Как легче подкупить небеса?

Помните «Перестройку», все эти «охранные предприятия «Барракуда»? Так знайте, еврейский рэкет повальнее! Как это — наслать на население страшный мор в наказание за арифметическую ошибку и после требовать: «Всякий исчисляемый, от двадцати лет и старше, должен дать приношение

Г-споду. Богатый не больше и бедный не меньше половины шекеля… Серебро… отдай на обустройство Шатра соборного, и будет это для сынов Израиля в память перед Г-сподом, для искупления душ ваших?» Такое никаким чеченцам не снилось!

Рэкет, однако, странный: монета шекеля священного, отчеканенная по приказу Моше, содержала чуть больше 22 граммов серебра. А преступление, которое половина её, по утверждению мудрецов, искупала, таково, что в наказании за каждый грех есть доля наказания за грех золотого тельца! Он перевернул мировую историю. Он равносилен греху первого человека, из-за которого мы изгнаны из Рая. Но за такие гроши самый нищий средневековый монах индульгенцию на чревоугодие не продаст! Давайте разбираться.

То, что закон о полушекеле приведён до золотого тельца, дело обычное — нет в Торе раньше и позже. Книга-то вечная! Но один намёк мы можем выудить: Творец сначала создаёт лекарство, а потом болезнь — значит, эти денежки являются не символическим, а буквальным исцелением последствий греха!

Здесь единственное место в Торе, где дан чёткий запрет уменьшать или увеличивать цедаку, пожертвование. Нарушивший его, от щедрого сердца давший больше, запрет преступает и наказывается плетьми! А бедняк, живущий на милостыню, обязан продать хоть нательную рубашку, но заплатить. Причём одноразово, никаких кредитов! Серебро пойдёт на подножия балок Святилища. Можно сказать, на наших 11-граммовых пожертвованиях стоит здание Храма.

И, добавляют мудрецы, всё здание нашей веры, Небесный Храм. Простая гематрия, суммарное числовое значение слов «шекель» и «нефеш» (душа) одинаковы. Как и малые гематрии слов «ашир» и «ведаль», богач и бедняк. Намёк, что мы не можем знать, кто в глазах Всемогущего богат, кто беден, чей дар ценней. Мы равноправны. И никто не осмелится заявить, что «мой вклад в устройство Святилища больше»!

Это про демократию. А вот диалектика: почему отдаётся половина шекеля? Ведь душа соответствует целому шекелю! Тут Традиция устраивает такую дуальную свистопляску, что впору Гегелю хвататься за валерьянку. Пусть человек помнит (это про в память), что тело дано ему в залог на Земле, а душа хранится у Создателя. Что один ты не сможешь завершить работу. Что душа царя равна душе всего народа. Что равны в своём достоинстве Иссахар и Зевулун, мудрец, изучающий Слово Б-жье и обучающий ему других, и тот, кто поддерживает общину и её мудрецов, помогая строить вечный Храм Торы в потоке земных испытаний…

Так в чём же состоял этот глобальный, малой монеткой искупаемый грех золотого тельца? Мы рассчитали и решили, что Моше не вернулся, значит, погиб в пламени на Синайской горе. Знали мы уже невероятно много: мир замер и раскрыл свои тайны, пока мы стояли перед Б-гом у горы Синай. И при переходе Тростникового моря служанка видела больше, чем пророк Ихезкель бен Бузи. А видение Ихезкеля описывает устройство Небесного Трона. И один из четырёх ангелов-зверей возле Трона — бык. В благословении праотца Яакова быком символически назван праведный Йосеф — защитник евреев. Тот, чей гроб мы несём с собой из Египта. Теперь вместо погибшего Моше мы не изберём человека, подверженного смерти, а создадим символический образ ангела — нашего защитника перед Троном.

Кстати, именно быков поставил в Дане первый царь Северного царства Иеровоам, чтобы отвадить подданных от паломничества в Иерушалаим. И тоже провозгласил: «Вот боги твои, Израиль!» И мы до сих пор ищем 10 потерянных колен — то в Индии, то в Японии, то в Исландии….

Тора требует, чтобы хозяин раба, отказывающегося выйти на свободу, проколол ему ухо перед судом. В пустыне мы вынули из проколотых ушей золотые кольца — и из них появился телец. Мы больше не рабы Создателя! Мы — свободные слуги, сами знающие, как действовать! Говорят мудрецы, что в этот момент мы утеряли полученные на Синае короны наасе венишма, сделаем и будем постигать.

И чтобы помочь их вернуть, искупить самоуправство «оцень умного чукчи», Творец подарил две заповеди. Непонятную и нелогичную заповедь о рыжей телице, про которую даже мудрейший из людей царь Шломо говорит: «Думал я, что постиг её — но вот далека она от меня.» И заповедь половины шекеля. Чтобы помнить, что я, в лучшем случае половина. А Б-г — всё. И простое исполнение Его воли вернее любых моих расчётов. Не изощряйся, всё равно не поймёшь. Важнее — готовность делать.

Урок… В чём корень наших проступков?… Давайте не будем слишком умствовать там, где надёжный ответ известен. Побережём разум для действительного исследования.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора