Возвращение к здравому смыслу

26 ноября 2009 года кабинет министров Израиля, руководствуясь приверженностью к миру и стремлением к скорейшему возобновлению переговоров с администрацией Абу-Мазена, принял беспрецедентное решение о введении 10-месячного моратория на строительство в еврейских городах и поселках Иудеи и Самарии.

То есть живут там люди, женятся, детей рожают, а расширить жилплощадь для растущих семей, построить детский сад или, скажем, школу – нельзя, ибо правительство распорядилось повременить, чтобы дать шанс мирному процессу.

26 сентября 2010 года срок моратория истек. Генсек ООН, президент США, Евросоюз – как отдельно, так и совместно в рамках пресловутого Квартета, – призывали правительство Израиля продлить мораторий. Но какой в этом смысл? Если бы администрация Абу-Мазена была настроена на переговоры о мирном урегулировании, она бы использовала эти десять месяцев моратория, а раз они прошли впустую, то к чему продление?

Я вообще-то не знаю, почему Израиль объявил мораторий на 10 месяцев, а не на 12, например. Думаю, что правительство Израиля, а также, вероятно, и правительство США как спонсор мирного процесса, тогда считали, что десяти месяцев достаточно для проверки намерений партнеров Израиля по переговорам. И действительно – вполне достаточно. Хотят договариваться об установлении мира – пожалуйста, а разговоры о продлении моратория, как и угрозы Абу-Мазена в противном случае уйти, только подтверждают неготовность палестинской стороны к серьезным переговорам и вообще к примирению, и это всему вышеназванному Квартету давно пора признать. Возвращение к мораторию бессмысленно, по крайней мере потому, что на самом деле никаким переговорам не поможет.

И вот 26 сентября в ознаменование конца моратория состоялась церемония закладки краеугольного камня нового жилого района в поселке Ревава, к западу от города Ариэль в Самарии. Возобновилось строительство и в других поселениях. «Сегодняшний день, – читаю на сайте ZMAN.com, – наверняка предрешит судьбу законопослушных граждан Израиля, направленных после победы в Шестидневной войне всеми демократически избранными правительствами на «еврейскую целину» – обживать пустынные земли Иудеи и Самарии посредством создания и развития там городов и поселков, которые сегодня смело можно назвать образцово-показательными».

Евреи заселили издревле им принадлежавшие и, подчеркну, пустынные земли, где никто до них не жил, то есть без ущерба кому бы то ни было. И строят они там не позиции для запуска ракет, а жилые дома и детские сады. Остановить это строительство никому не удастся. Тем более что палестинская сторона не имеет никаких оснований требовать продления моратория как предварительного условия для продолжения переговоров. Точно так же и у правительства Израиля нет в отношении продления моратория никаких обязательств.

Напомню в этой связи заявление Хиллари Клинтон, сделанное на пресс-конференции в Иерусалиме примерно год назад, еще до объявления моратория: «Прекратить строительство в поселениях никогда не было предварительным условием, этот шаг всегда рассматривался в рамках переговоров. У администрации президента США всегда были нарекания по поводу поселенческой политики Израиля на Западном берегу, но я также считаю, что это не должно стать препятствием для возобновления переговоров в рамках мирного процесса или предварительным, ультимативным условием возобновления переговоров».

Похоже, что это, наконец, дошло и до Абу-Мазена. После многократных угроз немедленно покинуть переговоры он, кажется, уступил, хотя и с оговоркой: «Возобновление строительства нанесет удар по атмосфере, в которой проходят переговоры между Израилем и палестинцами, но не станет поводом к их прекращению… В таком случае мы обратимся к палестинским институтам, а также к Высшей наблюдательной комиссии Лиги арабских стран с вопросом о том, как действовать дальше». Вот и хорошо. Пусть еще подумают. А что касается атмосферы переговоров, то и без того – какая там атмосфера?

Обсудим перспективу этих переговоров, руководствуясь только здравым смыслом. Прежде всего, с кем Израилю договариваться о мире? Абу-Мазен, формально представляющий население Палестинской автономии, реальной властью там не обладает. ХАМАС, обосновавшийся в Газе, его не признает и призывает палестинцев к восстанию против его правительства в Рамалле.

Против него выступают даже исламистски настроенные арабские граждане Израиля, от имени которых один из лидеров Исламского движения Израиля шейх Хатиб на днях заявил, что израильские арабы никогда не признают никакого соглашения между правительством Израиля и администрацией Абу-Мазена. «Мы, израильские арабы, никого не уполномочивали вести переговоры от нашего имени, – провозгласил шейх под аплодисменты тысяч своих сторонников. – Мы растопчем любой договор, любую бумагу, подписанную нынешним руководством Палестинской автономии».

