Сфирот, черты характера и персонажи торы

В сюжетах Торы присутствуют три «этажа» нашей реализации — личностные, групповые и лидерские. Они «кодируются» системой нижних сфирот.

Первые три сфирот — хесед, гвура и тиферет — представлены праотцами — Авраамом, Ицхаком и Яаковом. Каждый из них олицетворял индивидуальное качество, которое может реализовываться в отдельном человеке.

После того как Яаков воплотил тиферет (баланс), Тора стала разворачивать сценарий «горизонтального» взаимодействия. Двенадцать детей Яакова — «презентуют» нам взаимоотношения между равноправными персонажами (братья).

При этом в истории Йосефа и его братьев присутствуют три модели.

Первая — Яаков имел две (главные) жены, и это спровоцировало конфликт и напряжение между сыновьями от разных жен.

Вторая — конфликт между цадиком и баль-тшувой.

Йосеф — цадик (праведник) — человек, который не совершает проступков.

Его братья, продав Йосефа, совершили проступок. И дальнейшая история — это формирование пути тшувы, когда, в конце концов, братья исправляются и воссоединяются.

Кстати, Егуда — главный баль-тшува, «заработал» этот «титул» еще до египетской встречи с Йосефом, в связи с историей с Тамар.

И цель этой схемы — показать, что евреям нужны оба сценария — и цадик, и баль-тшува — важно найти взаимопонимание между ними.

Третья схема — Йосеф не просто брат и праведник, он еще и лидер. Кстати, как лидер он приводит к тшуве своих братьев (он чувствует за них ответственность). И в этой роли Йосеф отражает лидерскую сфиру йесод, переходя от «горизонтали к вертикали».

А мы переходим к истории евреев в Египте.

В книге Шмот (хоть ее название и переводится как Имена) очень мало имен и личностей. У египтян это — Фараон. У евреев — Моше, его брат Аарон и их сестра Мирьям. Еще появляется тесть Моше — Итро. Все остальные — эпизодичны и нужны, чтобы проявиться лидерам (Батья, Йохевед, египтянин, Датан и Авирам, Ципора, Хур).

Каббала объясняет нам, что Тора переходит к представлению лидерских сфирот — т. е. качеств, которые человек проявляет, когда руководит другими (народом, подчиненными на работе или членами семьи).

Моше — представляет сфиру нецах, а Аарон — сфиру — hод.

Посмотрим еще пару деталей. Фараон — лидер, оппозиционный Моше и Аарону.

Итро — лидер внешний — эксперт. У него две лидерские роли (кроме того, что он отец жены Моше).

Во-первых, он считается знатоком всех религий. И с этой позиции он сообщает евреям, что как эксперт оценивает еврейскую «модель» как наилучшую.

Во-вторых, он специалист по организации. Он предлагает Моше создать иерархическую структуру, чтобы все не стояли в очереди к одному Моше, а обращались в нижестоящие инстанции и т. д. Мы видим, что источник этой мудрости может быть и нееврейским.

Мирьям — лидер среди женщин, помощница братьев — ответственная в том числе за источник воды — «колодец Мирьям». Она же как старшая сестра опекала Моше.

А теперь посмотрим, в каких условиях формируются личности братьев.

Моше — самым парадоксальным образом попадает во дворец Фараона и воспитывается не среди рабов, а в царском окружении. Это дает ему необходимые лидерские качества и «поднимает» его над народными массами. «Среднюю» часть жизни (от 40 до 80 лет) Моше проводит в изгнании, вне Египта.

Аарон проводит свою жизнь в Египте. Но… Сказано, что все колено левитов не попало в рабство. Интересно, какие три причины этого предлагает Тора.

* Говорит мидраш, что когда Йосеф «купил» египтян во время голода, сделав их рабами, он не тронул местных жрецов. Чтобы потом египтяне не трогали еврейских жрецов — левитов.

* В принципе в религиозных странах жрецов уважают (или уничтожают как оппонентов), но не «опускают» до уровня рабов.

* Сказано, что рабство началось, когда Фараон объявил «субботник», и все евреи — как особо лояльные режиму вышли и «попались». Левиты — отказались выйти, и их оставили в покое.

Итак, мы видим схему реализации лидерских сфирот, сначала через Йосефа, а теперь через Моше и Аарона.

И внимательное изучение основных сюжетов позволит нам спроецировать эти схемы на себя. Чтобы черты характеры, обозначенные сфирот, сфокусировали на себе наше внимание, и мы могли развить их с помощью еврейской мудрости.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора