«Если женщина зачнет и родит сына, то нечиста она будет семь дней…» (14:2).
Подобно тому, как человек был сотворен вслед за животными, точно так же его законы следуют непосредственно после законов о кошерных и некошерных животных в разделе «Шмини». Так пишет РАШИ, ссылаясь на рабби Симлаи.
В мидраше развивается эта мысль. Достойный человек должен знать, что он превосходит все другие творения Б-га. Но если он плохо ведет себя, то пусть знает, что даже гнус появился на свет раньше него.
Ктав Софер (р. Авраам-Шмуэль-Биньямин) объясняет. Физически человек, действительно, самый слабый из всех живых существ. Во-первых, потому что после рождения он целиком зависит от своих родителей. Без их заботы он просто не выжил бы, в то время как животные становятся самостоятельными почти сразу после появления на свет.
И, во-вторых, в отличие от животных, которым гарантирована пища и которые не нуждаются в одежде для защиты от жары и холода, людям приходится тяжело трудиться, чтобы накормить и одеть себя.
Такова ситуация на момент рождения человека. Но каким бы беспомощным он ни казался вначале, ему изначально присуща способность добывать и готовить себе пищу, обеспечивать себя одеждой, чего начисто лишены животные.
То же самое касается и жилья. Человек умеет строить для себя великолепные дворцы и добиваться совершенства в самых разных областях. В этом смысле животные далеко отстают от него. Короче говоря, животные способны постоять за себя и свои «семьи», но кроме этого, больше ни на что не способны. А человек, хотя и рождается беспомощным, достигает высот развития, строит целые миры.
К сожалению, с не меньшим успехом он способен и разрушать миры. Так уж устроен гомо сапиенс, так причудливо взаимодействуют в нем тело и душа. Только на человека возложена задача служения Творцу Вселенной, и нет предела тем высотам, которых он может достигнуть в выполнении этой задачи. Поэтому Б-г дал ему знание и средства для их реализации.
Такова суть человека. Рождаясь слабым и «некомпетентным», он должен учиться и приобретать знания и навыки, необходимые ему для выживания и выполнения поставленных перед ним задач. Для этого в человеческом обществе существуют воспитание и образование. С другой стороны, человек может достигать совершенства не только в добродетелях, но и в пороках, опускаться в такую бездну зла, которая недоступна ни одному животному.
Именно эта мысль заключена в приведенном мидраше, продолжает Ктав Софер. Если человек ведет себя достойно, если он реализовал свой потенциал, которым наделил его Б-г, о нем можно сказать, что он превосходит все другие творения, и к нему можно применить принцип «ахарон-ахарон хавив»: самый последний — самый ценный. Если же человек далек от этого идеала, то он остается таким, каким был при рождении — самым слабым, физически и духовно, из всех живых существ.
Хатам Софер (рав Моше Софер) развил эту тему, опираясь на мидраш, приведенный РАШИ. По его словам, сыны Израиля удостоились Б-жественного присутствия благодаря строительству Мишкана, переносного Святилища. Они могли бы возгордиться и считать, что сумели достичь высшего уровня духовности, что они вознеслись на недосягаемую высоту, выше ангелов. Наверное, так оно и было: им было чем гордиться.
Но Тора поставила их на место. Да, лучшие из них, цадиким, действительно превосходили ангелов, но в это число не входили «мецораим», люди, страдавшие проказой за свои прегрешения, и «нечистые» грешники, которым запрещалось вступать в контакт с другими людьми.
На самом деле «теума», духовная нечистота, поражающая людей, хуже нечистоты животных — по двум причинам. Во-первых, человек может стать нечистым, что называется, по ходу жизни. С животными такого не бывает.
И, во-вторых, если животное может передать нечистоту только при прямом контакте, человек способен иногда «заражать» других, находясь с ними под одной крышей и даже никого не касаясь.
Чем объяснять такую разницу? Скорее всего тем, что человек грешит сознательно (или по невниманию), а животное — инстинктивно.
Грех роженицы
Но вернемся к нашему разделу. О родившей женщине сказано: «Когда же исполнятся дни очищения ее за сына или за дочь, пусть принесет она годовалого ягненка во всесожжение и молодого голубя или горлицу в грехоочистительную жертву…» (12:6).
Чем же она согрешила? Мудрецы Талмуда объясняют, что во время родовых схваток, испытывая нестерпимую боль, она клялась, что больше никогда не подпустит к себе мужа, что прекратит с ним интимную связь. Именно этот грех она должна искупить жертвоприношением роженицы — «корбан йоледет».
Шем ми-Шмуэль (рабби Шмуэль бар Авраам Борнштейн) добавляет, что жертва роженицы искупает также и первородный грех Хавы (Евы), которая позволила змею-искусителю уговорить ее отведать запретный плод с Древа знания. Именно поэтому родившая женщина приносит две жертвы: ягненка в виде жертвы всесожжения и голубя — как грехоочистительную жертву.
Первое из этих жертвоприношений должно искупить греховные мысли Хавы, ее доверие к змею и то удовольствие, с которым она любовалась запретным плодом, а голубь искупает то, что она съела этот плод.