По мнению видного израильского политика, бывшего министра обороны Моше Аренса, Абу-Мазен «не в силах осуществлять взятые на себя обязательства. И поэтому грядущие переговоры – это одно большое театральное действо, в котором ни участники, ни зрители не готовы признать, что король на самом деле голый». Так-то оно так, однако, как говорится, на безрыбье и рак рыба, тем более что никакой альтернативы Абу-Мазену нет ни у Квартета, ни у президента США, взявшегося разруливать там ситуацию. Президенту США это мнимое миротворчество пока приносит некоторые дивиденды в плане внутри- и внешнеполитических интересов, так почему бы и Биньямину Нетаниягу ему не подыграть? И вот Нетаниягу с Абу-Мазеном, как первоклашки, явились на урок к Обаме – так эту сцену изобразил карикатурист газеты «Гаарец». Обама говорит им, что мирный договор может быть подписан в течение года. Почему в течение года? И что за договор? О чем?

Допустим, что обе «высокие договаривающиеся стороны» официально примут навязываемую им Квартетом формулу «два государства для двух народов».

В принципе, они и сейчас эту формулу не отвергают, но расходятся в главном – в определении сущности этих двух государств. По идее, изначально провозглашенной, это должны быть государства национальные, но демократические, а это предполагает, что как в еврейском демократическом государстве живет и пользуется всеми его благами арабское меньшинство, так и в новом арабском государстве такие же права должны быть предоставлены еврейскому меньшинству.

Однако Абу-Мазен и его люди категорически отказываются от признания Израиля еврейским государством и добиваются заселения его еще миллионами так называемых беженцев, чтобы Израиль стал государством для двух народов с последующим демографическим вырождением. Другое же государство они надеются создать исключительно для арабов. Это было бы нацистское государство, враждебное Израилю, и выжить с ним «бок о бок» было бы невозможно. Пока палестинская администрация придерживается таких принципов, Израилю вести с ней переговоры бесполезно, пусть эту администрацию, а заодно и Лигу арабских государств, сперва попробует переубедить и перевоспитать наш всемогущий и самонадеянный Квартет. Если бы Квартету это удалось, то только тогда (а года для этого, очевидно, не хватит) открылась бы возможность договариваться о создании нового государства. Только тогда можно было бы договориться и о границах, ибо граница Израиля с демократическим государством – это совсем не то, что граница с государством террористическим, тут открылись бы возможности для разумного компромисса.

Поясню эту мысль. В 2005 году, когда Ариэль Шарон в рамках своей доктрины размежевания стал изгонять евреев Гуш Катифа и других поселений сектора Газы, весь этот сектор еще не был таким страшным, каким стал позже под властью бандитов ХАМАСа, и многие евреи тогда выражали желание остаться в своих домах и при своих хозяйствах «бок о бок» с арабами, с которыми они были в естественно сложившемся симбиозе. Однако их выселили насильно, а всё ими построенное разрушили. Прошли годы, и постепенно все поняли, что это была трагическая ошибка.

Теперь представим себе Палестинскую автономию, в школах которой детей учат не ненависти, а добру и толерантности. Израилю нет резона держать эту автономию при себе, и вот создается на месте автономии независимое государство, согласуются его границы. Где-то они, возможно, пройдут таким образом, что какие-то еврейские поселения окажутся в пределах арабского государства. Ничего страшного – ни для арабов окрестных земель, ни для евреев этих поселений. Наоборот, это может быть благотворно и взаимовыгодно. Тем более, что граница не будет непроницаемой, как некий новый железный занавес, – жители еврейских поселений смогут поддерживать связь с еврейской родиной, их смогут посещать родственники и друзья, живущие в Израиле. А если кому-то из этих поселенцев захочется переехать в Израиль, он сможет продать свой дом, землю и бизнес – предположим, арабской семье – и уехать. Уж, по крайней мере, не разрушать построенное и благоустроенное, как случилось в Гуш Катифе.

Я понимаю, что вышеописанное пока далеко от реальности, но в долговременном плане это, на мой взгляд, единственная возможность установления прочного мира в регионе к взаимному удовлетворению «двух государств для двух народов». Поэтому полагаю, что еврейские поселения в Иудее и Самарии в этом плане могут сыграть исключительно положительную роль.

«ООН, ЕС и США, – читаю в новостях, – выразили разочарование в связи с решением Израиля не продлевать мораторий на строительство еврейских поселений на Западном берегу». Ах, разочарование! Они, видите ли, считают эти поселения незаконными. У всех этих разочаровавшихся мы видим их собственные личные интересы, которыми они единственно руководствуются, а их показная «борьба за мир во всем мире» – это отвлекающая от здравого смысла трескотня, лицемерие и фарисейство. Надеюсь, скоро их причитания умолкнут, переговоры без всяких мораториев будут продолжены и, авось, к чему-нибудь приведут.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Семен Ицкович

Чикаго
Все публикации этого автора