Самоуверенность — плохой советчик

Продолжение.

Начало в № 917

Последний матч на первенство мира у Гарри Каспарова состоялся по версии ПША с Владимиром Крамником в 2000 году в Лондоне. Победу, неожиданно для всего шахматного мира, одержал претендент Владимир Крамник и стал 14-м чемпионом мира по шахматам среди профессионалов по версии ПША (нумерация чемпионов ведётся ещё со времени первого чемпиона мира Вильгельма Стейница).

Счёт матча 8,5:6,5 в пользу Владимира Крамника.

Гарри Каспаров после этого матча лишился звания чемпиона мира. Казалось, что он через год сможет сыграть с Владимиром Крамником матч-реванш. Но, увы, в контракте, который они оба подписали перед основным матчем, не был предусмотрен пункт, говорящий о том, что в случае поражения чемпиона мира Гарри Каспарова он имеет право на матч-реванш через год.

Отсутствие такого пункта свидетельствует о чрезвычайной самоуверенности Каспарова в своём превосходстве над Крамником. За это он и поплатился потерей своего высочайшего титула.

Владимир Крамник всячески уклонялся от матча-реванша, отлично зная, как Гарри Каспаров расправляется с шахматистами, кому он обязан своим поражением. Здесь на карту престижа было поставлено звание чемпиона мира по шахматам.

Гарри Каспарову тяжело было смириться с потерей столь привычной для него в течение пятнадцати лет шахматной короны.

Если в пяти матчах Гарри Каспаров — Анатолий Карпов стиль их игры различались, как лёд и пламень, отражая репутацию Анатолия Карпова, как «конформиста» и Гарри Каспарова, как «бунтаря», то стиль игры Владимира Крамника считается универсальным, основанным на глубоких познаниях всех трёх стадий шахматной игры — дебюта, миттельшпиля и эндшпиля.

Его нельзя было удивить и застать врасплох какой-либо шахматной новинкой. Он прекрасно разбирался во всех нюансах шахмат, его трудно было удивить новинкой во время партии, он здорово разбирался во всём, что было на шахматной доске. Этим он славился среди коллег.

Владимир Крамник, завоевавший звание чемпиона мира в матче с Гарри Каспаровым, в дальнейшем, как человек, показал себя с нехорошей стороны, хотя всем, чего достиг, он обязан Гарри Каспарову.

Так, в 1987 году одним из первых учеников совместной шахматной школы Михаил Ботвинник-Гарри Каспаров, стал двенадцатилетний мальчик из Туапсе Владимир Крамник.

На летней сессии 1987 года в Москве он произвёл хорошее впечатление на Гарри Каспарова и, обсуждая с патриархом советских шахмат Михаилом Ботвинником перспективы вновь поступивших учеников, Каспаров отдал предпочтение Владимиру Крамнику, хотя Ботвинник был в восторге от пятнадцатилетнего Алексея Широва.

Так получилось, что Каспаров принял активное участие в дальнейшей шахматной карьере Владимира Крамника. Так в 1992 году при комплектовании сборной России для участия в шахматной олимпиаде в Маниле Гарри Каспаров решительно настоял на его включении в команду, невзирая на возражения тренеров и ряда ведущих гроссмейстеров. И Гарри Каспаров был очень рад, что 17-летний Владимир Крамник оправдал его доверие, блестяще выступив на Олимпиаде, превзойдя самые смелые ожидания своего протеже.

В 1995 году перед нью-йоркским матчем с Вишванатаном Анандом Гарри Каспаров пригласил Владимира Крамника на летний сбор в Хорватию в качестве спаринг-партнёра. Дальнейшее их сотрудничество продолжалось и на самом матче.

Неудивительно, что молодой гроссмейстер показал отличные результаты в престижных международных турнирах, куда его рекомендовал чемпион мира Гарри Каспаров. И вскоре рейтинг ФИДЕ Владимира Крамника на короткое время сравнялся с рейтингом чемпиона мира.

«Общаясь со мной во время подготовки и анализа партий, Владимир Крамник изучил мои методы работы и привычки, что оказало ему неоценимую помощь пять лет спустя» — сказал Гарри Каспаров после того как проиграл матч в Лондоне в 2000 году.

В начале 2000 года организаторы лондонского матча, обеспечив высокий призовой фонд, предложили Каспарову выбрать соперника. Выбор пал на Вишванатана Ананда, занимавшего вторую строчку в рейтинг-листе ФИДЕ.

Но в марте 2000 года последний отказался от участия в матче. И тогда, следуя своему принципу — сражаться за шахматную корону только с сильнейшим соперником, Гарри Каспаров, не колеблясь, позвонил Владимиру Крамнику и предложил ему осенью 2000 года сыграть матч на первенство мира.

Владимир Крамник согласился и уже в апреле провёл масштабный тренировочный сбор. Так Владимир Крамник из помощника Гарри Каспарова превратился в претендента на высший шахматный титул.

Матч проводился в соответствии с классическими канонами, но вне рамок ФИДЕ, которая ещё с 1997 года отказалась от традиционной матчевой системы розыгрыша первенства мира, заменив её ежегодными турнирами по нокаут-системе, придуманной президентом ФИДЕ Илюмжиновым. Фактически эти турниры являлись «балаганом», в котором принимали участие около ста шахматистов по рейтинг-листу ФИДЕ.

Выиграв лондонский матч, Владимир Крамник принял от Гарри Каспарова эстафету, освящённую вековой традицией шахматистов-профессионалов, идущую от его великих предшественников — чемпионов мира Вильгельма Стейница, Эмануила Ласкера, Хосе Рауля Капабланки, Александра Алёхина, Макса Эйве.

Гарри Каспаров считает, что выполнил свою историческую миссию, не позволив прервать преемственность поколений, имеющую огромное значение не только в шахматах, но и в других областях человеческой культуры.

Путь к наивысшим личным достижениям лежит через глубокое понимание и постижение всего достигнутого ранее. Лишь это даёт возможность осмысленно принимать ответственные решения и наилучшим образом использовать свои знания, опыт и талант в предшествующих шахматных баталиях.

Матч с Крамником, состоявшийся в Лондоне, оказался последним матчем Гарри Каспарова в его чемпионской шахматной карьере. Однако и после него было много возни, суеты и принятых решений на самом высоком уровне при попытке Илюмжинова организовать «объединительные» или «соединительные» матчи Гарри Каспарова сначала с Анатолием Карповым и Владимиром Крамником, а затем с чемпионами ФИДЕ Александром Халифманом, Русланом Пономарёвым и Рустамом Касымджановым, появлявшимися на свет по нокаут-системе ежегодно.

Но фактически Илюмжинов в связке с президентом шахматной федерации России, вице-премьером правительства РФ Александром Жуковым скрытыми манёврами под всяческими предлогами уклонялись и тормозили организацию и проведение таких матчей.

По-видимому, здесь не обошлось без влияния президента РФ Владимира Путина, которому известны антипутинские политические взгляды и действия Гарри Каспарова. Как показала действительность, это стало главной причиной срыва всех намечавшихся под разными названиями объединительных матчей на первенство мира.

Особо стоял вопрос о матче-реванше между Владимиром Крамником и Гарри Каспаровым. В течение пяти лет (с 2000 по 2005 гг.) Каспаров добивался этого матча, но так и не добился. Причина неизвестна. То ли Кирсан Илюмжинов сам всячески тормозил проведение матча-реванша (хотя своей властью мог способствовать его проведению, но не сделал этого), то ли это делалось в угоду Александру Жукову и его покровителю Владимиру Путину. Так переплетаются шахматы и большая политика.

Продолжение следует

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Борис Смоленский

Все публикации этого автора

1 комментарий к “Самоуверенность — плохой советчик

  1. В предыдущей статье в ЕМ №920(коеорая почему-
    то не дана) была опубликована фотография
    под названием \»Г.Каспа-ров и Б.Смоленский\». Хочу уведомить читателей и редакцию о
    том, что эта фотография сфальцифицирована по Сталинской методике. Невооружённым глазом видно, что левый бок Смоленского и весь вид
    сзади затушёван чёрным фоном. Почему? Ларчик
    просто открывался. К Г.Каспарову в 2006-м году после сеанса одновременной игры выстроилась очередь за автографом. Смоленский, когда подошла его очередь, попросил фотографа сделать снимок,на котором были затушёваны ненужные лица. Эффект понятен!!

Обсуждение закрыто.