Рут Оркин: «Быть фотографом — значит, видеть вещи необычно». Силуэты еврейской фотографии

Рут Оркин (1921-1985)
Рут Оркин (1921-1985)

Рут Оркин принадлежит к плеяде талантливых нью-йоркских фотографов, находившихся у истоков современной художественно-документальной фотографии. Она обладала замечательным даром восприятия “вечной сущности“ (Платон) — любви, красоты и справедливости в человеке.

Рут была единственным ребенком Мэри Руби, звезды немого кино, и Самуила Оркина, талантливого механика и дизайнера игрушек. Она выросла в Голливуде в его золотой век (1920-1930-е годы ), куда в 1924 году перебрались ее родители из Бостона. Ее мать была страстным фанатиком кино и брала дочь на все премьеры в Grauman’s Chinese Theatre. В десять лет, получив свою первую фотокамеру Univex за 39 центов, Рут начала снимать знакомых, руки своего учителя-виолончелиста, городские виды, пальмы… Детская любознательность, восторженность от увиденного, часто выражавшаяся восклицаниями “Посмотрите на это! Посмотрите на то!”, осталось у Оркин навсегда. Ее восхищало, насколько сильно свет может изменять вид объекта.

Оставаясь в пределах Калифорнии, семья Оркин кочевала из города в город. Рут сменила восемь школ, включая Beverly Hills и Eagle Rock High Schools. В это же время она впервые показала свои фотографии на выставке в магазине по продаже камер.

В 1939 году, будучи еще подростком, Рут предпринимает отчаянное путешествие на велосипеде через всю Америку, из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк, чтобы посмотреть Всемирную ярмарку. Со своей камерой она не расстается. По дороге Оркин фотографировала в Чикаго, Вашингтоне, Бостоне… На протяжении четырех месяцев, передвигаясь то на попутном транспорте, то на велосипеде, она преодолела на нем две тысячи миль. В этом же году она посещает занятия по фотожурналистике в Сити-колледже в Лос-Анджелесе.

В 21 год Рут принимают на студию MGM посыльным, на должность, бывшую до нее привилегией мужчин. У нее появился «доступ» ко многим великим кинозвездам того времени — комику Реду Скелтону, восходящей звезде Элизабет Тейлор, Джин Келли и других, которых она запечатлела. Рут была очарована кино и хотела стать кинематографистом, вела кинодневник (1937-42 и позже в 1960-е годы ), куда заносила свои впечатления о каждом просмотренном фильме. Ее завораживала возможность посредством череды кадров рассказать какой-то сюжет. Однако вскоре она ушла из MGM, поскольку женщин не принимали в Союз кинематографистов. К этому времени у нее уже окончательно созрело решение стать профессиональным фотографом.

Оркин переезжает в Нью-Йорк (1943), работает фотографом в ночных клубах, снимает за ничтожную плату детей, начинает сотрудничать с Theatre Week и Chess Review. Накопив денег, она покупает свою первую профессиональную камеру Speed Graphic за 110 долларов, камеру большую и тяжелую. В дальнейшем Рут некоторое время работала с камерой Rolleiflex, но и она показалась ей громозкой. Удовлетворение пришло с приобретением малоформатной Contex, которую Рут могла легко держать у глаза так долго, “пока каждый элемент не попадал на место”. Обладая острым взглядом и великим терпением, она буквально редактировала свои кадры, прежде чем нажать кнопку затвора.

Фотографии, сделанные Рут в начальные годы ее карьеры, можно представить как серии: мать и дети, а также улицы под дождем в Гринвич — Виллидже, где она жила.

В 1945 году Оркин впервые получает от The New York Times заказ сфотографировать выступление Леонарда Бернстайна с нью-йоркским симфоническим оркестром. С этого времени она — свободный фотограф, начинающий интенсивно содрудничать с Life, Look, This Week, Cosmopolitan… Портреты известных ученых, музыкантов, актеров приносят ей известность. Она фотографировала Альберта Эйнштейна, Хэмфри Богарта, Марлона Брандо, Вуди Алена, Аарона Копланда, Сергея Кусевицкого…. На летних музыкальных фестивалях в Нью-Йорке и в Танггелвуде (Массачусеттс) Оркин фотографировала Яшу Хейфеца, Грегора Пятигорского, Исаака Стерна… Рут любила музыку, занимавшую в ее жизни значительное место. Она говорила, что коллекционирует музыкантов, как коллекционируют автографы.

Рут Оркин нигде не обучалась фотографии, и ее вступление в фото-лигу (1945) имело для нее огромное значение. Это была школа мастерства. фото-лига представляла фотографов, занимавшихся социально-документальной и художественной фотографией. Среди ее членов были такие выдающиеся фотографы, как Береника Эбботт, Поль Стрэнд, Юджин Смит и Аарон Зискинд. Вспоминая об этом времени, Рут скажет: «Фото-лига была объединяющим местом для фотографов, неформально учившихся друг от друга, как в кафе европейских городов, где художники, встречаясь, продолжают свой образ жизни».

В 1951 году Life направляет Рут Оркин в Израиль для фотографирования прибывающих еврейских репатриантов. Здесь она два месяца живет и работает в кибуце. Но как же быть рядом и не побывать в Италии, а затем и во Франции. Это для Рут с ее ищущим впечатлений характером было невозможно.

Во Флоренции Оркин поселилась в отеле Berchelli, оплачивая за номер доллар. Поутру в коридоре она знакомится с 23-летней Эллен Джинкс, недавно окончившей Sarah Lawrence College (Янкерц, Нью-Йорк), интересующейся итальянским искусством. В ней, стройной, красивой, высокой девушке, Оркин нашла совершенный объект для своего фотоэссе «Не бойся путешествовать в одиночку». Фотосерия основывалась на их общем опыте путешествующих женщин в Европе в 1950-х годах в одиночку. Рут фотографировала Эллен в экипаже, переходящей улицу, флиртующей в кафе…. На площади Республики Эллен оказалась в окружении праздных мужчин, оживленно бросавших реплики в ее адрес. В длинной, развевающейся юбке от Диора, названной «Новый взгляд», с оранжевой мексиканской шалью на плечах и с большой сумкой в левой руке, она была вызывающе привлекательной. Увидев эту сцену, Оркин сделала пробный кадр, а потом попросила Эллен повторить проход.

«Американка в Италии»
«Американка в Италии»

Фотография «Американская девушка в Италии» впервые была опубликована в сентябре 1952 года в журнале Cosmopolitan как иллюстрация эссе, показывающая, с чем могут столкнуться молодые женщины, путешествующие в одиночку. Фотография сделала Рут Оркин знаменитой. Журнал Artnews назвал эту фотографию «красноречивой комбинацией журнализма и театральности». Изображение настолько прекрасно и композиционно совершенно, что некоторые критики посчитали эту сцену постановочной, увидев в этом ее недостаток. Оркин никогда не отрицала факт, что съемка не была полностью спонтанной, и говорила, что элементы режиссуры были незначительными. Но прошли годы, точнее, десятилетия, страсти улеглись, изменились взгляды. Спустя четверть века со времени съемки, фотография Оркин была напечатана в виде постера тиражом около 250 тысяч экземпляров. Это несколько меньше тиража публикации другой известной фотографии Роберта Доснью «Поцелуй у отеля de Ville», занимающей и поныне первое место. Фотография «Американская девушка в Италии» репродуцируется и по настоящее время во многих книгах, журналах, календарях и на почтовых открытках.

В 1952 году Рут Оркин вышла замуж за Морриса Энджела, фотографа и кинорежиссера. Он работал тогда в вечерней газете «PM». «Рут понравились мои фотографии, и она захотела познакомиться со мной. — Это закончилось тем, что мы пошли на танцы в общество журнальных фотографов», — вспоминал много позже Моррис Энджел. Наконец Рут представилась возможность реализовать свою с детских лет увлеченность кино. Вместе с Энджелом она поставила и отредактировала независимый фильм «Маленький беглец» о мальчике, ошибочно думающем, что он убил брата. Франсуа Трюффо признавал, что этот фильм вдохновил французскую «Новую волну». Фильм получил «Серебряного Льва» на кинофестивале в Венеции и был номинирован в 1953 году на премию Академии — за лучший оригинальный сценарий. Он демонстрировался примерно в пяти тысячах кинотеатрах США.

«Маленький беглец» и последующий фильм «Любовники и сласти» стали реминисценцией ряда фотографий Рут Оркин, таких, как «Игроки в карты», одна из которых была представлена на знаменитой выставке Эдварда Стейхена «Род человеческий» в Музее современного искусства (1955, Нью-Йорк). Эта серия из шести фотографий показывает взъерошенных уличных детей, ссорящихся во время игры в карты. Отмечая эти сцены, один из критиков заметил: «У неё (Рут Оркин — Л.Д.) шутовское очарование чаплинского немого кино».

Вместе с тем на протяжении всей своей карьеры Рут постоянно фотографировала жизнь нью-йоркской улицы. Она любила снимать людей с верхней точки или издалека, оставаясь неприметным свидетелем сцены. Одна из её персональных посмертных выставок так и была названа «Сверху и вдали». Снимала Рут вначале из окна квартир на West 88 Street, а позже — на Central Park West. Улица была для неё нескончаемым источником вдохновения, кладезем «эмоциональной реальности». Эти абстрагированные композиции, снятые с модернистским ракурсом, динамичны и очень лаконичны. Опубликованные в двух книгах (A World Through My Window, 1978 и More Pictures from my Window, 1983 ) снимки были одобрительно встречены и критиками, и зрителем.

Фотографии Рут Оркин находятся в коллекциях многих музеев, включая Метрополитен-музей, Музей современного искусства (Нью-Йорк), Международный центр фотографии (Нью-Йорк) …

Рут Оркин была отмечена многими наградами. Ещё в 1951 году она заняла третье место на конкурсе «Молодые фотографы», проводимом журналом Life. По опросу профессиональных фотографов Америки, она была названа в числе десяти лучших женщин-фотографов страны (1959).

Рут Оркин, будучи проницательным и страстным фотографом, создала своей камерой гуманистический образ мира. Её наделённые чувством достоинства фотографии уличной жизни города, играющих детей, портреты выдающихся личностей своего времени составляют огромный вклад в иконографию общества 1940-1980 годов.

Лев ДОДИН

Clip2net_200128231323пппппп

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора