Типы антисемитов

 

         120 лет тому назад в Москве в семье мелкого еврейского служащего родился известный советский прозаик Зозуля Ефим Давидович  (1891-1941).  Детство и юность провел в Лодзи, рано занялся революционной деятельностью ( в 1905 г. трижды арестовывался). Жил в Одессе,  Москве, активно сотрудничал в газетах,  журналах  «Солнце России» и «Новый Сатирикон», первую мировую войну провел на фронте. После Октябрьского переворота занялся литературной деятельностью — работал во многих газетах и издательствах; вместе с Михаилом Кольцовым создал журналл «Огонек» (инициатор создания «Б-ки «Огонька»). С начала Великой Отечественной войны больной и уже немолодой писатель вступил рядовым в народное ополчение, участвовал в боях под Ельней, был секретарем редакции армейской газеты «На врага»; погиб под Ржевом. Сатирическое и юмористическое изображение действительности — одна из особенностей прозы Зозули. Основной творческий метод писателя и в выборе героев, и в анализе человеческих взаимоотношений — это психологический реализм, соединяющийся с юмором. Большое значение в его прозе уделяется сюжету. Художественным своеобразием произведений Зозули является отсутствие конкретных деталей, условность места и времени действия. В большинстве рассказов и новелл Зозули вскрывал многоликие проявления  пошлости и издевательского попирания человеческого достоинства. Эта тема часто освещалась в обобщенном виде, без четко выраженных классовых мотивов.

 

Предлагаю вниманию читателей сокращённый вариант статьи Зозули Е. Д. ”Типы антисемитов”, опубликованной в журнале ”Новый сатирикон” в 1915 году.

*****

Три больших русских писателя – Максим Горький, Леонид Андреев и Федор Сологуб – горячо взялись за составление подробной анкеты антисемитов. Всегда веря в торжество справедливости, ни минуты, конечно, не сомневался, что после такой анкеты в России не будет больше на одного антисемита, и эти неприятные, несимпатичные типы сразу исчезнут… И поэтому, пока еще не поздно, попробую хоть кое-как зарисовать их на горько смеющихся страницах «Сатирикона». Пусть останутся для потомства хотя бы мои беглые и слабые зарисовки, если уж никто не догадался зарисовать их до меня…

Уличный антисемит. В сущности, это самый незлобивый и «веселый» тип. Его любимое развлечение – показать проходящему еврею «свиное ухо», сделанное из полы. И все…Но когда он подрастает, и невинно веселиться станет мешать положение в обществе, «свиное ухо» заменится чем-нибудь другим. Он, обыкновенно, в переполненном трамвае или где-нибудь в длинной очереди у вокзальной кассы начинает замечать непорядки, исходящие от ближайшего еврея. – Тут вам не Бердичев! Да-с! – любит он отчеканивать, смакуя каждый звук этой, по его мнению, очень язвительной фразы…

Кабинетный. Этот опаснее. Он не показывает прохожим «свиного уха» и не язвит насчет Бердичева. Он пишет книги, «ученые» статьи. У него большая лысина. Ученый лоб. Он получает откуда-то деньги. И пишет. Все пишет… Печальные, нехорошие вещи пишет он. Может быть, он плачет когда-нибудь со стыда, уткнувшись бессовестной, продажной лысиной в подушку?..

Трус. Он страдает какой-то мистической боязнью перед «еврейской силой»… Он убежден, что весь мир находится в «еврейских руках». И, следовательно, стоит ему «слово сказать», как тотчас превратится в нищего. И он, конечно, молчит. Боится… И даже, наоборот, преувеличенно любезен почти с каждым евреем, ласков, мил, уступчив, предупредителен. А дома, оглядываясь на закрытые окна и двери, сжимает кулаки, скрежещет зубами, дико вращает глазами и шепчет: – С Нового года, как Б-г свят, перестану подавать жидам руку…

Литератор. Тип сравнительно новый. Тут две разновидности: нечестно-продажный и честно-неудачливый. О первом говорить не приходится, а мотивы антисемитизма второго весьма основательны: евреи мешают ему стать великим писателем. И он прав! Ведь давно известно, что Пушкин, Толстой, Достоевский, Чехов и все остальные великие писатели стали великими только потому, что сумели ловко перехитрить евреев. В самом деле, как после этого не стать антисемитом?

Анекдотист. Его широко-ухмыляющаяся, красная, плоская, жирная и мягкая, как диван, рожа вам хорошо знакома. Ведь он только вчера, мыча от восторга, смачно рассказывал «свеженький» анекдот про чеснок и жида, и еще о том, как он ехал в Баден-Баден, а его visavis по купе, «богатый жид», тоже ехал в «Гомель-Гомель»… Хо-хо-хо… Смешно, не правда ли?! Что ж, Б-г с ним. Это одна из самых невинных, телячьих разновидностей антисемитского типа.

«Принципиально-теоретический» антисемит. О, он, конечно, ничего не имеет и никогда не имел против евреев, «как таковых». У него все друзья и приятели – евреи. Но, видите ли, если взять, с одной стороны, строение черепа у представителя семитической расы, а, с другой стороны, – право господствующей национальности, а, с третьей стороны, – интересы реальной политики, а, с четвертой стороны…Любит поговорить. Кроме того, – бездетен, труслив, туп. Скучное ничтожество в золотых очках.

Профессионал-«черносотенец». Жалкое существо. Его обязанности нелегки. Нужно каждый день придумывать антисемитские сенсации, а где взять их?.. Вот поляки – молодцы! Придумали эффектнейшую штуку: евреи в гробу перенесли германцам несколько миллионов… Какая прелесть! Но нельзя же этим гробом питаться целые месяцы. Как же быть? Покровители, субсидирующие газетку, говорят глазами: – Денежки, небось, получать умеете, а придумать, по причине бездеятельности – не того-с… И в самом деле, русский профессиональный черносотенец тут плошает. А какая это, если б вы знали, пытка – в особенности, если пить-есть хочется, в особенности – пить…

Источник:  »Евреи глазами именитых друзей и недругов»  —  www.zelikm.com

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Anatoliy Zelikman

Родился 14 октября 1936 года в белорусско-еврейском городе Бобруйске. В отличие от президента Беларуссии Александра Лукашенко мне близки и понятны стенания авторов Ильфа и Петрова в ‘Золотом телёнке”: “При слове “Бобруйск” собрание болезненно застонало. Все соглашались ехать в Бобруйск хоть сейчас. Бобруйск считался прекрасным, высококультурным местом”. В то время там, по крайней мере, каждый второй житель был этническим евреем и двое из трёх понимали и говорили на идиш. За несколько часов до прихода немцев волею случая нашей семье удалось покинуть пределы города и после долгих скитаний эвакуироваться в Среднюю Азию. Все оставшиеся евреи города были безжалостно уничтожены, вне зависимости от социального положения, возраста и пола. Нелюди убили безвинных людей только за то, что они были евреями. В узбекском городе Фергана учился в первом классе, который закончил с похвальной грамотой. Впоследствии за годы многолетней учёбы подобной оценочной вершины больше не покорял никогда. После окончания войны вернулся в родимые места, где освоил десятилетку хорошистом. В 1954 году поступил во второй Ленинградский мединститут (ЛСГМИ) и спустя шесть лет получил специальноть санитарного врача. За год-два до моего поступления приём евреев в медицинские вузы был практически прекращён, ввиду компании борьбы с ”космополитами ” и сфальсифицированного властями ”дела врачей”. Работал с 1960 по 1995 год в различных врачебных должностях – от главного врача санэпидстанции Хасанского района Приморского края до дезинфекциониста и эпидемиолога Белорусского Республиканского Центра гигиены и эпидемиологии. Виноват. Был членом профсоюза, комсомольцем, состоял в КПСС (1969-1991), колебался вместе с партией и поддерживал её. Был активен, как и многие личности моей национальности. Знал о многих безобразиях, терпел, так как сознавал, что от меня ничего не зависит. Теперь про таких говорят, что они ”держали фигу в кармане”. Возможно. Показать этот кукиш у меня, как и у большинства смертных, смелости не хватало. Что было, то было. О прошлом не жалею. Покаяться должен не человек, а общество, в котором он жил. Обстоятельства силнее нас. Женат. Её величают Кларой. Люблю свою супругу со школьной скамьи. Однолюб. У нас два сына (Гриша, Дима) , внучка Клара и внук Сэм. Я, можно сказать, свой, ”совейский” человек, так как имею честь быть происхождения пролетарского. Отец – портной. Всю жизнь вкалывал, как раб, чтобы накормить пятерых детей. В юности закончил три класса начальной еврейской школы для изучения мальчиками основ иудаизма (хедер), что соответствует нынешнему семи-восьмилетнему образованию. Молился. Вместо синагоги собирался с другими верующими на ”конспиративных” квартирах, т.к. государство этого, мягко говоря, не поощряло. Мать – домохозяйка. Днями у плиты, заботы по хозяйству. Как и положено еврейской маме, она прекрасно готовила фаршированную рыбу и хорошо рожала ребят. Предки мои были уважаемыми соседями : русскими, белорусами, евреями. Родители навечно покоятся вместе на бобруйском еврейском кладбище, в их родном городе, свободном, к удовольствию белорусского населения, в настоящее время от живого еврейского присутствия. Не знаю, на сколько стало лучше от этого местным аборигенам. Не я им судья. Приехал я со своей семьёй в США (г. Миннеаполис, шт.Миннесота) в 1995 году. И последнее . О моих увлечениях. Книги, стихи, филателия, шахматы, иудаика и компьютер. С друзьями напряжёнка. Иных уж нет, а те далече. Приобрести новых в моём возрасте трудно. Чёрствому сердцу не прикажешь. Любые суждения, кроме человеконенавистных, имеют право на существование. Уважаю всех, кто уважает меня. Не люблю нелюбящих. Если вас заинтересовал мой сайт, пишите. Буду рад. Анатолий Зеликман.
Все публикации этого автора