Мужчина и женщина

Окончание.

Начало в № 789

Законы семейной чистоты освещаются в Талмуде, им посвящен специальный трактат «Нида». После окончания периода «ниды» и омовения в специальном ритуальном бассейне — микве (речь о ней идет в Устной Торе) женщина становится снова доступной для возобновления интимных отношений.

«И ввел Ривку Ицхак в шатер Сары, матери своей, и женился на ней, и стала она ему женой и полюбил ее Ицхак» (Берешит, 24:67). «И ввел в шатер, и женился, и полюбил» — брак, секс, любовь.

Вспомним, что, в отличие от мужчин, не рыдали в страхе женщины ночью 9 Ава 2449АМ, а за год до того, 17 Тамуза 2448АМ, отказались они отдать свои украшения (золото) на сооружение идола — золотого тельца.

Вспомним о красавице Рахели, жене великого рабби Акивы. Образованная дочь богача, она разглядела в безграмотном 40-летнем пастухе задатки великого мудреца еврейского народа, учителя поколений, и согласилась стать его женой, если он начнет учить Тору. Отец выгнал ее из дому, и она долгие 24 года жила в лачуге в нищете, пока учился Акива. Благодаря этой женщине была сохранена Устная Тора: ее муж, рабби Акива бен Йосеф, принял с согласия других мудрецов решение записать Устную Тору. Он и его ученики сделали первые записи в то время, когда римляне, оккупировавшие Иудею, физически уничтожали всех носителей Устного Учения. Начатую рабби Акивой работу завершил примерно 100 лет спустя рабби Иегуда а-Наси (Принц, ивр.), собрав, отредактировав и кодифицировав Мишну. Благодаря великолепному толкованию рабби Акивой «Песни Песней» царя Соломона этот шедевр был включен в «Писания» и, тем самым сохранен.

«И прилепится (муж) к жене своей и станут (они) единой плотью», повторим еще раз слова Б-га (Берешит, 2:24). И, следуя этим словам, муж и жена, оставаясь двумя разными существами, проживают общую жизнь, одинаково воспринимая события внешнего мира. «Мужчина и женщина, — пишет рав Й-Д Соловейчик («Катарсис»), — экзистенциально дополняют друг друга». Это дополнение легко усмотреть в словах Б-га «Нехорошо человеку быть одному, сделаю ему помощницу против (кенегдо, ивр) него» (Берешит, 2:18). «А не под стать ему, как обычно переводится, — пишет Моше Пантелят («Еврейский брак») и продолжает, — против — это не враг, но дополнение, необходимое, чтобы человек не был «самодостаточным» (П. Полонский)». Арье Барац («Два Имени Единого Бога») усматривает в брачном синтезе мужчины и женщины «принцип дополнительности, открытый Нильсом Бором в квантовой механике». «Если мужчина и женщина удостоились, Шехина пребывает на них, — говорит рабби Акива. — Если нет, огонь пожирает их». Огонь на иврите «эш», его буквы «алеф» и «шин», именно те две общие буквы слов «иш» (мужчина) и «иша» (женщина).

Законы Торы, не ставя никого из супругов в привилегированное положение, сохраняют естественную асимметрию в правах. «Муж обязан любить свою жену, как себя, а уважать даже больше, чем себя» (Талмуд, трактат Иевамот, 62а). Муж дает жене «кетубу» — брачный договор, обязуясь обеспечить ее «пищей, одеждой и супружеской близостью». В противном случае он должен развестись с ней и дать ей «гет» — разводное письмо. Еврейский суд Бейт дин может обязать мужа дать жене гет, если установит, что нет в семье мира. При этом не может муж развестись с женой без ее согласия. Однако, если муж хочет жить на Святой Земле, а жена нет, их обязывают развестись, и в этом случае муж не должен выплатить жене денежную сумму, указанную в кетубе. И наоборот, если жена хочет поселиться в Эрец Исраэль, а муж не хочет, он обязан дать ей развод, выполнив все предусмотренные в кетубе обязательства. (Талмуд, трактат Кетубот, 110б).

Брачный союз ассоциируется со словом «даат» (ивр.) — «познал»: «И познал Адам Хаву, жену свою, и она зачала и родила Каина, сказав: «Создала я человека (вместе) с Г-сподом» (Берешит, 4:1). Раши поясняет: «Хава подразумевала, что ее и Адама Всевышний сотворил Сам, этого же человека они сотворили вместе с Ним». Три родителя у ребенка: отец, мать и Б-г.

Брак на иврите — «кидушин», т. е. святость. И Тора требует, чтобы брачные отношения подчинялись специальным законам.

Прежде всего запрещаются добрачные сексуальные отношения: «Да не будет блудницы из дочерей Израиля, и да не будет блудника из сыновей Израиля» (Дварим, 23:18). «Это относится ко всем формам добрачных сексуальных отношений, — говорит рабби Арье Каплан (Anthology, II), — и не ограничивается одной лишь проституцией».

Хотя цель брака — рождение и воспитание детей, иудаизм не сводит интимные отношения между супругами только к этой цели. Интимные отношения необходимы для создания в семье атмосферы близости, радости и счастья. Талмуд подчеркивает благотворность интимных отношений, например, в период беременности. Однако интимные отношения между супругами исключаются на определенные сроки после рождения ребенка (разные после рождения мальчика и девочки), но прежде всего во время и в течение недели после окончания менструального цикла женщины. Слово «нида» происходит от слова «надад» — «отделенность». «И к жене во время отстранения ее в нечистоте ее не приближайся, чтобы открыть наготу ее» (Ваикра, 18:19). «А когда освободится она от истечения своего, она должна отсчитать себе семь дней и потом будет чиста» (там же, 15:28). Нарушение запрета ниды рассматривается Торой как смертный грех: «Да будут отторгнуты оба они из среды народа своего» (там же, 20:18).

Нида — не единственный вид тумы — духовной нечистоты. Об этом много говорится в третьей книге Торы — «Ваикра». Тумa поражает не только женщину, но и мужчину. И очистка от нее требует омовения в микве. «Когда человек физически погружается в воды миквы, — говорит рабби А. Каплан, — его душа погружается в духовную микву и очищается от духовной нечистоты».

Законы «ниды» относятся к типу «хуким», т. е. к Б-жественным предписаниям, смысл которых Творец не раскрыл нам. Талмуд отмечает, что, поскольку супруги вынуждены отстраняться друг от друга ежемесячно, по крайней мере, на 12 дней, им предоставляется возможность вновь и вновь праздновать «медовый месяц». Сказал рабби Меир, говорится в Талмуде: «Почему Тора велит, чтобы «нида» отделялась от мужа на 7 дней? Потому что муж привыкает к жене, и она может опостылеть ему. Но, отделившись от него на 7 дней, она вернется к нему как невеста в день свадьбы».

Рабби Арье Каплан (Anthology, II) утверждает, что число разводов в семьях, соблюдающих законы «ниды», существенно меньше, чем в тех, где они игнорируются, ибо в дни отстранения супругов связывают духовные отношения, значение которых с годами все больше возрастает, способствуя укреплению семьи.

Ярко выраженная сексуальность светской культуры, сексуальная революция середины ХХ века и борьба против распространения СПИДа, повлекшая пропаганду противозачаточных средств среди школьников, даже едва достигших возраста teenager’ов, сделали актуальным вопрос о триаде брак — секс — любовь и поставили брак на третье место.

Однако не стоит этот вопрос в иудаизме: брак — секс — любовь. Уже говорилось о запрете добрачных сексуальных отношений и об исключительной важности интимных отношений в браке и в физическом и в духовном смысле.

Ну а как же с любовью, как жениться, если ее еще нет? Настоящая любовь приходит именно в браке, утверждает Талмуд. А любовь с первого взгляда ненадежна, порхает как птичка. Любовь выстраивают взаимные усилия обоих супругов. И чем больше они дают друг другу, тем большее физическое и духовное удовлетворение получают и тем сильнее привязываются друг к другу. Жизнь наших праотцев и праматерей тому пример.

Их сын Яаков с первого взгляда полюбил Рахель, «и служил Яаков за Рахель 7 лет, которые показались ему как несколько дней — так он любил ее» (там же, 29:20). И, хотя за 7 лет ожидания не ослабла его любовь, брак его с Рахелью не был счастливым. Долгие годы у них не было детей, и страдала Рахель ужасно и молила мужа: «Дай мне детей или я умру» (там же, 30:1). И умерла молодой во время родов второго сына Биньямина, которого она назвала Бен-Они — «сын моих страданий» (Рамбан, Берешит, 35:18).

Ее сестру Лею, на которой обманным путем женили Яакова, он не любил. Но, живя с ней в браке и выполняя супружеские обязанности, Яаков привыкал и все больше привязывался к ней. И каждый год Лея рожала ему детей. Когда родила своего первенца Реувена, сказала: «Теперь будет любить меня мой муж». После рождения второго сына Шимона сказала: «Услышал Г-сподь, что я нелюбима, и дал также и этого». Когда родился третий сын Леви, сказала: «Теперь, на этот раз, муж мой прилепится ко мне» (Берешит, 29:32-34). Шесть сыновей Реувена, Шимона, Леви, Иегуду, Иссахара и Звулуна и дочь Дину родила Лея Яакову. Не сразу полюбил ее Яаков, но полюбил, и был их брак счастливым, отмечает рав Адин Штейнзальц. И похоронена была Лея рядом со своим мужем в Хевроне в пещере Махпела.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора