Аресты в Нью-Йорке и трагедия агунот

Рав Мендель Эпштейн
Рав Мендель Эпштейн

Несколько дней назад в Нью-Йорке разразился скандал. СМИ сообщили об аресте раввинов, которых обвиняют в том, что они заставляли мужей разводиться с женами, используя для этого не только угрозы, но и пытки.
Главным обвиняемым в этом скандале является 68-летний раввин Мендель Эпштейн. Я отнюдь не намерен оправдывать его противозаконные действия, однако хочу отметить, что когда в 1990 году в Нью-Йорк хлынула волна еврейских иммигрантов из бывшего СССР, многие столкнулись с тем, что их детей не принимали в еврейские школы. Возникла необходимость создать новую школу для девочек, но мне не удавалось найти помещение. За день до начала учебного года я обратился к директору школы «Бейт Яаков оф Флэтбуш» раву Менделю Эпштейну, и он тут же открыл двери своей школы для детей иммигрантов, причем сделал это совершенно бесплатно. На основании личного опыта я отвергаю предположение о том, что рав Эпштейн помогал женщинам развестись лишь ради материальной выгоды.
Рав Эпштейн долгие годы защищает права тех женщин, которые в процессе развода попали в зависимость от своих мужей, использующих еврейский закон для шантажа, требуя материальных или других уступок, угрожая в противном случае никогда не дать им бракоразводный документ, который еврейский закон называет «гет».
Совсем недавно рав Эпштейн написал статью, призывая общину более активно защищать права этих женщин. Статья вызвала широкий резонанс, многие поддержали его позицию, некоторые ее отвергли, обвиняя рава Эпштейна в том, что он, толком не разобравшись в нюансах ситуаций, прибегает к угрозам и насилию. Не удивлюсь, если окажется, что публичное обсуждение этой статьи в Интернете привело к началу расследования его деятельности и в конце концов к его аресту.
На первый взгляд, вся эта история может вызвать чувство глубокого возмущения, и не только равом Эпштейном или жестокими мужьями, но и иудаизмом в целом.
Неужели в рамках иудаизма, который явился основой морали человеческой цивилизации, можно пытать мужей? Почему у мужей есть право отказывать в разводе женам?
Я вынужден рассказать об «агунот» — женщинах, которые по каким-то причинам не могут получить развод.
На протяжении тысячелетий эта проблема возникала, когда мужья пропадали без вести во время погромов, войн или став жертвами разбойников и пиратов. В современной истории эта проблема возникла во время Второй мировой войны, когда мужья исчезали в концлагерях или пропадали без вести на поле боя. Если не было свидетелей смерти, то никто не знал, жив ли муж и должна ли жена ждать его возвращения. Мудрецы всех времен находили решение этих проблем.
После Второй мировой войны рав Моше Файнштейн разрешил тысячам жен, которые ничего не знали о судьбе своих без вести пропавших во время Холокоста мужей, вновь выйти замуж.
Недавно ушедший из этого мира рав Овадья Йосеф несколько лет назад пережил инфаркт. Его отвезли в больницу, и после обследования врачи хотели немедленно сделать операцию на сердце. Рав попросил отложить операцию на три часа, чтобы вернуться домой и закончить написание галахического решения о судьбе агуны, жены пропавшего в бою израильского солдата. «Если я не переживу операцию, то не смогу разрешить ей вторично выйти замуж», — объяснил рав Йосеф.
Лишь в последнее время возникла проблема совсем другого рода. Некоторые мужья используют гет для шантажа своих жен: «Дай мне денег, иначе я не дам тебе развод». Некоторые мужья просто мстят своим женам. Важно отметить, что и жена, если захочет, может отказаться принять гет и тем самым не позволить своему мужу жениться.
Когда евреи жили в общинах, то подобное поведение было немыслимо. Как жена, так и муж могли обратиться в раввинский суд и попросить развод. Если муж отказывался давать жене гет, суд мог заставить его это сделать. Такого человека бойкотировала вся община, с ним не имели дело, его штрафовали или в конце концов оказывали на него физическое давление, как говорит Талмуд, «заставляли его до тех пор, пока он не произносил: хочу дать развод своей жене».
В современном Израиле раввинский суд может издать постановление о том, что муж должен дать гет жене, и если муж упрямится, его сначала оштрафуют, а потом посадят в тюрьму.
Лишь в странах диаспоры, в частности в США, где никто не обязан выполнять решения еврейского суда, некоторые мужья позволяют себе не давать гет жене.
Потому современная проблема агунот является не проблемой иудаизма, а следствием того, что есть люди, которых я не побоюсь назвать восставшими против законов Торы негодяями. Игнорируя решения раввинских судов, они отказываются дать гет своим женам.
Существуют легальные и галахические способы решения этой проблемы. В штате Нью-Йорк принят закон, который позволяет гражданскому суду штрафовать таких мужей. Однако мудрецы Талмуда не хотели, чтобы нееврейские власти оказывали давление на евреев во время развода. Потому многие раввины считают, что гет, который был выдан под давлением не раввинского, а нееврейского суда, будет некошерным. Эта проблема могла бы быть решена, если бы все еврейские браки заключались с подписанием не только традиционной «ктубы», брачного контракта, но и небольшого добавления — договоренности между мужем и женой, которая бы исключала проблему агунот.
Пока раввины и законодатели ищут приемлемое решение этой проблемы, рав Мендель Эпштейн, к сожалению, решил взять закон в свои руки и, нарушая американский закон, начал освобождать жен от кандалов, в которые их заковали мужья. Я не знаю деталей этого дела, но хочу подчеркнуть, что если рав Эпштейн действовал не по решению раввинского суда, то геты, выданные мужьями под давлением, все равно не являются кошерными.
В заключение хочу привести историю, которую рассказал рав Носон Вайс на сайте Evrey.com: «Некий еврей, живший в Варшаве, оставил жену и детей, перешел в христианство и отказался дать ей гет. Один из выдающихся знатоков Торы конца XVII века рав Акива Эйгер оказался в Варшаве, встретился с упорствующим мужем и попросил дать гет своей жене. Получив отказ, рав Эйгер процитировал слова Талмуда: «Женщина может вновь выйти замуж, если она получила от мужа гет или овдовела». Раввин предложил ему сделать выбор, на что тот ответил насмешкой. Спускаясь по ступенькам после встречи с раввином, этот мужчина скоропостижно скончался».
Всем нашим читателям я хочу пожелать семейного счастья и никогда не слышать о подобных проблемах.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 8, средняя оценка: 3,75 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора

3 комментариев к “Аресты в Нью-Йорке и трагедия агунот

  1. Этой «жаренной новостью» уже пестрят заголовки множества американских СМИ. Но ни один из авторов «свежеиспеченного пирога» не задумался над следующими вопросами:

    Первый состоит в том, что р. Мендель Эпстейн в августе 2013 года выступил на конференции по защите женщин от семейного насилия , предложив реформистский Билль о защите прав еврейской жены.

    http://www.israelnationalnews.com/News/News.aspx/171356#.UlwILhC8rQI

    Вопрос — он сам «рубил сук, на котором сидел»? Если «выколачивание гетов» был столь прибыльным бизнесом, зачем раввину понадобилось реформа еврейской бракоразводной системы?

    Вопрос второй : «обвинителем» по делу выступил человек, которому в 1996 году прокуратура Бруклина уже отказывала в возбуждении уголовного дела против р. Эпстейна. Зовут эту «пострадавшую гениталию» Аврахам Рубин. Не тот ли самый Рубин, которого полгода года назад прокуратура «взяла за шкирку» , когда он с троицей подельников рекетировал сатмарску общину , дабы «выкупить» р. Вебермана, осуждённого за сексуальное насилие над несовершеннолетней? Рубин, известный в общине и далеко за её пределами тем, что позволял себе оскорблять и избивать раввинов?

    Третий вопрос каждый из думающих читателей способен задать себе сам. В качестве подсказки приведу высказывание, которое лично меня своим цинизмом удивило: — » Мы живём в Америке, это демократическая страна, здесь не должно быть параллельных судебных систем. Система бейт-динов давно себя изжила».

    А я как раз в Бейт — Дин собралась, поскольку в государственном суде мне помочь не смогли. Решение, после 3-х заседаний, в мою пользу вынесли. Но инструментов к исполнению этого решения у судьи, по его собственному признанию, он не имеет…

  2. Начали за здравие а кончили за упокой. В америке есть граница между государством и религией, поэтому американскому государству незачем лезть в законы иудаизма. Боюсь что сей процесс является только началом антисемитских процессов которые будут возникать в будущем, Следует датрь ярый отпор этому процессу и требовать увольнения прокурора который начал такой антисемитский процесс.
    «если рав Эпштейн действовал не по решению раввинского суда, то геты, выданные мужьями под давлением, все равно не являются кошерными.»
    А вот это называется «кидание под автобус», мы мол за рав Эпштейна, но на всякий случай и против, так для прикрытия своей задницы. Такие прикрытия не помогут, так-как в америке уже серьёзно взялись за евреев, нужно давать серьёзные отпоры таким антисемитским процессам.

  3. Ув.Арье,все-таки пытали этих жестоковыйных мужей или это домыслы ? Это-главный вопрос,на который Вы не дали чёткого ответа(?!). Прежние же заслуги не умаляют ответственности за преступление(если оно имело место). Пока нет здесь на Вашем блоге соотв. информации,поднятый кое -кем шум об антисемитизме не имеет почвы.

Обсуждение закрыто.