Помогает ли делу говорильня

На то, что происходит в Мексиканском заливе, можно смотреть по-разному. С одной стороны, авария, случившаяся на буровой платформе Deepwater Horizon 20 апреля, приведшая к гибели людей и крушению новейшего сооружения нефтедобычи, это, конечно, трагедия. Ущерб окружающей среде от разлившейся нефти – это тоже бедствие. С другой стороны, если умерить эмоции, надо признать, что неудачи случаются и у самых умных, тем более в пионерных проектах, когда создается и впервые используется сложнейшая новая техника. Экологический ущерб не смертелен, океан его перенесет, такое уже неоднократно случалось, а урон туризму и рыболовству вместе с такими неприятностями, как неизбежное подорожание креветок, перетерпим.

Случившаяся у British Petroleum (ВР) беда преодолима, причем эта могущественная корпорация (о которой мы прежде мало знали, заправляя баки автомобилей на ее бензоколонках или читая о ней в негативно настроенной прессе как об акуле нефтебизнеса) теперь предстала нашим взорам совсем иначе. А именно, как флагман технического прогресса. Ее способность проводить неимоверно трудную работу в никем доселе не освоенной среде поразительна.

Как известно, глубины мирового океана доступны нам пока еще меньше, чем просторы космоса. И если мы с восторгом наблюдаем, как наши астронавты в открытом космосе монтируют какие-то устройства, то надо нам признать, что, например, отрезать алмазной пилой стальную трубу в точно заданном месте морского дна на глубине в полтора километра и под напором нефти и газа закрепить на ней устройство для отбора нефти в стоящий наверху танкер – это намного более сложная задача. На таких глубинах еще никто никогда не работал и подобные филигранные операции не производил. Дистанционно управляемые роботы, проводящие на морском дне сложные работы – это чудо современной техники, и хорошо, что ВР этим чудом владеет. Можно представить себе, как непросто было создавать такую технику, сколько и каких высококлассных специалистов над ней работало и в какую сумму затрат она обошлась. Это под силу только таким могущественным корпорациям, как ВР.

Когда речь заходит о морских глубинах, мне вспоминаются аварии на подводных лодках. Первая на моей памяти – о ней в советской прессе много писали – это была гибель американской атомной подводной лодки «Скорпион» в 1969 году. Вероятной причиной ее гибели, которую назвала тогда следственная комиссия, был сбой в работе аппаратуры управления, из-за которого лодка неконтролируемо достигла критической глубины погружения, то есть такой глубины, на которой давление воды может разрушить корпус лодки. Я помню, что тогда с удивлением узнал, что это примерно 200 – 300 метров, всего-то! Не знаю, какова предельная глубина погружения нынешних американских подлодок. Новейшая российская «Гепард», о которой представитель Минобороны похвалился, что она по сравнению с натовскими, как «Мерседес» по сравнению с «Волгой», имеет рабочую глубину погружения 480 метров, а предельную – 600. Этот «Гепард» пришел к Северному флоту взамен погибшего в 2000 году «Курска». Тот лежал на глубине 108 метров, и моряков не смогли спасти, а British Petroleum работает на глубине в 1500 метров под давлением в 150 атмосфер!

Работа по ликвидации последствий аварии неимоверно сложна. Не всё сразу получается, но мы видим, что там работают умные и квалифицированные специалисты, имеющие уникальный опыт. Вряд ли кто-либо в мире лучше их знает, что там надо делать. Поэтому, когда в правительственных кругах вынашивались планы отстранения ВР от ведущихся там работ, то это была просто глупая, некомпетентная говорильня. Если инженерам ВР понадобится какая-то помощь, они знают, к кому за ней обратиться. В Белый дом они за помощью не обращаются, а там неизвестно чего ради разбушевались страсти.

«Если вы хотите узнать, на ком лежит ответственность за случившееся, то я беру ее на себя, – заявил Барак Обама на пресс-конференции. – Администрация действовала недостаточно оперативно и явно недооценила масштабы катастрофы».

А если бы администрация действовала более оперативно, то что она смогла бы сделать? Явно ведь ничего путного ни сам президент, ни его администрация сделать бы не смогли. Что касается ответственности, которую он берет на себя, то это ведь просто жеманная речь, безответственная рисовка перед журналистами и ничего более. Возникает вопрос: зачем? Делу от этого никакой пользы.

Непростительной своей ошибкой Обама признал тот факт, что «Белый дом не потребовал от British Petroleum срочного предоставления снимков места утечки нефти». Неужели обитатели Белого дома могли бы на этих снимках рассмотреть что-то такое, чего не увидели инженеры ВР? Вообще хозяин Белого дома говорит странные вещи. В интервью телеканалу NBC он вдруг заявил, что будь Тони Хейуорд (генеральный директор ВР) его подчиненным, он бы его уволил. Будучи спрошенным о цели своих поездок в Луизиану, он ляпнул: «Чтобы понять, кому дать пинка под зад».

Как мне представляется, наш президент растерян и сам не знает, что ему делать. Ситуация действительно сложная. Но главная забота Обамы, очевидно, состоит даже не в том, чтобы поскорее ликвидировать последствия аварии, а в том, как бы получить от всего происходящего какую-нибудь выгоду для себя и Демократической партии в свете приближающихся промежуточных выборов в Конгресс. Поэтому он раз за разом летит осматривать подвергающееся опасности побережье. Это никому не надо, это обычный популизм, но он помнит, как его однопартийцы выгадали, набросившись на Буша, будто он был виноват в нашествии на Луизиану урагана Катрина. И он полагает, что раздувание скандала вокруг ВР ему выгодно. Многократно повторяя в своих речах, что ВР обязана возместить нанесенный катастрофой ущерб, он зарабатывает на этом имидж защитника всех пострадавших, но ведь глава ВР с самого начала безоговорочно заявил, что корпорация берет возмещение всех потерь на себя. Зачем же требовать то, что и без требований дается? Выгода от этого только пропагандистская. Но в погоне за этой выгодой, я думаю, можно и прогадать.

Что я имею в виду? В наших интересах благополучие корпорации ВР, а пропагандистская шумиха и жесткая критика в адрес корпорации ей сильно вредит, подрывая финансовое благосостояние. Вредит преувеличение нанесенного катастрофой вреда, вредят угрозы исков и даже уголовного преследования. Не столько сама катастрофа, сколько шумиха вокруг нее обрушила курс акций корпорации, то есть сократила приток средств от инвесторов. Тем не менее ВР держится, согласилась на выделение 20 миллиардов долларов в фонд возмещения ущерба. И вот диво: возлагая на ВР компенсацию наших потерь, администрация своими действиями не способствует получению компенсации, а наоборот, подрывает возможности ВР ее осуществить.

Выступая перед комиссией Палаты представителей, генеральный директор ВР заявил, что корпорация делает все возможное для закрытия поврежденной скважины, покроет все расходы по очистке залива от пролитой нефти и компенсирует подтвержденные убытки. Прилагательное «подтвержденные» означает, по-видимому, настороженность корпорации перед массой необоснованных исков, которые наверняка уже готовит ей армия настырных адвокатов. Обращает на себя внимание извинение перед Хейуордом конгрессмена-республиканца Бартона за «двадцатимиллиардный политический шантаж Белого дома». В Белом доме Бартона пристыдили: он, дескать, больше беспокоится о больших корпорациях, чем о людях, пострадавших в результате катастрофы. Опять там левацкая демагогия про богатых и бедных. А разве грех беспокоиться о корпорации? Пострадавшие ведь от нее получат компенсацию.

Теперь посмотрим, как авария на платформе ВР может сказаться на дальнейших планах президента. В энергетической сфере у него не видится продуманной стратегии – то одно провозглашается, то другое. Незадолго до аварии Обама объявил о решении разрешить бурение на нефть в ряде районов шельфа. Случилась авария – тут же запрет. Но если в одном месте авария, то это вовсе не значит, что надо теперь всем давать морскую команду «Полный назад». Между тем, как только было заявлено о запрете на новые шельфовые разработки, цены на нефть взлетели вверх, и кто-то на этом заработал. А Обама после этого, выступая на ток-шоу Ларри Кинга, опять высказался за бурение. Он, мол, считает возможным проведение в Мексиканском заливе буровых работ, но только при условии гарантирования их полной безопасности. «Полную гарантию может дать только страховой полис», – говорил Остап Бендер. Это и сейчас верно, так что хотелось бы узнать, что все-таки планирует президент: добывать свою нефть или возить ее из Саудовской Аравии?

Если в какой-то мере нефть как энергетический ресурс можно будет в ближайшее время заменить сланцевым газом (я писал о нем в недавней статье) да еще, быть может, чуточку ветряками (если наставим их повсюду, где есть хоть какой-нибудь ветерок), то нефть все-таки еще очень долго будет нам нужна. А раз нужна будет нефть, то нельзя отталкивать непродуманной говорильней корпорации, способные ее добывать, British Petroleum в данном случае. Неудачи, повторю, случаются, но, как говорили фронтовики, два снаряда в одну воронку не падают, после этой аварии другие подобные маловероятны.

А тут я под конец еще раз замечу, что смотреть на все это можно по-разному и неоднозначные делать выводы.

Случилась беда, что и говорить, большая беда. Но, с другой стороны, смотрите, что открылось: какая масса нефти у нас рядом, бьёт она из-под земли со страшной силой, только дыру пробури! Неудачную скважину заглушат, но надо ведь бурить другие скважины и с утроенной энергией добывать свою нефть, а не покупать ее у шейхов, финансирующих американскими долларами агрессивный исламский террор, не покупать ее у нашего недруга Чавеса, восстанавливающего против США страну за страной в Южной и Центральной Америке.

«Кто-то просто не продумал все возможные последствия своих действий», – сказал Барак Обама Ларри Кингу об аварии в Мексиканском заливе. Кто-то – это, надо полагать, тот в корпорации ВР, кого наш президент уволил бы. Увы, увольнения и назначения пока еще в компетенции ВР, а не нашего президента. Мне же видится, что Соединенные Штаты Америки – это огромная корпорация. И то, что Барак Обама сказал Ларри Кингу насчет необходимости продумывать все возможные последствия своих действий, должно стать руководящим принципом и для президента этой огромной корпорации под названием США.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Семен Ицкович

Чикаго
Все публикации этого автора