КАК ПОСТРОИТЬ ДОМ

Как строится дом? На первый взгляд этот вопрос кажется банальным: делается план строительства, собираются необходимые материалы и воздвигается дом. В действительности же дом строится на любви. Конечно, нужны планы и строительные материалы, но главным ингредиентом строительства дома, семьи, да и коллектива любой организации является любящее человеческое сердце.

К сожалению, слишком часто нам кажется, что строить семью – значит обеспечить свой дом всем необходимым: едой, одеждой… Люди работают с утра до ночи, забывая «принести» в свой дом самое главное – любовь.

Строитель Иерусалимского Храма так описывает это великое сооружение в своей «Песне песней» (3, 10): «Столбы его сделал он из серебра, обивка его – из золота, а сидение его из пурпура, внутри он застлан любовью…». Внутренней сутью Иерусалимского Храма была любовь. Точно так же и Мишкан – переносной Храм, построенный евреями в синайской пустыне, должен был быть наполнен любовью. Кто же вложил эту любовь в Храм?

Наша недельная глава начинается со слов, с которыми Всевышний обращается к Моисею: «Скажи евреям, чтобы взяли мне (на строительство переносного Храма – Мишкана) пожертвования от каждого человека, сердце которого наполнится доброй волей – возьмите пожертвования!» Прочитав внимательно это предложение, у вас мог возникнуть естественный вопрос. Если уж и обращаться к людям с призывом пожертвовать средства для строительства Храма, то следовало сказать: «Дайте пожертвования». Какой же смысл в словах «возьмите пожертвования»? Может быть, это просто ошибка, или в слове «возьмите» и заложен весь смысл?

Мудрецы Талмуда иллюстрируют это место Торы следующим рассказом. «В Иерусалиме жил еврей, который получил большое наследство. Он начал щедро делиться своим богатством с нуждающимися и поддерживать изучение Торы. Однажды к нему пришел знакомый с упреком: «Твои предки копили, собирали это богатство, а ты отдаешь его другим?» «Нет, – ответил ему еврей, – все как раз наоборот. Они собирали эти средства для других, а я взял их себе». Как сказано в Торе: «Возьмите пожертвования!» Чему учит нас этот кажущийся тривиальным рассказ? Тому, что все накопленное не возьмешь с собой. Лишь после смерти богатого человека становится очевидно, что все, что он брал себе, брал только для того, чтобы передать в наследство другим. А вот поделиться богатством, отдать другим – это действительно приобрести, взять себе, обогатив свою душу, преобразовав материальную ценность в духовное, временное и преходящее – в вечность.

Переводя слова Торы, мы привели слово «пожертвование», в то время как в оригинале на иврите используется слово «ТРУМА». Корень этого слова – РАМ означает «высокий, возвышенный». Следовательно, существительное «ТРУМА» можно дословно перевести как высокое, возвышенное. Но как связано пожертвование с чем-то возвышенным?

У каждой вещи есть верх и низ. У явлений духовных есть свой духовный верх и духовный низ. Так же и человеческая душа обладает своим верхом и низом. Когда Всевышний творил человека, Он сначала создал его тело из праха земли, а затем вдохнул в него «душу живую». Книга еврейской мистики «Зохар» поясняет, что нельзя вдохнуть, не выдыхая. Всевышний вдохнул в человека небесную, божественную душу – образ и подобие Творца. Душа человека включает в себя Небо и Землю, как душу божественную, так и душу телесную. Естественным инстинктом человеческого тела, а потому и Земли в его душе является желание взять. Стремлением же Неба его души, души, уподобляющейся Всевышнему и рвущейся ввысь, является желание дать. Это непросто. Человеку необходимо подняться над своей животной природой, своей приземленной прагматичностью или эгоизмом, найти верх своей души, открыв внутри себя Небо – возвышенное благородство, подняться и вознести ТРУМУ – дословно – нечто возвышенное. ТРУМУ нельзя просто дать, ее можно лишь поднять, вознести (на иврите – ТАРИМУ). Но для этого сначала самому человеку необходимо подняться! А потому ТРУМА – пожертвование возвышает, облагораживает дающего, о котором Тора говорит, что он и есть тот, который в духовном смысле ТРУМУ берет, ведь сказано: возьмите пожертвования! Всевышнему, конечно, не нужны эти пожертвования для строительства Храма. А вот человеку необходимо научиться их давать для того, чтобы наполнить свое сердце доброй волей, открыть в себе благородное, духовное и тянуться к возвышенному.

Когда мои дети идут в иешиву, жена непременно дает им с собой какую-то мелочь. Дети приходят в школу и бросают Цдаку для нуждающихся. Когда я иду с сыновьями в синагогу, то стараюсь снабдить каждого монеткой – чтобы учились давать. «А зачем? – может мне кто-то возразить. – Ведь давать нужно от сердца, понимая важность, значимость цели, ради которой выделяются средства. Пусть дети сначала подрастут, повзрослеют, наберутся ума и потом решат, кому давать». Так зачем же мы учим детей давать с раннего возраста?

Отвечу на вопрос вопросом. Есть люди, которые утверждают, что не поняли еще смысла исполнения законов Торы. «Не хочу выполнять не понимая, – говорят они. – Вот придет понимание, тогда и буду решать». А теперь скажите: как объяснить эгоисту смысл пожертвования, бескорыстной помощи нуждающимся? «Как жадному человеку научиться давать? С ним, конечно, можно об этом много говорить, он будет слушать, читать и обсуждать, и все это может остаться чистой и бесплодной теорией до тех пор, пока он сам не примет волевое решение и совершит поступок, который и поможет ему изменить свой характер, свою природу. И вот впервые человек преодолевает свою жадность, его рука потянулась к карману, он достал монету и дал бедному. Как трудно это сделать в первый раз, нелегко и во второй, легче в третий. А в четвертый, а в пятый? Почему в результате совершенных актов милосердия человеку легче давать? Потому что не только наше сознание влияет на наши поступки, но существует и обратная связь: поступки влияют на сознание! Более того, зачастую самым эффективным способом влияния на душу и является поступок. И если преступление делает человека преступником, оскверняя его душу, унижая в собственных глазах его человеческое достоинство, то, естественно, благородный поступок делает человека благородным, возвышая его душу. Не случайно у горы Синай евреи выразили свою готовность принять Тору словами «наасэ венишма» – «сделаем и осознаем», то есть осмысление определенных вещей возможно лишь в результате действия, возвышающего человека духовно. По большому счету, в этом и состоит воспитательный смысл исполнения всех законов Торы. Вдумаемся в слова, которые произносит еврей, исполняющий заповедь: «Благословен Ты Всевышний…, который освятил нас заповедями…». Любая заповедь призвана освятить и возвысить человеческую душу. Ибо каждая заповедь освящает и облагораживает человека. И конечно, акт пожертвования приучает ребенка делиться, возвышая его душу. Поэтому воспитательный процесс следует начинать как можно раньше. Пусть ребенок учится давать, а потом поймет почему. А возможно, как раз потому, что будет давать, и удостоится в будущем осознать?

Когда мы с вами отправлялись в школу, то там нас не ждала копилка в помощь нуждающимся. И возможно, что в самом большем проигрыше оказались даже не те неимущие, которые этих средств не получили, а те, кто росли, не имея возможности давать, так и не взяв, не впитав в себя того колоссального влияния, которое оказывает на душу акт пожертвования. Этот процесс следует начинать рано, но лучше поздно, чем никогда. Или точнее – никогда не поздно! Искусству давать, совершать пожертвования нам всем необходимо учиться, шаг за шагом поднимаясь, восходя к Небу своей души. Как сказано: возьмите пожертвования!

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора