«Батяня Рапопорт»

Друзья, еще раз восхитимся и с благодарностью поклонимся бесстрашному воину, герою, выдающемуся ученому и настоящему человеку!

Полковое начальство называло его «Бесстрашный Иосиф», а бойцы его десантного батальона называли своего комбата — «Батяня Рапопорт». Его трижды (!) представляли к званию Героя Советского Союза, и он дважды (!) мог получить Нобелевскую премию.

Вместо предстоящей защиты докторской диссертации, назначенной на 27 июня 1941 года, он в первый день войны 22 июня отправился добровольцем на защиту мира от фашизма.

В 1944-м в Венгрии в тяжелейших боях на озере Балатон пуля попала ему в висок, прошла через мозг и выбила глаз. Но он не просто выжил, а вскоре после такого страшного ранения вернулся в строй в свой десантный батальон. В Германии на том месте, где 8 мая 1945 года был его последний бой, установлен обелиск: «Здесь закончилась война!».

Он был бесстрашным не только на войне, но и в мирной жизни. Являясь одним из отцов советской генетики, он практически в одиночку спас честь своей науки, не побоявшись сражаться в 1940 — 50-е годы с мракобесием Лысенко. За это он был лишен работы не только в науке, но, чтобы прокормить семью, не смог устроиться на работу даже в… метро.

Он был самым скромным членом-корреспондентом Академии наук СССР и Героем Соцтруда, не имевшим ни кабинета, ни секретаря. А всю полученную им Ленинскую премию он раздал сотрудникам своей лаборатории.

Иосиф Абрамович Рапопорт или Юзик, как называли его родители, а потом и коллеги по работе, родился 14 марта 1912 года в еврейской семье врача-терапевта в городе Чернигове. После окончания школы в 1930 году он был принят на биологический факультет Ленинградского государственного университета. Там увлекся генетикой и, чтобы читать зарубежную научную литературу в подлинниках, освоил несколько европейских языков, в том числе английский и немецкий.

При этом Иосиф Абрамович рассказал, что в молодости он страстно желал стать летчиком и занимался в авиаклубе и не менее страстно мечтал о биологии. Однажды между полетами и прыжками с парашютом, лежа на траве летного поля, он решил, что необходимо сделать выбор между авиацией и биологией: каждая из них была слишком серьезной, чтобы отвлекаться на что-либо еще. Он склонился к биологии. (Но авиация оставалась его скрытой страстью. Во время Отечественной войны Иосиф Абрамович делал безуспешные попытки попасть в авиацию; позже он попал в подразделение воздушно-десантных войск, правда, в пехоту, где геройски командовал стрелковым батальоном.)

В 1936 году Иосиф Рапопорт женился на Лии Владимировне Луговой, которая одновременно с ним поступила в аспирантуру по микробиологии. В феврале 1937 года у них родился сын Роальд, названный в честь полярного путешественника Роальда Амундсена. По окончании аспирантуры при Институте экспериментальной биологии в 1938 году Раппопорт защитил кандидатскую диссертацию по генетике.

17 июня 1941 г. на ученом совете биофака МГУ 29-летний Иосиф должен был защищать докторскую диссертацию, но в связи с отсутствием кворума защиту перенесли на 28 июня. Как талантливый ученый он имел право на бронь, но 22 июня младший лейтенант запаса И. Рапопорт явился в военкомат добровольцем. После трехмесячной учебы на командных курсах «Выстрел» и после многочисленных рапортов о переводе в действующие войска 25 октября 1941года его направляют в самое пекло, в Крым командиром батальона — в звании старшего лейтенанта. Из Крыма тяжелораненого Рапопорта вывезли на одном из последних транспортов. Оправившись от ранения, он снова на фронте, и в должности командира роты — на Крымском фронте.

С весны 1942 г. он — командир батальона в Иране. Затем опять госпиталь и Военная академия им. Фрунзе. Во время обучения в академии защитил в МГУ отложенную из-за начала войны докторскую диссертацию по генетике. В 1943 году Рапопорт был направлен в Москву на прохождение ускоренного курса Военной академии имени Фрунзе. Случайно он встретился с одним из генетиков, а тот рассказал об этом заведующему кафедры генетики биофака МГУ. А последний вспомнил, что сохранились плакаты, подготовленные Рапопортом к защите его докторской диссертации в июне 1941. Эти встречи привели к тому, что на ближайшем заседании ученого совета биофака 5 мая 1943 года состоялась защита докторской диссертации И. А. Рапопорта. От предложения вице-президента АН СССР академика Орбели отозвать его из армии для продолжения научной работы Иосиф отказался так же решительно, как и от места преподавателя на кафедре военной истории академии. Он выбрал фронт.

Иосиф Рапопорт и Лия Луговая
Иосиф Рапопорт и Лия Луговая

Никто бы не поверил, что этот, в недавнем прошлом кабинетный ученый, окажется бесстрашным воином и замечательным офицером. О его подвигах писали фронтовые газеты. Трижды Рапопорта представляли к званию Героя Советского Союза. Первый раз он был представлен осенью 1943 года за форсирование Днепра. В той операции по форсированию Днепра капитан Рапопорт, будучи начальником штаба стрелкового полка, нарушив приказ и рискуя угодить под трибунал, изменил место переправы, удачно выбрав его на стыке немецкой обороны. Это позволило с малыми потерями форсировать реку в удобном месте и закрепиться на высоком западном берегу. Сам Рапопорт во время форсирования командовал передовым отрядом.

В итоге вся 62-я дивизия, куда входил его полк, смогла навести переправы и закрепиться на западном берегу Днепра. Когда немцы, опомнившись, нанесли огневой ответный удар, командир дивизии вместе со своим штабом удрал. А полк, командование которым принял на себя капитан Рапопорт, вместе с другими полками трое суток отражал атаки элитных немецких дивизий «Райх» и «Гроссдойчланд».

За этот подвиг Рапопорт был представлен к званию Героя, но…

32 человека, включая сбежавшего комдива, звание Героя получили, а Рапопорт — нет. И вот почему. Когда комдив после отраженной немецкой атаки вновь появился на западном берегу, Рапопорт перед строем ударил его по лицу, назвав мерзавцем и трусом. Комдив обиды не простил и свое представление на Рапопорта отозвал. На послевоенных ветеранских встречах комдив пытался помириться с Рапопортом, но тот ни разу не подал ему руки.

Второй раз Рапопорта представили к званию Героя в 1944 за бои в Венгрии у озера Балатон в 1944 году. Но звания Героя его вновь не удостоили.

Вот сокращенный текст второго представления: «Рапопорт Иосиф Абрамович, гвардии капитан, командир стрелкового батальона 29 гвардейского воздушно-десантного стрелкового полка 7-й гвардейской воздушно-десантной Черкасской краснознаменной дивизии представляется к награждению орденом Ленина с присвоением звания Герой Советского Союза. Не имея задачи овладеть переправой через канал Саваш, но, учитывая, что последний соединяет озеро Балатон с Дунаем, Рапопорт проявил разумную инициативу. На плечах у противника перебрасывает пехоту через минированный мост, атакует командные высоты противника на северном берегу канала, сходу захватывает крупнейший пункт обороны немцев гор. Мозикамаром… В этих боях батальон Рапопорта уничтожил 1000 немцев, подбил 12 танков, 8 бронетранспортеров, 16 огневых точек противника, захватил 220 пленных. Во всех перечисленных боях тов. Рапопорт, беспрерывно находясь в боевых порядках, умело обеспечивал взаимодействие пехоты с приданными средствами, в критические моменты боев лично руководил приданной артиллерией, действовавшей на прямой наводке. Примечателен также случай успешного отражения атаки немецких танков стрелковым батальоном Рапопорта с помощью фаустпатронов, захваченных у самих же немцев.

Будучи тяжело ранен (пуля снайпера попала в висок, выбила ему глаз и задела мозг), не ушел с поля боя до отражения батальоном всех контратак. Личной храбростью, бесстрашием в борьбе с противником воодушевлял бойцов на выполнение всех боевых задач. Достоин высшей правительственной награды — звания «Герой Советского Союза». Командир 29 ГВДСП гвардии майор Шинкарев, 27 декабря 1944 г.».

Чудом выжив после того страшного ранения, Раппопорт сбежал из госпиталя в свой батальон. Хотя он перевыполнил боевую задачу, но снова — отказ в награждении, и это при том, что операция была занесена в учебники по тактике как одна из наиболее дерзких и удачных.

Начальник управления по увековечению памяти погибших при обороне Отечества Министерства обороны России генерал-майор Александр Кирилин сказал: «Я не раз читал представления к званию Героя Советского Союза. У многих одного эпизода хватало, чтобы это звание присвоить. Иногда человека представляли к ордену, а давали Героя. У Рапопорта таких эпизодов пять плюс тяжелое ранение и возвращение в строй через три недели — сбежал из госпиталя. У меня волосы дыбом вставали, когда я читал документы на этого человека. Что он творил!»

Командир батальона уже не капитан, а майор Рапопорт принадлежал к тем военным, как писала поэтесса-фронтовик Юлия Друнина, которые не отличались на парадах, а первыми врывались в города. Небольшого роста, но всегда аккуратно по форме одетый и чисто выбритый. Он никогда не повышал голоса на подчиненных, однако умел отдавать приказы так, что ни у кого и мысли не возникало его ослушаться. Правда, один раз он изменил своей манере. После того как немецкий снайпер попал ему в голову и Рапопорта доставили в госпиталь для срочной операции, мест не было и рядового солдата сбросили с койки, освободив её для него. Рапопорт громогласно, не выбирая выражений, так разнес руководство госпиталя, что в мгновение ока для обоих нашли места. А ведь гвардии майор не был кадровым военным — он был ученым.

Третье представление на Героя было по следам боев в самые последние дни войны. Рапопорт получил приказ прорваться через порядки отступающей немецкой группировки и, пройдя по её тылам, встретиться с американскими войсками. Он был выбран для командования этой операцией, так как совершенно свободно владел немецким и английским языками.

7 мая 1945 г. во главе передового отряда своей 7-й гвардейской воздушно-десантной дивизии Рапопорт со своим батальоном оторвался от основных сил, прошел сквозь 100-тысячную группировку войск противника, захватил несколько населенных пунктов, взял несколько тысяч пленных, 60 единиц бронетехники и соединился с американцами в Австрии. Причем, прошел совершенно открыто, в советской форме и с красными звездами на броне самоходок. На месте этой встречи с американскими войсками сейчас стоит стела с надписью: «Здесь закончилась Вторая мировая война».

Вот только один эпизод этого прорыва. Когда отряду преградили путь танки «Тигр», майор подбежал к головному немецкому танку, откинув плащ-палатку, чтобы видны были ордена, постучал рукояткой пистолета по броне и на чистом немецком представился командиром авангарда Сталинградского корпуса тяжелых танков. Высунувшемуся из люка немцу приказал: «Орудия разрядить, шоссе очистить, танки отвести!» И, не дожидаясь ответа, пошел назад. Ошеломленные немцы выполнили приказ и пропустили колонну.

Американцы, с которыми Рапопорт общался на хорошем английском, его тут же наградили орденом «Легиона Почета».

Его в очередной раз представили к званию Героя. Вот выдержка из этого представления: «Майор Рапопорт Иосиф Абрамович участник многих смелых сражений. Исключительно ценную инициативу гвардии майор Рапопорт проявил 8 мая 1945 г., в боях, исходом которых было соединение наших подразделений с американскими войсками в р-не г. Амштеттин. Передовой отряд, возглавляемый гв. майором Рапопортом с боями прошел 83 км. Этот отряд малыми силами очистил от немцев три города и несколько сел, взял в плен 5 тысяч гитлеровцев, среди них 8 подполковников и до 600 офицеров. Тов. Рапопорт возглавлял передовой отряд, состоявший из одного стрелкового батальона, дивизиона самоходных пушек, прорвался с этим отрядом сквозь сильную оборону пр-ка и навязал немцам бой в глубине их обороны… На головной самоходке ехал тов. Рапопорт. В этих боях, как и во всех других, тов. Рапопорт проявил отвагу и бесстрашие, высокое умение управлять боем в самых сложных условиях. Тов. Рапопорт достоин присвоения звания Героя Советского Союза. 13 мая 1945г. Начальник штаба дивизии гвардии полковник Гладков. Командир дивизии гвардии генерал-майор Дрычкин».

А маршал Толбухин доложил Ставке о выполненном задании, отметив действия усиленного подвижного отряда под руководством И. Рапопорта. Это единственный случай в истории войны, когда в Ставку докладывали не о генерале, а о простом майоре. Но и в третий раз Раппопорт получил отказ от присвоения звания Героя. И опять из-за ершистого характера.

Аркадий ЮТ

Lev Kapelian shared a post

facebook.com

Окончание следует

17a

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 4, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора