Искусство жить

Скажу вам честно, кому я пишу эту статью — себе или читателю — ещё не разобрался. Возможно, и не разберусь. Тем более, что похвастаться своими «грандиозными достижениями» на поприще умения жить едва ли отважусь — засмеют. Лучше-ка давайте попробуем разобраться вместе, что это такое — искусство жить? Может, пригодится.

Моя сейчас рабочая версия, что искусство жить — это умение быть благодарным. Знаете, как говорят наши мудрецы: «Кто счастлив? — Довольный своею долей». То есть — благодарящий за неё Творца. И, как часть этой признательности Создателю, человек благодарен людям, которых Он присылает на его жизненный путь. Присылает зачем? Чтобы быть рядом, попасться навстречу, встать напротив… «Ото всех, кто учил меня, я умудрялся».

Согласитесь, благодарность — штука очень нелёгкая. Капризничать, выражать возмущение, жаловаться (чем славятся выходцы из Нерушимого) — куда проще и привычней. Помните сентенцию: «каждый доволен своим умом, но не своим положением».

«Царём дурного начала» человека мудрецы называют гордыню. Когда-то, ещё в советском самиздате, я читал очаровательную книгу мистика и астролога Авессалома Подводного «Повесть о тонкой семёрке», где ярко и образно описаны структуры нашего злого начала. Удивительно, но через много лет я обнаружил многие из его наблюдений в трудах наших учителей! Написано в Талмуде: «Знай, что (хотя) Торы нет у народов мира, есть у них мудрость».

image5ppppppp

Так вот, Авессалом (в смысле Александр Георгиевич) разложил чемпиона злого начала, «Дракона Гордыни» на 3 «головы». Сиречь: на «три источника и три составных части». Так, как это излагали классики марксизма-ленинизма. Руководящая из глав дракона, горделиво обращённая вверх и с важным видом вокруг поглядывающая, информирует: «вот он, какой я!..» — грамотный, мудрый, добрый, ушлый, пробивной, скромный… (ненужное зачеркнуть, недостающее добавить). В общем, самый-самый. А кто этого не понимает… смотри у меня! Другая голова занята собой ещё больше, ей не до всяких насекомых граждан. Взирает она на себя (точнее, на главу первую) — и собою самим восторженно любуется. Третья же голова — парадоксальная, яко тако об ей излагают авторитеты христианские: «уничижение паче гордости». Опущена она очами долу, с видом тоскливым до невероятия — «какой же я несчастный, глупый, неудачливый… самый-самый, между прочим, в своём роде пренесчастный!».

Интересно, всё это они у евреев подсмотрели, сами заново открыли или духи какие им поведали?! В общем, «вторая драконья голова», справедливо оценив ситуацию, полагает себя самоё существом настолько интересным и значимым, что любое положение моё всегда будет ниже причитающегося. Что, конечно, даёт голове первой повод с гневом глядеть округ глазами непризнанного гения и с трудом, с презрением терпеть окружающих глупцов. А третьей — с наслаждением страдать от всеобщей несправедливости и своей неспособности раскрыть таланты и усесться на полагающемся царском месте. Только, пожалуйста, не перепутайте эту тоскливую гостью со скромностью, величайшим человеческим качеством. Скромный человек знает свои достоинства, видит неразрешенные проблемы и готов над ними трудиться — но понимает, что все его таланты, все его умения и добрые свойства — это, по сути, дар Б-га. А — не, как принято полагать, моя неотъемлемая собственность, добытая «мудростью и силой руки моей» — и потому принадлежащая по праву. Ведь даже — неизвестно, долго ли смогу я удержать в руках жар-птицу. Устная Тора полна рассказов о достойнейших людях, который в один момент, иногда после 80 лет непорочной праведности, вдруг оступались… А уж полагать, что я, прежде усердный писатель (ударение на первом слоге) в штанишки и пищатель по ночам, исключительно своими могучими стараниями всего этого достиг, без посторонней помощи — несколько самонадеянно, не правда ли?

Говорит Рова, глава своего поколения, перед смертью: «как же мне не плакать и не страшиться — ведь я не знаю, по какой дороге поведут меня — среди праведников или грешников?». И он, конечно, не кривит душой. Отвечает своему ученику рабби Хаим из Воложина: «может быть, мой разум и равен разуму тысячи других людей в сумме — ну и что? Если даже так, это лишь означает, что на мне в тысячу раз большая ответственность».

image2nnnnnnnn

Обратите внимание, в глазах величайших людей достоинства, богатство, знания, скорострельность ума — это только дар и обязательства. Даже если посчитаешь ты, что твои изначальные задатки есть твои по праву и развиты они исключительно упорным твоим трудом — ты уверен, что сам себе создавал для этого условия и оберегал себя на пути развития? Все твои «случайные встречи» — твои? Открытия, откровения, неожиданные свежие мысли и т.д. — исключительно плод правильно использованных тобою законов естества? То есть ты, как фараон из книги пророка Йехезкеля — «сам себя сделал» и потому «Нил — мой»? Но «…не забывай Творца, который даёт тебе силы творить всё это великолепие».

В общем, на словах я себя, кажется, убедил в пользе скромности. =Объективности=благодарности Тому (и тем), кто её заслуживает. Это как минимум снимает с меня груз обязательств перед «Драконом» — доказывать себе и другим свою исключительность и величие. Позволяет несколько расслабиться и наслаждаться бытием как таковым.

Правда, оставляет открытым иной совершенно вопрос, с которым я, гроссмейстер и преподаватель, сталкиваюсь часто: чего тогда ради стараться и напрягаться? Без труда-то не выудишь и рыбку из пруда. Тем более — медальку свою або учеников. Ежели ради себя самого ты вкалываешь — пусть и не шибко возвышенно это, но просто и доходчиво. И удобно в использовании. А горние мотивы…

Всё они очень хороши теоретически. Как формула. Но человек же не формула! И очень большая часть твоя — она на формулы плевать хотела, вся рациональность её совершенно не колышет. Тот, кто заявит, что женская (эмоциональная) логика присуща только дамам — будет иметь дело с самим собой.

И вот тут, мне видится, на помощь должна прийти простая человеческая благодарность. Мой друг, человек титулованный, утверждает, что успехов на социальных поприщах он достиг, чтобы а) — заменить рано ушедшего отца, «дабы его фамилия продолжала звучать» и б) чтобы мать могла им (то есть собой!) гордиться. Между прочим, он человек верующий, соблюдающий, добрый и бескорыстный.

То есть — при всех его личных отношениях с Творцом главным действующим мотивом оказалась любовь и благодарность к близким. И я думаю, что Всевышний специально так странно порождает нас, человеков — через папу и маму, поначалу беспомощными и абсолютно зависимыми — чтобы обучить нас искусству благодарности. На — совершенно неотразимых, несомненных для тебя взаимоотношениях. Ты, конечно же, не осмелишься отрицать — сколько с тобой возились, как много для тебя сделали твои родители, твои близкие? В этом — этап в обучении благодарности Тому, кто дарует тебе и этим близким жизнь самоё.

Впрочем, как и предсказано, перед раскрытием Машиаха наглость (читай: неблагодарность) царствует и находит себе под стать аргументы. Например: родители делали всё это ради себя и потому, что общество иначе бы их заклеймило. На худой конец, по вложенному в них инстинкту. Да и вообще, «конфликт отцов и детей», «мы наш, мы новый мир построим», «что они соображают, эти надоедливые старики, в прогрессивных технологиях!?».

Дракоша свой хлебушек трескает не зря. А перед раскрытием истинного положения дел в мире — не просто хлебушка ему на прощанье хочется, а с густым слоем маслица. И клубнички.

Есть у меня и версия, как всё-таки научиться жить: работать над тем, чтобы благодарность из размышления превратить в повседневное чувство. И тогда как минимум реальным мотивом для усилий станет — желание отблагодарить, желание сделать приятное породившему и кормящему тебя Творцу. Ведь жить в позитиве, в благодарности и симпатии — куда приятней и эффективней, чем среди конфликтов, претензий и неудовлетворённости. Не так ли?

Дело за малым, начать да кончить. Тем более, что общество закусило удила и старательно учит своих членов недовольству, поиску «виноватых», «борьбе с домогательствами» и прочим идиотизмам. Переключая сознание людей на дурное. На неблагодарность. Учит не-жить.

Или под «искусством жить» верней было бы понимать: «хочешь жить — умей вертеться», «умение устраиваться в жизни», талант ладить с окружающими и даже использовать их в своих целях… «и прочая, и малыя и белыя?». У Вас, дорогой читатель, есть иная версия «искусства жить»? Поделитесь, будьте ласковы.

2

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора