Дым и огонь. Арье Юдасин беседует с равом Авраамом Бинским

image001

– Шалом, рав! Давно мы с Вами не беседовали. Что там, на святых землях, где Вы побывали в самые горячие выборные деньки?
– Не просто горячие, реб Арье, а вылетали мы оттуда ровно 17 марта, в день выборов.

– Земля дымилась?
– Земля сильно дымилась.

image003

– От топота ног журналистов и энтузиастов?
– От топота вообще. Это же не в Америке выборы, это выборы у евреев… Что интересно, последнюю кампанию в израильской прессе назвали «самой грязной в истории страны». То есть количество всевозможных «материалов», жёлтая пресса, взаимное поливание… не скажу чем. Всё это было рекордным. А уж скамейки и бутылки Сары Нетаниягу…

– Рав, Вы меня пугаете! В Израиле? Рекорды? Где политическая борьбы и так не слишком вегетарианская…
– Реб Арье, я перепугался уже давно. Мы — особая нация… Конечно, кроме остального, эти выборы были иными, чем всё, что происходило до этого. И когда меня спрашивают, кто выиграл на них — я говорю, что все проиграли.

– Вы имеете в виду, что грозное потрясание патриотизмом и шикарные предвыборные обещания немедленно превратились в ничто?
– Нет, реб Арье, на этот раз не отгадали. То, что Вы сказали, столь банально, что ни у кого не вызвало удивления. Я говорю о другом — о том, что впервые в истории Кнессета «третьей силой» оказались арабы — их «Арабский объединённый список». Если бы Герцог победил на выборах, у нас впервые могли появиться министры-арабы.

image005

– Например, министр обороны? И чем это было бы хуже активиста «Шалом-ахшав» — как во время Второй Ливанской?
– Реб Арье, мне нравится Ваше чувство юмора — но я даже затрудняюсь что-либо сказать. Давайте лучше посмотрим не в теориях, а в рутине жизни. Мы с женой ехали на автобусе из Беер-Шевы в Афулу. Может быть, дело в том, что назавтра выходной — день выборов. Израиль — не то, что Америка, он богат, может позволить себе лишний выходной, гражданам съездить на шашлыки. Автобус был забит, люди сидели на полу. Вокруг арабская речь, студенты возвращались домой из университета Бен-Гурион; по моим подсчётам, не меньше 70 процентов пассажиров говорили по-арабски. Естественно, всё это — израильские арабы. Давно не секрет, что на севере Израиля арабского населения больше, чем еврейского.

– Но Беер-Шева — это юг! Там больше бедуинов.
– Да. Но юноши-то ехали по домам, на север. О чём они думают, как они настроены? Очень сложно на самом деле это понять. Всё бы ничего, они ведь граждане Израиля — но, поскольку периодически случаются убийства израильскими арабами евреев, нелегко утверждать, что все они настроены остро произраильски. Атмосфера, особенно у молодёжи… Вы же знаете.

– Попробуй не знать. А то зайдёшь или заедешь куда-то не туда. Но «своих родных» бойцов типа ИГИЛа или ХАМАСа они, пожалуй, в массе своей боятся и оттого не любят ещё больше. Посмотрите, что творится вокруг Израиля! А в Йемене вообще идёт полнокровная война коалиции шиитской против коалиции суннитской.
– Ну как и в сирийском «лагере беженцев» Ярмук — там нормальная мясорубка. Но что бы ни произошло — когда арабы убивают арабов, это дело обычное, обыденное, нет в мире такой колоссальной реакции, как на всё, что касается евреев и Израиля.
Однако в смысле политической жизни еврейской (пока ещё) страны — мы видим 3-ю силу. Всё законно, выборы, демократия, рождаемость и прочая демография… В следующий раз сила арабских партий может ещё вырасти. Если, конечно, они за это время не передерутся между собой, как всегда бывало раньше.

– Рав, позвольте уточнить, Ярмук — это давно уже полноценный район Багдада, с высотными зданиями, и никаких зверств свыше того, что исламисты творят в других местах, там не было. Процент убитых при традиционной для ИГИЛа изуверской «зачистке всех недовольных и неугодных» — стандартный. Но, поскольку речь о любимых всеми «палестинцах» — той группе, которую международное сообщество готовит на замену евреям в Палестине, — шума об этом приключилось гораздо больше обычного. Как-то в последнее время о Сирии подзабывать стали, прискучило; ну режут и режут друг друга, как в Ираке и Ливии или прежде в Сомали — с кем не бывает? Гуманизм — штука прихотливая.
– И всё это происходит на фоне переговоров Америки и европейских стран с Ираном — о его ядерной программе. А они чем-то напоминают Мюнхен 38-го… А там недалеко и Ванзее. Собрались «мудрецы» на «альтернативный седер» и думают — как же избавиться от евреев?

Adolph Hitler         and     Neville Chamberlain

– Рав, маленький вопрос: почему сейчас левые силы в Израиле и арабы решительно объединились, а прочие в политике евреи решительно переругались? Еле-еле кое-кто кое-где начинает мириться. Говорится же в Талмуде, что «соединение праведников — благо для мира, а объединение злодеев — зло для мира». Что происходит? И — Вы упомянули вскользь о том, о чём давно уже говорят левые, настаивая на отделении арабов в особое «палестинское» государство — мол, иначе демография сделает Арабистаном весь Израиль.
– Демография плюс демократия. Но с государством Фалыстын другая проблема, достаточная, чтобы в здравом уме его не обсуждать: он в мгновение ока станет Халифатом, плацдармом для нападений на Израиль. Или «в лучшем случае» там начнётся новая Сирия.
Есть теория, о ней немало пишут в последнее время, что рождаемость у евреев больше арабской, а у арабов она вообще падает. Но когда ты проезжаешь на севере около (не через, заезжать туда не стоит, и все это понимают) бывших маленьких деревенек, ставших крупными городами… На месте плодов этой теории что-то не видно. Видимо, она слишком теоретична.

– Я помню Беер-Шеву — это был практически полностью еврейский город, сегодня — это уже город смешанный, еврейско-бедуинский. А центр, Старый город, просто бедуинский.
– Да, и это тоже. Бедуины пока более лояльны к Израилю, но — были уже проблемы в Негеве, а государственные земли они занимают, никого не спрашивая, и в довольно изрядном количестве дунамов. Бедуины старшего поколения в целом действительно лояльны государству, а порой и преданы — есть даже герои Израиля, но молодёжь уже другая.

– То есть на сегодняшний день…
– Именно на сегодняшний день — буквально, реб Арье. Давайте, если Вы не возражаете, немного сменим тему. Всё-таки наша беседа происходит в День Катастрофы и героизма европейского еврейства. И всё, о чём мы пока говорили, имеет к этому дню пусть не буквальное, но достаточно прямое отношение.

– Рав, Вы хотите напомнить, что даже во время восстания в Варшавском гетто, со временем которого было решено соотнести этот горький день (пусть это не начало и не конец восстания, да и вообще месяц нисан — не лучшее время для траура), евреи спорили между собой до самых последних часов? Или о том, что, как предсказано в трактате Талмуда «Мегила», «когда Германия и Италия объединятся и выступят вместе, они разрушат мир»? Во времена Холокоста они, собравшись из множества малых государств (в конце 19-го века), впервые заключили союз! То есть когда враги наши объединяются…
– Реб Арье, я понимаю Ваши ассоциации с современностью. Израильские арабы впервые объединились ради обретения политического веса, ведущие страны мира дружно давят на Израиль, требуя его отступления перед палестинцами. Как мы уже говорили, происходящее наводит на не очень весёлые мысли, особенно сейчас, в День Памяти.
Но не надо забывать и о том, что Творец хранит народ Израиля, свой любимый народ. Вспомните, какое объединение мусульман, в особенности арабов, против еврейского государства было ещё 3–4 года назад! Хотя бы о «маршах на границы», когда миллионы арабов собирались идти «без оружия» на штурм границ Израиля — и первые «мирные штурмы» уже прошли. Но — сперва «арабская весна», затем непрекращающаяся бойня в Сирии — им стало не очень до евреев. Шииты с суннитами увлечённо истребляют друг друга в Сирии, Ираке, Ливане, теперь Йемене… Добавьте Афганистан, Ливию и Пакистан. Вспомните «квартет посредников» (США, Россия, Евросоюз, Китай), пытавшийся впихнуть Израиль в «границы Аушвица». Они тоже изрядно перессорились: сперва на Сирии, затем — Сноуден, теперь — Украина. Между Америкой и Китаем идёт подспудная экономическая борьба…

image013

Как только дело действительно становилось «горячим» для евреев — рука небес сталкивала лбами антисемитов. Но мы не можем знать, каковы планы небес и докуда простирается бесконечное терпение Создателя. Ведь Катастрофа — была. И это — не первая катастрофа в нашей истории.

– К слову, рав — через 3 недели праздник Победы над гитлеровской Германией — видимо, худшей крупной державой во всей мировой истории (отложим на время Кампучию и Руанду…). Идёт всевозможная политическая игра насчёт «ехать — не ехать в Москву». Почему там — а не в Аушвице, почему 9 мая — а не в день, скажем, взятия Берлина или разгрома Потсдамской группировки? Хотя бы — не 8 мая, в день подписания капитуляции?
– Знаете, Арье, мне нет дела до этих игр и до этих дат. У нас другие вехи той войны… Многие государства мира будут отмечать 70-летие разгрома нацистской Германии. Для еврейского народа это — 70 лет, которые отделяют нас от попытки тотального его уничтожения. Принятая цифра жертв — 6 миллионов; по мнению известного английского историка Пола Джонсона, речь должна идти о почти 7 миллионах; а если прибавить евреев, погибших на фронтах (250 тысяч наших братьев погибло только в Советской армии, более 550 тысяч воевало в армии американской — у меня нет точных данных о погибших; тысячи у англичан, французов и поляков; надо приплюсовать погибших «на равных основаниях с другими» под бомбёжками, от голода, в партизанах…). Общая цифра наших жертв в той страшной войне переходит через 7,5 миллиона. Это ужасно!
До сегодняшнего дня большинство еврейских религиозных мыслителей воздерживались от того, чтобы давать какую-либо оценку причин этой Катастрофы. Мы ещё слишком близко по времени, чтобы понять истинные причины случившегося. Еврейский народ, видимо, будет в состоянии объективно оценить произошедшее после смены поколений — когда утихнет личная боль людей — участников этого и их ближайших потомков.
В нашей недельной главе Торы рассказано о смерти двух праведников, старших сыновей первосвященника Аарона — Надава и Авигу, которые должны были бы стать духовными лидерами следующего поколения евреев. И мы видим поведение их отца: «веядам Аарон» — замолк (буквально — окаменел, стоял как парализованный). Он понимал, что перед лицом Создателя даже величайший из людей может только смолкнуть и не смеет высказывать Ему претензии.

– Рав, насколько я знаю, заповедь скорбеть об ушедших мудрецах Торы берёт начало в требовании Писания: «Скорбеть о смерти Надава и Авигу».

image017

– Да. А что мы сейчас делаем, во время «счёта Омера»? Оплакиваем учеников рабби Акивы!

– За последнюю неделю наш народ лишился нескольких великих раввинов…
– Увы! В частности — рава Вознера и рава Гринемана — их обоих я знал лично. Рав Шмуэль Вознер — один из крупнейших законоучителей последних поколений. Рав Гринеман — выдающийся знаток Торы и медицины, помогавший десяткам тысяч людей.
Но вернёмся к теме Холокоста. В начале создания Государства Израиль возник миф, что «галутные евреи, небахи и шлимазлы, шли как овцы на заклание. А мы создали нового еврея, израильтянина, который способен сражаться за свою жизнь и свободу».

– Знаете, этот миф и сегодня очень живуч, и подобные глупости я слышал неоднократно, иногда даже от людей религиозных.
– На самом деле почти все евреи, прошедшие Холокост (кроме мизерного количества изменников), были героями. И те, кто шли в газовые камеры, и те, кто пытались в гетто и лагерях соблюдать традиции, и те, кто спасали близких или незнакомых, и те, кто прятались в подвалах, лесах или воевали как партизаны и т. д. Я слышал такую историю о настоящем героизме. В одной из иешив, «Иешиве ктане» Лонг-Айленда, есть на стене табличка с именем Арона Блюма. Он погиб, был застрелен нелюдями за день до освобождения. Был март 1945 года, «марш смерти» — в конце войны немцы гнали узников с места на место — в никуда, просто чтобы больше гибло. Бежали в толпе три друга — еврейские мальчики из концлагеря, двое помогали третьему, у него кончились силы, он упал — а упавших немцы сразу пристреливали. Мальчик просил, чтобы его оставили: «Берегите силы, всё равно мне не жить». Но друзья не оставляли его, и Арон Блюм сказал: «Я не дам тебе умереть!» Так получилось, что остался жить обессилевший мальчик и один из тех, кто его спасал. И эту траурную табличку на стене они посвятили погибшему другу. Табличку на стене дома, в котором изучают заповеди Торы, одна из которых гласит: «Не стой равнодушно над кровью ближнего своего!» У скольких выживших есть такие таблички!

Bataan Death March

Мы знаем тысячи историй о героизме, а сколько ещё не дошло до нас! Все они были героями и нельзя говорить о них только как о «жертвах». Но на этом разделении на «героев (мол, как мы сегодня) и жертв» воспитывали поколения израильтян. Слава Создателю, сейчас это стало меняться; мы уже знаем (и понимаем) больше о том, что происходило, и меньше нуждаемся в мифах.
Об этом говорит в своих книгах нобелевский лауреат Эли Визель, попавший в 14 лет в Аушвиц. Он был хасидом из Польши, после войны, в шоке от всего, что ему довелось пережить и увидеть, отходил от Торы — и по прошествии лет вернулся к соблюдению и изучению Торы. Я был на его выступлении, ему задали вопрос: «Что Ваше хобби?» Визель ответил: «Изучение Талмуда». Сейчас он занимается международными миссиями по спасению людей — заложников, пленников и т. д. — и пользуется во всём мире гигантским авторитетом. «Все были героями» — это подход Эли Визеля, с которым я согласен полностью.

image020

– Что Вы скажете об израильской традиции — чтить в этот день память ушедших траурной сиреной и минутой молчания? Я слышал, не все считают это правильным.
– Трубы и шофары обычно звучали как призыв к молитве, посту, празднику или к бою, а не в память об уже случившемся. И — в нашей Традиции не очень принято чтить память минутой молчания — мы вспоминаем жертв Холокоста 9 Ава, в день траура по разрушенным Храмам. Кстати, Менахем Бегин, в 51-м лидер оппозиции, предлагал именно этот день, и большинство раввинов его поддерживали; но Кнессет выбрал 27 нисана, поближе ко Дню Независимости. Когда мы 9 Ава читает кинот (траурные элегии), то кроме древних текстов произносим горькие стихи мудрецов недавних поколений, посвящённые Холокосту.
Мы не всё можем понять, но мы абсолютно уверены, что память является важнейшим и современнейшим компонентом нашей жизни. И не случайно заповедь о войне с извергом Амалеком звучит так: «Сотри память об Амалеке, не забудь!» Нацисты просто исполняли старинную программу Амалека.

– Рав, меня всегда удивляла формулировка этой заповеди: «Сотри память, не забудь». Может быть, здесь есть намёк и на такой аспект: «Не забывай, что, пока память об Амалеке не стёрта окончательно, ты должен быть очень бдителен и внимателен и помнить уроки прошлого»?
– Наверное, реб Арье, Вы правы.

image022

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора