Бумеранг. Арье Юдасин беседует с равом Авраамом Бинским

0

image001Арье Юдасин. Шалом рав! Рад приветствовать Вас в новую историческую эпоху.
Рав Авраам Бинский. Шалом, реб Арье! Вы имеете в виду Трампа?

А. Не только. Порой уже принято не только трепаться, как при Обамакере, но и говорить по делу, – с той или иной вероятностью, что дело выдержит и стерпит. Хотя многих это раздражает и расстраивает.
Р. Вы помните, я всегда говорил, что в Америке нету новостей. Не то, что в Израиле, где каждые 5 минут новости. Но с приходом Трампа ситуация меняется, новости здесь начинают появляться очень часто.

А. Согласитесь, так это мудро и лепо, что любой гавайский судья, левой ногой подписав факт рождения одного Президента, другой пинает Президента следующего! Демократия, знаете ли, грань эпох… А на что приход «эпохи новостей» влияет в первую очередь?
Р. Конечно, на умы. И особенно – как бы задаёт новое измерение жизни для совсем молодых людей.

А. Это которые за Сандерса и социализм?
Р. Нет, реб Арье, за коммунизм. За светлое будущее.

А. В духе старины Зиновьева: над пещерой висит лозунг: «Да здравствует рабовладельческий строй – светлое будущее человечества!»?
Р. Реб Арье, не надо уж так… давайте без фанатизма. Опустимся на землю, закроем пещеру на замок. Поговорим лучше о проблемах воспитания нормальных здоровых детей, подростков, юношей – в весьма непростую новую историческую эпоху.

А. Рав, Вы имеете в веду, что нынешний технолодерталец вообще не видит происходящего вокруг и бродит как лунатик, упёршись в свой гаджет?
Р. Да, и об этом. Но давайте, реб Арье, сконцентрируемся на несколько ином. Тема воспитания молодых, их развития и роста актуальна всегда, а ныне, видимо, она становится ещё более насущной, жизненно важной. Слишком много «вызовов времени», и новинки технологии – только один из них.

image003А. Хорошо, согласен, это я по себе и близким вижу. Как бы Вы хотели назвать тему?
Р. «Бумеранг».

А. Почему? Что-то такое индейское, папуасское, Майн Рид?..
Р. Ну, у Вас интересные ассоциации, конечно, реб Арье. Давайте немного определим, что же такое «бумеранг воспитания». Вот что говорит словарь: «бумеранг – деревянная метательная палица. Некоторые виды обладают особой аэродинамической формой, которая позволяет увеличить дальность броска или способствует возвращению к месту запуска. В прошлом – боевое и охотничье оружие у многих народов мира».

А. Меня учили, что бумеранг всегда возвращается.
Р. Реб Арье, Вас неправильно учили. То, что Вы говорите, типично для Австралии, но в Древнем Египте, в Древней Греции, в Америках, у многих европейских народов и т. д. бумеранги были, и совершенно различных конструкций.

А. Ребе, к чему Вы клоните? Что молодому поколению надо забросить свои гаджеты на длину мирового рекорда и качать мышцы в метании бумерангов?
Р. Конечно, это было бы неплохо, хоть не сидели бы, уткнувшись в телефоны, а занимались чем-то полезным. Но я хотел бы сказать не только об этом. Если цель броска – в данном случае «броска воспитания», не достигнута – то бумеранг возвращается. И надо быть очень осторожным, чтобы не получить от него «по голове».

А. Но бумеранг возвращается не как наказание мазиле, а для нового броска!
Р. Несомненно, есть и второй шанс, не всегда всё потеряно. Хотя бывает… Но не лучше ли начинать с первого шанса? Две недели тому назад в нашей общине было очень интересное событие: привезли 3-летнего мальчика, завёрнутого в талес, открыли книгу и положили на каждую букву по маленькой шоколадке. Ребёнок должен был назвать букву – и тогда шоколадка переходила в его безраздельную собственность. Он её тут же съедал.

image005А. Нам крупно повезло (а дантистам меньше), что в иврите только 22 буквы.
Р. Это древнейшая еврейская традиция. Мы могли бы сказать, как здесь принято по любому поводу: «cutie!», прелесть. Но с другой стороны, если мы посмотрим чуть глубже, это уникальное событие!

А. Не понял. Если это традиция и происходит весьма часто – что же здесь уникального?
Р. Реб Арье, вопрос не в том, как часто это происходит, это действительно случается почти каждый день. Уникальность совсем в другом. Уже в 3 года мальчику надевают кипу, закутывают его в кисти цицит и он уже знает еврейский алфавит.

А. Разок меня знакомили с малышом в Иерусалиме, сыном религиозного парня, шахматиста. Ему было чуть меньше 3-х лет. Мальчик смотрел в сторону, рылся в карманах – и при этом на любой вопрос папы по содержанию Пятикнижия отвечал немедленно, безошибочно цитировал. Он знал Хумаш наизусть!
Р. Я совершенно не об этом. Слава Б-гу, у евреев показатели по «проценту вундеркиндов на душу населения» вполне приличные, наверное, лучшие в мире. Когда в Европе многие дворяне подписывались отпечатком пальца, еврейские дети поголовно в 3 года знали алфавит. Конечно, образование и таланты важны при воспитании нормального здорового человека, но дело далеко не только в них.

А. А в чём же?
Р. В том, что родители не могут сказать: «я увольняюсь от роли воспитателя». Как сказал великий воспитатель современности, недавно ушедший от нас рав Шломо Вольбе: «воспитание – это мудрость глубокая и требует серьёзного изучения».
Что же делать сегодня, когда не мы являемся воспитателями, а новейшая технология? Она грубо, жёстко вторглась в наши семьи и задаёт координаты становления человека. В Израиле провели такой эксперимент: взяли нормальную семью из северного Тель-Авива, крепкого среднего достатка, папа, мама, трое детей-тинейджеров. Вот они собрались дома, после школы и работы, перед ужином. Измерили, сколько времени члены семьи общаются друг с другом. Оказалось, даже то, что дети хотят покушать, они «текстают» маме на телефон, прямо на кухню. В итоге «без посредников» они общались 15% времени. Потом эту же семью взяли на час в ресторан и отняли телефоны. Это была катастрофа! Они все не знали, чем себя занять, что делать; они просто потерялись.

image007А. Рав, я понял – Вы, как дикий и средневековый человек, поклонник древних устарелых обычаев, есть принципиальный враг технологии и прогресса! Впрочем, я и сам, катаясь в общественном транспорте, вижу это постоянно, – тут никакие эксперименты не нужны. Компания девиц или парней, а то и смешанная, весело щебечет около своих гаджетов, все радостно, с эмоциями тыкают в экраны – и посвящают этому куда больше времени, чем разговорам. По-моему, даже любовные послания они, нежно держась, в частности, за ручку, текстают друг другу.
Р. Реб Арье, мне очень не нравятся эти Ваши обвинения в «привязанности к древним устарелым традициям». Вам бы только развесить ярлыки! Посмотрите, вот мой селлорфон, вполне, как теперь выражаются, «супернакрученный». Только – с фильтром от вещей, которые мне не нужны. Он называется «кошерный телефон». Он фильтрует все отбросы и мерзости, которыми полон интернет и на которых зарабатывают до 70% всех «электронных доходов».

А. Вы про азартные игры и порнографию?
Р. Я про всё, что убивает у людей мозги и совесть. Что получается? Технология шаг за шагом захлестнула сознание людей. В результате возникла описанная Вами

А… и израильскими исследователями…
Р… картина – человек погружается полностью в виртуальный мир, забывая об всём. Виртуальная реальность становится для него почти единственной реальностью. «На интернете интересней…» – слышал я во время бракоразводных процессов.

А. Как глаголют психологи, «он (она) заменил жену (мужа) интернетом»?
Р. Именно так, и не хочу даже вспоминать некоторые «кейсы».

А. Рав, но что тут особенного – просто ещё один, – конечно, мощный и передовой, но уже стандартный наркотик? И с обычными-то наркотиками сегодня беда…
Р. По сути, проблема не в технологиях. Я лично категорически за развитие технологии. И проблема – не в полях конопли, из неё можно сделать самые различные лекарства, а с помощью опиумного мака – испечь классические маковые булочки по рецепту наших бабушек. Вопрос – в том, как человек захочет всё это использовать.
Человека притягивает то, к чему у него есть глубинный интерес. И самое, как я понимаю, главное – чтобы этот интерес не оставался только в области физиологии, естественных инстинктов.

А. На днях читал, что в Израиле придумали программу для тинейджеров – защита от вторжения родителей в их телефоны.
Р. Да знаю, знаю – вот они, умные еврейские головы! Добавьте – от наглого вторжения родителей в частную жизнь их цветочков (в смысле – от воспитания). Раньше изобретали другие программы – как уберечь детишек от того, что они теперь могут «со смаком» скрывать! Чаще всего, гм… Одного тинейджера просили: «а что вы там скрываете?». Ответ: «интимные фотографии друзей, девочек в разных ситуациях. Это – как альбом порнографии».
Корневая проблема современности – потеря жизненных целей и задач. Попросту – многие люди не знают, зачем они живут.

image009А… и живут ли они вообще – со своей виртуальностью…
Р. Фразой, до сих пор популярной: «живём ради детей» – не отмахнёшься. То, что случилось, можно назвать классическим термином психологии и философии 20-го века: отчуждение. Истинный контакт, общение между людьми – это взаимодействие душ. Должна быть возможность не только обмениваться информацией, но и чувствовать собеседника, по его жесту, по выражению лица видеть и понимать его настроение, что для него по-настоящему важно… То, что при настоящем, глубоком общении людей происходит, называется в нашей традиции: «получение частички света». Каждым! Душевная пустота приводит к поверхностным контактам, к отдалению людей друг от друга и погружению в свою, собственную и ни с кем не делимую «зону комфорта». «Не трогайте меня, не вторгайтесь в место, где мне удобно и приятно!». Как говорят здесь: «don’t touch me», не трогай меня!

А. Ещё бы, но как Вам понятие «privacy» – приватность, право на свою личную жизнь и территорию – в основе культуры? Вы же не станете отрицать, что во многом это лучше российской или израильской бесцеремонности!? Но как обратная сторона – человек привыкает не допускать «к себе в душу» других, отношения порой рискуют превратиться в бизнес-контакт и обмен информацией.
Р. С обменом информацией как таковой нет проблем, наоборот, возможность этого, подаренная нам современной технологией – великое благо и экономит уйму времени. Проблема в том, что это становится главным в отношениях людей. Да, конечно, у человека есть и должно быть право на личное, внутреннее пространство – но ведь есть же у него и право на глубокие отношения с другими! Иначе – зачем мы существуем в одном мире, на одном круглом шарике?
image011Живое общение – это ещё и эмоциональное и сердечное взаимодействие. Человек, обвешанный технологиями, зачастую закрывается в своей крепости и никого к себе не подпускает. Это очень сегодня ощущается. И в частности – или, может быть, даже это самое главное – резко ослабла из-за этого связь между родителями и детьми. Как родители могут развивать в детях стремление сопереживать, прийти на помощь другому, поддержать и понять его; воспитывать в них способность выбрать и понять, что главное, а что второстепенное в жизни – если и они сами, и их отпрыски погружены в виртуальную, отчуждённую реальность?!

А. И у Вас, рав, есть лекарство от этого?
Р. Есть, реб Арье. И, между тем, ещё нескольких острейших проблем воспитания мы пока не успели коснуться. Но Вы помните наш уговор – моё время истекло, меня уже ждут. Давайте, об этом поговорим в следующий раз?

Окончание интервью
следует

Об авторе

Арье Юдасин

Нью-Йорк, США

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Notice: Unknown: failed to delete and flush buffer. No buffer to delete or flush in Unknown on line 0