби Элиэзера из Меца. Но, в отличие от Рамбама, Даршан включил моралистические и философские рассуждения, ссылки на источники и продолжительные дискуссии о возможных толкованиях и деталях заповедей. Закончив труд в 1247, рав Моше разослал во многие общины, в том числе в Испанию, специально изготовленные копии СМАГ — чтобы евреи могли пользоваться ею в повседневной жизни. Книга написано очень ясным и чётким языком, ведь её задача — «чтобы мудрость не сгорела» и пришла к людям.

Книга сразу стала настольной, она многократно издавалась и комментировалась, в частности, «отцом ашкеназских обычаев» Мааршалем и хахамом Элиягу Мизрахи, главой евреев Османской империи. А созданный на её основе «СМАК» (где, в отличие от Г — «гадоль», большой, К означает «катан» — малый), разосланный рабби Ицхаком из Корбеля с просьбой «делать с него как можно копий» вошёл буквально в каждый еврейский дом. Так, «благодаря» извергам-антисемитам, у нас появились великие труды. «Благословен Творец, использующий глупца и грешника».

Перу Даршана принадлежит одна из слихот (покаянных молитв), посвящённая сожжению святых манускриптов — автор хотел, чтобы её произносили на коленях. Им создан комментарий к Пятикнижию, тоже очень ясным языком; до нас он дошёл лишь в многочисленных цитатах. Написал тосафот к трактату Талмуда Йома, посвящённому Йом-Кипуру. Можно сказать, что Даршан выступил в нашей истории «ангелом покаяния».

Он оставил много выдающихся учеников — но не подробности своей жизни. И даже не дату смерти. А умер ли он? Вы ни найдёте практически ни одной обсуждаемой темы Торы, где не блистала бы ссылка на СМАГ. Так мудрец становится частью души Израиля. 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора