Тайна

ТайнаЯ, как все, когда-то читал детективы. Потом перестал. Всегда там что-то не срасталось, необходимы были нелепые допущения. В общем, всё это было неправдой. Сейчас, наблюдая уникальную детективную историю в жизни, я вижу ту же нелогичность, нестыковки и глупости, коими полны придуманные сюжеты.
Понятно, речь идёт об исчезновении «Боинга-777-200» малайзийской авиакомпании, совершавшего 8 марта ночной рейс 370 из Куала-Лумпура в Пекин. Известно доподлинно: через час после взлёта пилот самолёта сообщил на диспетчерский пункт, что у них всё в порядке и отключил приборы, которые обнаруживали для посторонних маршрут полёта. После этого самолёт развернулся на запад, пересёк Малайский полуостров, Малаккский пролив, летел куда-то ещё шесть с половиной часов и исчез без следа. Все версии того, что произошло с этим самолётом, как и положено в детективе, нелепы и маловероятны. Прежде чем их рассмотреть, отмечу подозрительное поведение в истории с самолётом правительства Малайзии.
Малайзия — странная мусульманская страна. Малайцы-мусульмане составляют в ней лишь чуть больше половины населения. Четверть жителей — китайцы и 7% жителей — индийцы владеют основными богатствами страны, но политическая власть у мусульман.
В 1990 году я посетил Малайзию в качестве тренера своей жены Ани, игравшей там в женском межзональном турнире первенства мира. Я прилетел к концу соревнования — сам играл в мужском межзональном на Филиппинах. Увидев мой израильский документ — американского у меня тогда ещё не было, — пограничник изменился в лице и нажал на кнопку тревоги. Прибежал офицер, схватил мой документ и убежал. В те полчаса, что я силился вспомнить стихотворение Маяковского о советском паспорте (жандарм вопросительно смотрит на сыщика, сыщик — на жандарма), взгляд упал на транспарант, висевший на стене: запрещены для ввоза в Малайзию какие-либо товары, произведённые в Израиле и в ЮАР. Других проблем у малайцев, видно, не было. Вернулся офицер. Он проверил: спонсором мероприятия, приславшим мне приглашение, был богатейший житель страны — китаец. Меня в Малайзию впустили.
Это я к тому, что Малайзия не выглядит рациональной страной. Скорее, наоборот. Поэтому не удивляют подозрения, что правительство страны знает кое-что о пропавшем самолёте, но скрывает. Менялась официальная версия: какие слова пилота, переданные в центр управления полётами, были последними? И были ли это слова первого пилота или второго? Через две недели после пропажи премьер Малайзии заявил, что самолёт разбился, как и все 239 человек, находившиеся на борту. Из формальной логики понятно, что при полном отсутствии информации 50% шансов, что самолёт разбился, но 50% — что где-то всё же приземлился. Я ждал, что, по образцу знаменитого ответа Путина на вопрос «Что случилось с российской субмариной “Курск”?» — «Утонула», малайзийский премьер объяснит исчезновение самолёта: «Улетел».
Итак, версии случившегося:
1. Инопланетяне украли. Версия как версия, не хуже других.
2. Пилот совершил самоубийство, прихватив с собой 238 душ. 21 октября 1999 года второй пилот «Боинга-767» египетской авиакомпании, летевшего из Нью-Йорка в Каир, в момент, когда первый пилот отлучился из кабины, с криком «Аллах акбар!» направил свой самолёт в воды Атлантики. Мог так поступить и один из малайцев. Лидеры мусульман часто провозглашают: «Мы любим смерть». Против этой версии говорят шесть с половиной часов полёта после отключения связи. Зачем настолько откладывать встречу с заждавшимися 72 девственницами?
3. Пилоты заблудились — как-никак летели ночью. Эта версия разрабатывается миром, поскольку не требует рассмотрения политически некорректных версий. Останки самолёта ищут у берегов Австралии, как если бы лётчики перепутали юг с севером. Уже нашли рыболовецкие снасти, которые поначалу приняли за следы крушения.
Понятна логика Австралии, весьма активной в поисках. Эта логика руководит поведением человека, потерявшего ключи в тёмном переулке и ищущего их под фонарём. Там светлее. У своих берегов австралийцам искать сподручнее.
А может быть, дело в настойчивости Малайзии, уговаривающей мир принять такую версию. Любое направление полёта, кроме этого, могло быть обнаружено радарами какой-либо страны.
Крушение такой махины, как «Боинг-777», оставляет на воде груды обломков и большое масляное пятно от разлившегося горючего. Ничего такого найдено не было, как будто «Боинг» решил, словами Высоцкого, «лечь бы на дно, как подводная лодка, чтоб не могли запеленговать». Время от времени малайцы заявляли, что китайцы услышали позывные чёрного ящика самолёта, а китайцы угрюмо опровергали это. Какая разница? Глубина океана в местах, избранных для поиска, около пяти километров. Ничего найти в такой бездне и так невозможно.
4. Самолёт захватили угонщики. На борту были два иранца с крадеными паспортами. Высказывалось предположение, что угнанный самолёт террористы могли бы загрузить взрывчаткой и взорвать что-нибудь большое, что им не нравится.
Но отключение систем слежения за самолётом требует квалификации, которой владели, наверное, только пилоты. И такой грандиозный проект потребовал бы участия правительства страны, в которой нужно было бы сгрузить пассажиров и загрузить самолёт взрывчаткой.
На незаметном лесном аэродроме «Боинг-777-200» не посадишь. Возможным исполнителем такого проекта называли «Талибан». Я не уверен, что такое по силам «Талибану».
5. «Боинг-777-200» стоит около четверти миллиарда. Может быть, похитили самолет, чтобы перекрасить его и продать? При перепродаже краденого цена предмета резко падает. Если крадут не по заказу — когда покупатель уже есть. Проработка этой версии резко снижает круг стран — возможных заказчиков угона — до бедных и коррумпированных из бывшего советского Среднего Востока. Этот регион назывался экспертами как возможное место приземления самолёта.
6. Может быть, крали не самолёт, а пассажиров? Например, на борту находилось 20 сотрудников американской компании Freescale Semiconductor. Обладание этими первоклассными специалистами сделало бы любую страну передовой в области современных технологий, необходимых в военной промышленности. А не находились ли среди пассажиров специалисты и в области ядерного оружия? Уверен, это уже проверяли эксперты ЦРУ, а также одной маленькой ближневосточной страны.
В таком похищении должна бы участвовать не только страна, заинтересованная в этом специалисте или в этих специалистах, но и сама Малайзия, имевшая доступ к списку пассажиров.
Ввиду военного значения такого похищения страна-заказчик должна была бы быть суннитской, как Малайзия, Пакистан или, скорее даже, Саудовской Аравии, а не шиитский Иран. Более того, ядерная программа Ирана и заставляет Саудовскую Аравию сегодня предпринимать решительные шаги для обеспечения своей безопасности, для создания собственной атомной бомбы.
Похищение учёных играет важную роль в развитии военных технологий многих стран мира. Так, ракетную и космическую программы США создал разработчик немецкой ракеты «Фау-2», штурмбаннфюрер СС Вернер фон Браун. Сотни немецких учёных, захваченных советскими спецслужбами после Второй мировой войны, создали атомную промышленность для СССР. И надо отдать должное благодарной стране: эти учёные награждались звёздами Героев Соцтруда и Сталинскими премиями.
Израильский ядерный проект обязан своим стремительным триумфом, я догадываюсь, гениальному венгерскому еврею Джону фон Нейману, одному из ключевых участников Манхэттенского проекта.
Ценность таких специалистов подчёркивают обратные сюжеты — крайне рискованные, но успешные покушения на иранских учёных, мастерящих для своей страны ядерное оружие.
Необходимость как-то избавиться от лишних для целей угона «Боинга» пассажиров для исламской традиции, боюсь, серьёзной проблемой не является.
Возникал вопрос: как малайзийский «Боинг» мог бы при полёте на запад пересечь незамеченным воздушное пространство Индии? Если бы курс лежал на Пакистан или на Казахстан, называвшиеся экспертами как возможная цель для угона, необходим был другой самолёт, летящий ниже малайзийского и закрывающий его от радаров. Технически это возможно. Однако, если путь вёл «Боинг» в Саудовскую Аравию, можно было просто облететь зону, покрываемую индийскими радарами.
Соглашусь, что версия с похищением пассажиров — более логичная, чем другие, — тоже достаточно фантастична. Тогда, если допускать фантастичные версии, может быть, вернуться к версии первой? Это перевело бы всё предприятие из области детективов, в которых всегда что-то не срастается, в область фантастических романов, от которых логики никто не ожидает.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 7, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Борис Гулько

Иерусалим, Израиль
Все публикации этого автора