Где мы были до 1917 года?

Где большинство евреев проживали, скажем, в 1860 году? Вопрос далеко не праздный. Каждый народ обязан знать свою историю. Хотя евреев и называют народом Книги, многие из нас, глядя в Книгу, забывают те главы истории, которые касаются каждого из нас. Прискорбно, но факт: даже в современных воскресных еврейских школах вышеуказанный период истории незаслуженно обойден. И узнаем мы о нем часто лишь из популярных книжек или кинофильмов. И, как правило, в искаженном виде. Я имею в виду историю русских евреев, проживавших на территории царской России до революции 1917 года, а не советских.

Еврейские школьники старательно «проходят» патриархов и историю Исхода, вавилонское изгнание и эпоху крестоносцев. Затем учебники истории делают легкий скачок от эпохи Просвещения в нью-йоркский Истсайд и эпоху «американизации» евреев. Все, что происходило до прибытия евреев к берегам Америки, как правило, опускается. Об истории сефардов дети могут узнать разве что в семьях, ведущих свою родословную от этой линии еврейства. А ведь в истории масса интересного и удивительного…

Первое упоминание о евреях в России относится к XVI веку, когда один из царских генералов взял город Полоцк и «открыл» в нем еврейскую общину. Несказанно удивленный генерал послал депешу царю Ивану IV: что делать с евреями? Ответ государя был краток: «Крестить тех, кто пожелает, остальных — утопить». 300 евреев предпочли смерть.

Это событие предопределило отношение к евреям в последующие столетия. Мать-Россия не проявила гостеприимства к евреям. Простые русские крестьяне узнавали о евреях лишь из текстов Нового Завета. Они усваивали презрительное и враждебное отношение к евреям, ни разу в жизни не встретив ни одного из них.

В конце XVIII века при Екатерине Великое царство Польское было разделено между Россией, Пруссией и Австрией. Россия получила Белоруссию и большой кусок Польши, ставшей отныне частью Российской империи. К великому неудовольствию царицы, на этих территориях уже несколько веков проживали немало евреев. Проблема была разрешена быстро: всю территорию объявили «чертой оседлости», и она стала гигантским гетто. Евреям было разрешено жить там без права выезда в прочие районы империи. Рост населения в «черте оседлости» был феноменальным: в 1800 году там проживали 800 тысяч человек. В 1850 году их было уже 2 млн. 350 тыс., а в 1897 — 5 миллионов 175 тысяч человек! Примечательно, что между 1850 и 1914 годами именно в этих краях проживал 51 % всего мирового еврейства. Даже после того как почти 2 миллиона человек переселились в Америку и другие страны, половина всех евреев мира жила в Российской империи.

Плотность населения в «черте оседлости» была весьма велика. Более 800 тысяч человек проживали в крупных городах, где они составляли от трети до половины населения. Остальные жили в деревнях или в местечках — «штетлах», романтически описанных в таком голливудском шедевре, как «Скрипач на крыше». Конечно, в реальности «штетлы» не отличались такой кинематографической привлекательностью: жизнь была тяжелой, бедность — вездесущей.

Тем временем законодательство пополнялось все новыми и новыми ограничительными статьями в отношении евреев, пока число «антиеврейских» законов не достигло двухсот. Не разрешалось практически все: переселение в города, землевладение, еврейское образование в школах, доступ евреев к определенным профессиям и должностям. Антисемитизм был «двуглавым»: правительственным и народным. Но, несмотря на периодические погромы, община жила динамичной и полной жизнью: грамотность была почти поголовной. Около 200 тысяч школьников были зарегистрированы в «хедерим», еще большее число молодежи посещало еврейские школы без регистрации. Помимо этого, в частных и государственных русских школах более 200 тысяч мальчиков обучалось «светским» предметам (власти запрещали обучение еврейских девочек в русских школах). Существовала строгая квота приема евреев в университеты и прочие высшие учебные заведения. Несмотря на все эти ограничения, евреи добились потрясающих успехов в образовании. Современный язык иврит был возрожден в «черте оседлости», и около 8000 книг на этом языке было издано до Второй мировой войны. Это были переводы Уильяма Шекспира, Марка Твена и Вальтера Скота, приключенческие романы и повести. Процветала также и литература на идиш: этот язык получил свою письменность именно тогда. В 1857 году начал издаваться первый еженедельный журнал на иврите. К 1862 году таких журналов было уже несколько. В 1862 году вышла первая ежедневная газета на иврите «Ха Иом». Вслед за ней периодические издания на этом языке росли как грибы. В этот период появились величайшие таланты еврейской литературы: Шолом-Алейхем, Перец, Бердичевский, Бялик, Менделе Мойхер-Сфорим и многие другие.

Наблюдалась активизация общественно-политической жизни. Первая иммиграция в Палестину началась в 1882 году. К 1895 году не было такой деревни или городка, в котором не работал бы сионистский кружок. Русские евреи сыграли чрезвычайно важную роль в работе почти всех сионистских конгрессов. Именно они «провалили» план Герцля по созданию национального государства евреев не в Палестине, а в… Уганде! Основатели еврейского государства — Бен Гурион, Моше Шарет, Жаботинский, Вейсман и многие другие были выходцами из «черты оседлости». На противоположной стороне политического спектра евреи создали «Бунд» — Еврейскую социалистическую партию, члены которой приняли активное участие в революционной деятельности. Они взяли на себя руководство отколовшейся меньшевистской фракции РСДРП. Да и среди лидеров большевиков было немало евреев: Троцкий, Зиновьев, Бухарин, Каменев и т.д. Не случайно, что около 24 % арестованных в 1900 году по обвинению в революционной активности были выходцами из «черты оседлости».

Итак, русские евреи имеют весьма интересную историю. Знание этой истории отнюдь не повредило бы еврейской молодежи и даже их родителям.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 1,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора

1 комментарий к “Где мы были до 1917 года?

  1. Учить историю евреев в России нужно. Во-первых, это касается самого Сая Фрумкина.
    Далеко не все было во времена Екатерины II так просто, как пишет Фрумкин. В частности, несколько лет екатерининские законы относительно евреев были наиболее либеральными в Европе.
    Этот вопрос подробно освещен в статье Ричарда Пайпса, который изучал документы екатериниского времени, в том числе, и в российских архивах.

Обсуждение закрыто.