ЗЕЕВ ДАШЕВСКИЙ – ГОСТЬ ИЗ ИЗРАИЛЯ

(Продолжение)

Есть такой анекдот:

«Еврей говорит раввину:

– Ребе, признаюсь Вам, я в Б-га не верю.

Раввин:

– И я тоже не верю.

Еврей:

– Как? Ведь Вам это по должности положено!

Раввин:

– В того Б-га, в которого не верите Вы, я тоже не верю».

Что он имел в виду? Людям, живущим вне еврейской традиции, понять это не очень просто.

Зеев Дашевский и возглавляемая им организация «Маханаим» вот уже 25 лет работают, чтобы язык Торы, язык еврейских классиков стал понятным каждому современному русскоязычному еврею.

Предлагаем читателям продолжение рассказа о встречах Дашевского в Нью-Йорке.

С.Динкевич:

– Я знаю, что Вы занимались пророками, читал Ваши лекции на сайте. Расскажите, пожалуйста, как мысли, высказанные Пророками, жившими две тысячи лет назад, высвечивают происходящие события в Израиле.

Для конкретности я приведу одну фразу из пророка Исайи. 28 глава (я считаю, это написано про Ословские соглашения):

«Мы вступили в союз со смертью, и с преисподней заключили договор, и сделали мы обман убежищем своим, и спрятались во лжи…».

Чуть дальше Исайя сказал, что «будет расторгнут тот договор», но пока этого не видно.

– Филистимляне – древний исчезнувший народ, который когда-то жил в Газе. Кровавый император Рима – Адриан, завоеватель Иудеи, потопил в крови восстание Бар-Кохбы (132 – 135 гг.), и чтобы ничто не напоминало о непокорных евреях, дал новое название Эрец Исраэль (Земля Израиля) – Палестина, в память о живших тысячелетия назад филистимлянах. Палестина – от слова «вторгаться», филистимляне – «вторгшиеся».

Современные арабы, которых называют палестинцами, – совершенно другой народ. Но имя всегда имеет свое обратное влияние, и роль нынешних палестинцев в чем-то необычно близка к той роли, которую играли филистимляне в дни наших праотцев.

С самого первого на свете еврея Авраама начинаются неоднозначные отношения с филистимлянами. Когда Авраам вынужден выдавать свою жену Сару за сестру, опасаясь, что из-за нее его убьют, филистимлянский царь Авимелех ведет себя великодушно. А позднее он является к Аврааму с требованием заключения мирного договора не только между ними, но и на несколько поколений вперед. («Не причинять вреда ни сыну, ни внуку, ни правнуку».) Но уже в следующем поколении филистимляне фактически нарушают договор, устраивая черную жизнь Ицхаку. И если раньше спор у Авраама с соседями был из-за колодца, вырытого им, который они засыпали, то теперь Ицхак им прямо говорит: «Ведь вы меня ненавидите, зачем вы сюда пришли?» То есть диагноз, суть проблемы, не в том, что кто-то претендует на колодец, что кому-то нужна еще небольшая полоска земли. Взгляните на карту и постарайтесь оценить, как «много» земли добавит полоска Газы арабскому миру.

В книге «Шофтим» («Судьи») показано, что у евреев было множество войн. В результате разбитые враги уходили. Единственный враг, который никуда не исчезал, – это филистимляне. Постоянные и успешные войны с ними вел Шимшон (Самсон). Палестинцы так устроены, они не хотят украсть у нас колодцы или землю, они хотят причинять нам зло.

И хотя арабы совершенно другой народ, миссия у них та же. Они кусают нас, чтобы сделать нам плохо. И это должно заставить нас задуматься, в чем наше предназначение. Как с ними себя вести?

Пока не пришел царь Давид, филистимляне не были разбиты окончательно. Как же нам в наше время победить палестинцев? Вот ответ Торы.

Помните, все филистимляне выстроились перед войском еврейского царя Шауля. И филистимлянский великан Голиаф начал похваляться и поносить израильское воинство. На неравный поединок выходит юноша Давид и возмущенно кричит: «Он поносит воинство Всевышнего!» И когда он это понял, то победил исполина без особого оружия, камнем, попав ему в лоб. Потому что он понял, что израильское воинство не просто войска, а воинство Всевышнего. Без выполнения нашей миссии нельзя победить врага. Ибо враг задуман небесным управлением только для того, чтобы довести нас до мысли: «Мы в этом мире, на этой земле обязаны выполнять очень почетную задачу, которую на нас возложил Всевышний.

Динкевич:

– Недаром говорили, что Арафат – «плетка» Б-га. В чьих руках она будет теперь?

– Что для Вас, бывшего советского человека, человека науки, входит в понятие Б-га, веры?

– Вопрос о Б-ге очень тонкий. Вера заключается в том, что я полагаюсь на слова Всевышнего. Я верю в то, что Б-г задал нам реальную задачу. Он создал человека для определенной цели. И это держит человека в определенных рамках, возвышает его. Всевышний сказал: «Сделаем человека», — то есть «сделаем» вместе. Он и сам человек должен работать над собой, самосовершенствоваться.

И это то, чего Он от нас ждет.

Народ Израиля избран для того, чтобы жить и самосовершенствоваться по пути, указанному Торой, создавая ориентир для других народов. И вера требует от меня: любую ситуацию, будь она очень радостной или, не дай Б-г, полной противоположностью, я должен использовать как инструмент для исполнения этой человеческой задачи: «сделать человека».

И если наш народ вдруг в целом осознает, что на нас лежит такая почетная задача быть ведущим в исполнении этого задания, то не так уж существенно, насколько это тяжело или долго. Исходя из сегодняшнего состояния мира, это довольно далеко, но у Творца нет ничего невозможного. И если мы приложим усилия, Б-г нам поможет. Шестидневная война была тому подтверждением. Но этот подарок мы взяли в слабые руки, и как малые дети начали кричать: «Ура», вместо того, чтобы благодарить и выполнять свою миссию.

Что Вы думаете, могло бы измениться в положении Израиля, если бы во главе правительства стоял по-настоящему религиозный человек?

– Я считаю, что главное – это состояние народа. В правящей партии «Ликуд» есть течение, одно из основных целей которого – поставить во главу правительства человека, находящегося в рамках традиции. Сегодня это попытка слабая. Надо понимать, что самое главное в нашей традиции – это не то, что отдельный человек будет крепко верить и хорошо соблюдать заповеди. В конечном счете, это обязанность каждого. Но самая первая ценность, без чего все теряет свой смысл: наш народ должен ощущать свое единство, как единый живой организм, как было тогда, когда мы стояли у Синая и Всевышний даровал нам Тору. Каждый воспринимал это сам по себе и видел, как воспринимают другие. Когда мы вернемся к этому состоянию, все вопросы решатся сами собой.

С.Динкевич:

Вклад иудаизма в мировую культуру и философию состоит в том, что человек создан несовершенным. Он должен себя создать. И правильный путь – это тот, который намечен для человечества Торой. Творец выбрал нас, евреев, чтобы мы донесли это до остального мира.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора