Благодарю Всевышнего за курс научного атеизма

«Поступив в 1986 году в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, я оказался однажды на лекции по научному атеизму, — рассказывает Саша М., работающий сегодня в компьютерном центре анализа преступлений нью-йоркской полиции. — Листая учебник, я с интересом рассматривал рисунки представителей разных религий: христиан, мусульман, буддистов… Вдруг я увидел фотографию человека в белой накидке. Подпись гласила: «Молящийся еврей». «Где я видел эту накидку?» — задумался я. И тут меня осенило! Мне было тринадцать лет, когда умер мой дедушка Борис, и в его вещах нашли такую же белую накидку. «Что это?» — спросил я родителей. Но они спрятали ее, ничего мне не сказав. Теперь же, десять лет спустя, я получил ответ в учебнике по научному атеизму! В мою детскую память врезалась картина, как мой дедушка, облачившись в солидный макинтош, направлялся в синагогу. «Может быть, макинтошем он прикрывал эту накидку?» — подумал я и решил пойти по его стопам. В малой синагоге в Ленинграде я познакомился с молодыми ребятами, которые пригласили меня на субботу. Этот первый шаббат мне понравился, и вскоре я начал посещать шаббаты известного отказника и учителя Торы Изи Когана. Однажды я пришел утром в синагогу, чтобы дать еврейские имена моим новорожденным племянницам-двойняшкам, и увидел там укутанных в белое молящихся евреев. «Что это?» — спросил я. Мне объяснили, что это — талес, обрамленный с четырех концов кистями — цицит. Я хотел его надеть, но мне сказали, что талес надевают женатые мужчины, я же могу надеть малый талес, который носят под рубашкой, и цицит которого выглядывают из-под пояса. У меня не было малого талеса, но я все равно хотел быть похожим на еврея. Я прикрепил к своему поясу обычные веревки и в таком виде явился в институт. «Что это?» — с удивлением спросил сокурсник-еврей. «Так одеваются евреи», — с гордостью ответил я… Приехав в 1989 году в Бруклин, я начал искать синагогу. Там я обрел новых друзей, один из которых, бывший москвич Менахем Матлин, пригласил меня учиться в иешиве «Ор Самеах» в Монси, недалеко от Нью-Йорка… Глядя сегодня на моих с гордостью носящих цицит сыновей, я вспоминаю моего дедушку и благодарю Всевышнего за курс научного атеизма…» Услышав трепетную историю Саши, которого теперь зовут Шломо, я подумал, что его судьба является иллюстрацией слов Торы, повторяемых в молитве «Шма Исраэль»: «И говорил Всевышний Моисею: Скажи евреям… чтобы сделали цицит на краях своих одежд во всех поколениях и вставляли в цицит… синюю нить — техелес… Смотрите на нее и вспоминайте все заповеди Всевышнего и исполняйте их» (Шмот, 15:37–41). То, что мы видим цицит, напоминает нам о заповедях и приводит к их исполнению, учили мудрецы Талмуда. Голубая нить техелес, окрашиваемая в древности морским моллюском, напоминала о синем море, о небесах и о Всевышнем. Со временем этот синий цвет был утерян, но и сегодня цицит напоминают нам о наших отцах и дедах, которые, несмотря на все опасности изгнания, облачались в талес, самоотверженно выражая свое еврейство. В заповеди цицит содержится важный урок: на нас влияет то, что мы видим (слышим или даже едим). Виленский Гаон советовал не смотреть на лицо негодяя, чтобы не подвергнуться его влиянию. Лица же праведников излучают внутренний свет, который оказывает благотворное влияние на наши души. Не случайно стены в доме еврея украшают портреты праведников, святые книги, картины Святой земли. Впрочем, каждый слышит и видит лишь то, что хочет слышать и видеть. Заповедь «смотреть на цицит и вспомнить заповеди Всевышнего» учит нас исправлению греха разведчиков, которые восстали против Всевышнего, увидев не святость Земли Израиля, а ее недостатки. Наша свобода выбора выражается не только в том, какое окружение мы себе создаем, но и в том, на чем мы концентрируем наше внимание. Нужно не только окружить себя хорошими людьми, но еще и стремиться увидеть в них хорошее. У того, кто видит в людях даже скрытые достоинства, будут замечены и его достоинства. Не только окружающие, но и, что самое главное, он сам удостоится выявить сокрытый в нем потенциал святости.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 8, средняя оценка: 4,75 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора

4 комментариев к “Благодарю Всевышнего за курс научного атеизма

  1. портреты праведников—это хорошо, но только они разные, эти праведники, у разных течений иудаизма. в инын местах увидишь портреты Гаина и не увидишь Баал Шем-Това, в других—ровно наоборот. поди пойми, особенно при жизни—кто праведник, а чей свет с лица—ложный.
    и потом, увы, возвращение евреев от маркисизма к Торе— не всегда окончательное и бесповоротное. одни люди вырастают в «стране победившего социализма», и нахлебавшись этой «победы» по самые нехочухи, становятся и религиозными, и консервативно-капиталистическими, и много какими ещё. другие, наоборот, вырастая вроде бы в правильной, «кошерной» среде, уходят из неё, иногда даже в тот же марксизм и атеизм. увы(а может и к счастью), эта улица— с двусторонним движением, даже многосторонним

  2. Спасибо, Александр за Ваш комментарий!
    Вы правы, что это улица с двухсторонним движением: кто-то к Торе приходит, а кто-то уходит. Правда и том, что было это всегда, а не только в наше поколение. Однако Рамхаль писал о том, что уходить от еврейства было всегда проще чем возвращаться. Смешивание с окружающей средой — это естественный процесс, подобный смерти. А вот возвращение еврея из этой среды — подобно воскрешению из мертвых, в духовном, конечно же, смысле. Точно также как процесс повышения хаоса, энтропии — является вторым законом термодинамики. Для того чтобы хаос, усреднение температур, смешивание различных элементов происходили не требуется усилий, энергии. Однако для того, чтобы повысить организованность системы, информацию, на языке физиков, кто-то должен производить работу. Например, если мы оставим компьютер на тысячу лет в песках пустыни, то скорее всего он упростится в песок, а не усложнится случайно в более совершенную компьютерную систему, или не станет самолетом сам по себе. В этом смысле факт существования еврейского народа казался чудом, и не только евреям, но и как Вы наверняка знаете, и великим русским мыслителям Льву Толстому, Николаю Бердяеву, Федору Достоевскому. В этом смысле — исчезновение еврейского народа, несущего народам мира духовные ценности на протяжении тысячелетий, никак не является благословением миру. И все же, я не буду спорить с Вашими взятыми в кавычки словами: (а может и к счастью). Ибо мудрецы прошлых поколений писали, что даже в своей ассимиляции евреи все же исполняют свое Б-жественное предназначение. Хотя каждому дана свобода выбора — исполнять свою миссию через благословение или через проклятие. И все же надеюсь, что даже проклятия обернутся благословениями, так же как падения приведут к будущим взлетам.

  3. евреи все же исполняют свое Б-жественное предназначение—

    во, я как-раз сегодня с утреца об этом статейку написал. на мой взгляд, даже те евреи кто участвовали в социалистическом движении, не ушли а скорее нивым образом воплотили еврейскую миссию.
    а лучше, но и тяжелее всего—это быть как бы одноврмеенно и «в миру», и «вне» его. как например модерн отродоксы пытаются. это как по канату ходить: чуть направо пойдёшь—упадёшь, пропадёшь; налево пойдёшь—тоже..я встречал «МО» раввинов и «мирян», констатирующих с горечью что их ветьве иудаизма, похоже, угасает

  4. Дорогой Александр!
    Мудрецы писали о том, что даже возникновение и распространение христианства и ислама – есть не что иное как реализация Б-жественного плана. Человечество таким образом подготавливается к принятию универсальных ценностей этического монотеизма. Идея социализма, в этом смысле, отражение идей Торы социальной справедливости. И еще один парадокс. Когда Гитлер выступил с идеей превосходство арийской расы, то его критики утверждали, что он взял еврейскую идею избранности, но только извратил ее. Для еврея избранность – это прежде всего его ответственность за свои поступки, и как следствие за судьбы народов мира, а не превосходство над другими людьми.

Обсуждение закрыто.