ПОРТРЕТ ХУДОЖНИКА

Иегуда Пэн – историко-культурный феномен, характерный для еврейской интеллигенции конца XIX века.

Биография Пэна типична почти для всех художников-евреев в России его поколения.

Родился в бедной многодетной еврейской семье в небольшом местечке Ново-Александровка в Литве в 1854 г. Рано осиротел. В хедере обнаружились способности к рисованию. Будущий художник разрисовывает трещотки для Пурима, делает мизрахи, а наряду с этим пишет портреты обывателей местечка.

Став подмастерьем маляра, он все-таки устроился «по специальности», но при этом мечтал о профессиональном образовании; останавливал его лишь запрет писать и рисовать в субботу.

Отбросив все сомнения, 20-летний Иегуда Пэн отправляется в Санкт-Петербург поступать в Академию Художеств.

Экзамены сдать не смог, т. к. практически не владел русским языком, но домой решил не возвращаться – остался в столице. Пэн вынужден жить на нелегальном положении как еврей, лишенный «права жительства», и платить постоянную «дань» дворникам, чтобы те не донесли в полицию.

Закончив два курса академии, художник возвращается домой и в поисках заработка перебирается в Ригу, а затем в Витебск.

В конце XIX в. Витебск – средоточие культурной жизни. Здесь регулярно гастролируют театральные труппы, дают концерты знаменитые музыканты. Значительную часть витебской интеллигенции составляли евреи.

Приехав в Витебск, Пэн оказался в крупном культурном городе, где его ждали. Художник сразу открывает свою школу рисования и живописи – первое и некоторое время единственное еврейское художественное учебное заведение.

В конце века еврейское население Витебска составляло 52% всех жителей городка, и подавляющее большинство учеников Пэна – евреи, некоторые не знали русского языка, учились в еврейских религиозных учебных заведениях. Сам Пэн посещал синагогу, в субботу занятия в его школе не проводились…

Искусство не отделено от жизни, искусство есть сама жизнь. Оно защищает, спасает от духовного вырождения.

На протяжении всей жизни Иегуда Пэн считал себя еврейским художником, и именно так воспринимали его окружающие. Это самоощущение он передал многим своим ученикам. Наиболее точно его удалось выразить Марку Шагалу: «Если бы я не был евреем, я не был бы художником».

Пэна привлекают самые обыденные сюжеты из жизни.

Излюбленные персонажи – ученые талмудисты, еврейские ремесленники изображаются в характерной обстановке, выписанной с навязчивыми подробностями. Пэн более всего ценил свои работы, условно названные «портретами в интерьере». Эти произведения наиболее «говорящие», характеризующие время, в котором жил и творил великий Пэн.

Об увлеченности Пэна европейской живописью свидетельствует его «Автопортрет в соломенной шляпе».

Искусство Рембрандта для Пэна является предметом порой откровенного подражания.

Пэн очень любил писать город и его окрестности и привил эту любовь своим ученикам. Иегуда Пэн ходил с учениками «на пейзажи». Не случайно пейзажи Марка Шагала написаны с тех точек, куда приводил его и других художников Учитель Иегуда Пэн.

Что же касается тематического «репертуара» Витебской школы, то он был значительно расширен благодаря Шагалу и Юдовину, которые внесли в него ряд оригинальных моментов. Это, прежде всего, тема еврейского местечка. У разных художников она решается неоднозначно. У некоторых местечковый быт словно утрачивает свою материальность и приземленность, и как бы парит между небом и землей, где все зыбко и непрочно.

Частная школа Пэна просуществовала до 1918 г., когда Марк Шагал организовал Народное Художественное училище. Он пригласил своего учителя руководить одной из мастерских.

Несмотря на бестактные выпады со стороны художника К. Малевича, Пэн неизменно пользуется любовью и уважением студентов, часто приходивших к нему на занятия из других мастерских.

В 1923 г. Пэн вместе с другими художниками-единомышленниками Бразером, Юдовиным, Мининым, не приняв новых методов художественного образования, оставляет это учебное заведение. Пэн остается не у дел.

Однако его авторитет велик, и в 1927 г. Витебск торжественно отмечает 30-летие творческой деятельности художника. Его дом до самой последней минуты манит к себе молодых художников и любителей настоящего искусства.

В ночь с 1 на 2 марта 1937 г. Иегуда Пэн был убит у себя в доме.

Обстоятельства и мотивы этого жестокого и бессмысленного убийства до сих пор не прояснены. Но со смертью Пэна история Витебской школы не прекращается. А его ученики возвращались в Витебск – город своей юности, воплотивший в себе образ гармоничного и цельного мира.

Это все предвидел Шагал, когда писал своему Учителю: «Мы, Ваши первые ученики, будем особенно помнить Вас… Ваш образ честного труженика-художника и первого учителя велик. Я люблю Вас за это».

Из книги «Художники Витебска» Г. Казовского

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора