Евреи в Панаме

Продолжение.

Начало в № 836

Генералы О. Торрихос и М. Норьега, правившие Панамой в 1970 — 1980-е годы, лояльно относились к еврейской общине. Среди приближенных Норьеги было несколько евреев (бывший мэр столицы В. Ханоно, бывший президент Панамы Э. Дельвалье и гражданин Израиля, советник Норьеги — М. Харари и другие). Тем не менее, за годы военной диктатуры экономическое положение общины существенно ухудшилось. Поэтому большинство евреев Панамы приветствовали свержение Норьеги американскими войсками в декабре 1989 г.

После свержения Норьеги появились опасения, что новое правительство Панамы займет антисемитскую позицию, однако президент Г. Эндара поспешил заверить представителей общины в обратном. Он также обещал, что не разрешит открыть в стране представительство ООП.

Дипломатические отношения между Панамой и Израилем были установлены в 1960 году. Израиль оказал Панаме помощь в развитии сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности, организации потребительских кооперативов. Панама не поддержала в 1975 г. резолюцию Генеральной ассамблеи ООН, объявившую сионизм формой расизма. Но в других случаях частенько поддерживала арабов. Воинский контингент Панамы был в составе сил ООН по разделению израильских и египетских войск на Синае.

Когда идешь по торговым улицам столицы Панамы и карибского порта Колон, можно увидеть, что евреи и мусульмане в этой латиноамериканской стране мирно сосуществуют и порой сотрудничают, имея совместные бизнесы.

В нынешнее время во многих странах, включая западноевропейские, мусульмане беснуются при одном упоминании евреев. Например, исламские страны отказались участвовать в книжной ярмарке 2008 г. в Париже, потому что там есть израильский раздел…

Но турист или бизнесмен из любого другого региона планеты, привыкший чувствовать постоянную напряженность в отношениях между еврейскими и мусульманскими общинами, в Панаме, будет приятно удивлен бесконфликтностью их сосуществования. По субботам местные евреи ужинают в ресторанах, которыми владеют арабы, а еврейской и арабской молодежи, наполняющей ночные клубы и дискотеки, гораздо интереснее вместе развлекаться, чем выяснять, кто и какой веры. Правда, арабки, в отличие от евреек, в бары не ходят. В Панаме в разговорах между евреями и арабами не принято обсуждать проблемы ближневосточного конфликта, чтобы не вызывать напряженность в отношениях. Миролюбию отношений между общинами способствует географический фактор: евреи живут в основном в столице страны, в то время как основная часть представителей 10-тысячной мусульманской диаспоры осела в городе Колоне на Карибском побережье и неподалеку от коста-риканской границы, в провинциальном Давиде. Но во всех этих городах есть совместные бизнесы. И что важно — в мечетях страны исповедуются умеренные течения ислама.

Предки многих евреев и большей части арабов когда-то населяли территорию современной Сирии. Это историческое совпадение также помогло мирному сосуществованию обеих общин в католической латиноамериканской стране. Конечно, не все так уж безоблачно, ибо отголоски событий на Ближнем Востоке доносятся даже сюда.

Мировая экономика требовала ускорить проход между Тихим и Атлантическим океанами. Ничего лучшего, чем прорыть канал в наиболее узком месте между Северной и Южной Америками, нельзя было придумать. Раньше всех на это грандиозное дело решился французский бизнес.

Первым человеком среди французов, кто получил концессию (в 1838 году) от государства Колумбия (в то время страна называлась Новая Гранада) на постройку Панамского канала, автомобильной и железной дорог был французский гражданин еврей Августин Соломон, проживавший на острове Гваделупа. Он же получил право на управление каналом после начала эксплуатации в течение 60 лет и право на управление обеими дорогами в течение 40 лет.

Французские власти не только отказали А. Соломону в помощи при строительстве канала, но и добились его отстранения от концессии на строительство канала, указав причиной его «нехристианское вероисповедание». Нашлись и предлоги, чтобы лишить А. Соломона концессии на строительство и права на управление каналом. У А. Соломона осталась лишь концессия на строительство железной дороги с правом эксплуатации ее на 99 лет. Однако нашему герою и этот проект не удался — когда, наконец, было выдано это решение, он занимался поисками золота в Калифорнии. В 1848 году европейский рынок не выдержал военно-политических катаклизмов и рухнул. Поэтому ни Соломону, ни другим европейским бизнесменам не было возможности встрять в дела на Панамском перешейке. Неудачливый французский еврей был вынужден продать свое право на строительство железной дороги американцам, которые в 1855 г. построили железную дорогу. С каналом дело надолго застопорилось.

И лишь через 20 лет на горизонте возникла фигура другого француза. Только, в отличие от незадачливого Соломона, за его плечами уже имелась одна успешно осуществленная «стройка века». Этим французом был граф Фердинанд Мари де Лессепс. Он успел прославиться и как главный сборщик инвестиций, и как крупный частный инвестор только что завершенного строительства Суэцкого канала (1869 г.).

Сложные условия строительства требовали больших финансовых затрат. В 1880 году де Лессепс учредил Международную компанию по строительству межокеанского Панамского канала. Он обещал, что строительство займет не более 12 лет и оценил его стоимость в 600 млн. золотых франков.

Успех в Египте, вероятно, вскружил голову де Лессепсу и его главному консультанту по инженерным вопросам Филиппу Бюно-Варийя (зятю де Лессепса). Реально ситуация сложилась так: французские проектировщики Панамского канала под руководством графа де Лессепса и главного инженера строительства — Филиппа Бюно-Варийя положили за основу расчетов стоимости данные по Суэцу и увеличили эту стоимость в N раз. Это типичный ход экономистов и строителей во все времена и во всех странах. Однако аналогия оказалась неудачной. Понятно, что расчет стоимости строительства в малознакомом месте — это, в определенной степени, гадание на кофейной гуще. Сегодня очевидно, что организаторы строительства поторопились. На геологические исследования грунтов и технико-экономическое обоснование нужно было потратить больше времени и денег, в том числе изучить опыт американской компании, построившей недавно железную дорогу через перешеек. Но французы очень спешили. Мы теперь это понимаем, но тогда крупный французский банкир-еврей барон Ж. Рейнак поверил графу. В 1870 — 1890-х годах Рейнак стал главой банковского синдиката, финансировавшего строительство Панамского канала. Синдикат выбросил на рынок 600 тыс. акций, которые были быстро раскуплены. Еще бы, сам барон Рейнак вложил в акции чуть ли все свое состояние!

Через два года компании пришлось выпустить еще дополнительные

5-процентные облигации для выкупа у американцев уже построенной железной дороги. Новые ценные бумаги быстро разошлись: французские и иностранные вкладчики верили в успех предприятия.

Продолжение следует

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора