Мы привыкли думать, что терпение является добродетелью, которая помогает человеку в достижении поставленных целей. Однако терпение, как и любое качество характера, должно правильно направляться. В противном случае, оно имеет свою оборотную сторону — превращаться из достоинства в недостаток. Хорошо ли, когда раб продолжает терпеть свое положение раба, когда страдающие от насилия в семье женщины годами терпят унижения, в конце концов, когда мы все продолжаем «терпеть» свои недостатки?
— После того как советские войска вошли в Афганистан, отношения с Западом ухудшились, и выезд евреев прекратился. Так почему же в то время вы подали просьбу о выезде? — спросил я доктора социологии Сэма Клигера, который возглавляет сегодня русский отдел Американского еврейского комитета в Нью-Йорке.
— Я больше не мог терпеть атмосферы лжи, — ответил он. — Работая научным сотрудником, я был хорошо обеспечен, но жизнь в той стране стала для меня невыносимой. Я провел десять лет в отказе, однако как раз тогда начал занимался иудаизмом, и изучение Торы помогало мне преодолеть тяжелые годы отказа…
Как-то в Нью-Йорк приезжал Иосиф Менделевич. Он встретился с учениками «Синай Академи» и поделился воспоминаниями о «Ленинградском деле», после которого начался выезд евреев из СССР.
— Мы знали, что за нами следят, — рассказывал Иосиф, который провел более десяти лет в ГУЛАГе. — Мы понимали, что у нас практически нет шансов что-то изменить. Но жизнь в СССР стала для нас невыносимой, и мы были готовы пойти на все, даже на годы тюрьмы, надеясь, что, в конце концов, все же удастся пробить брешь в «железном занавесе»…
— Бывший муж жестоко избивал меня, — рассказывала одна женщина. — Моя мать однажды сказала: «Я бы никогда не жила с этим зверем!» Сама не знаю, почему столько лет терпела.
— Несколько лет назад я был на лекции известного раввина и психиатра Авраама Тверского, — попытался ответить я. — Рассуждая о проблеме насилия в семье, рав Тверский сказал: «Не следует удивляться тому, что женщины продолжают десятилетиями жить в условиях эмоционального или физического насилия. Постоянные унижения могут надломить волю, вызвать ощущение собственной никчемности и безысходности. Женщина продолжает терпеть, теряя веру в себя, в свои силы»…
В своей книге «Living Every Week» рав Тверский вспоминает, что однажды предложил своему пациенту, который страдал от наркомании и алкоголизма, лечение.
— Я не нуждаюсь в вашей помощи, — отказался пациент.
Тем не менее, в дальнейшем он все же начал лечиться, и год спустя пришел поблагодарить доктора.
— Вы спасли мою жизнь, мою семью, — сказал он.
— Объясните, пожалуйста, почему год назад вы отказывались лечиться, а сегодня говорите, что я спас вас? — поинтересовался доктор.
— Тогда я потерял веру в то, что когда-нибудь смогу избавиться от этой проблемы. Я был в отчаянии: жена хотела уйти от меня, начальник угрожал выгнать меня с работы, а я все равно не мог совладать с собой.
Зачастую лечение от алкоголизма и наркомании начинается с того, что больной должен обрести веру в себя, в то, что он сможет избавиться от пагубной зависимости…
Впрочем, и каждый из нас находится в рабской зависимости от своих недостатков, чувства гнева или стеснения, гордыни или комплекса неполноценности. Мы можем выйти из своего «внутреннего Египта», преодолеть недостатки, лишь обретя веру в себя, в то, что мы можем исправиться и изменить свою жизнь к лучшему.
Почему мы пьем четыре бокала вина в пасхальную ночь праздника Исхода? Мудрецы Талмуда указывают на «четыре выражения Избавления» в нашей недельной главе:
«Я — Всевышний, и Я выведу вас из-под гнета египтян, избавлю вас от их рабства, спасу вас… и возьму вас Себе народом (Берешит, 6:5 — 7).
«Четыре выражения Избавления» — выведу, избавлю, спасу и возьму вас Себе народом — намекают, что освобождение — это не одноразовое физическое событие Исхода, а продолжающийся во времени процесс духовного освобождения. Еще в Египте человек должен преодолеть в себе раба, выйти из-под гнета рабства, для того чтобы, в конце концов, обрести духовное раскрепощение у горы Синай, став частью народа, который Всевышний возьмет Себе.
Предыдущая недельная глава рассказывала, как евреи осудили Моисея и Аарона за то, что те пришли к Фараону со словами Всевышнего «Отпусти народ Мой!» и боролись за их освобождение. Евреи свыклись со своим положением рабов, считая, что они все равно ничего не смогут изменить.
Однако Всевышний обещал им, что «выведет их из-под гнета».
Что означают эти слова? Ивритское слово «сивлот», которое обычно переводят как гнет или страдания, можно перевести так же, как терпение, поясняет ребе из Гур в своей книге «Сфат Эмет». Первый шаг на пути к раскрепощению заключается в том, чтобы раб потерял терпение: рабство должно показаться ему невыносимым. Для этого ему необходимо обрести веру в то, что он сможет вырваться из рабства.
«Известно, что в наше время дурное начало не подталкивает человека поклоняться идолам, — говорил рав Ицхак Гутнер. — Однако сегодня есть другая форма неверия: неверие человека в самого себя!» «Цидкат аЦадик» писал: «Обретая веру во Всевышнего, человек также должен обрести веру в себя!»