Одиссея резидента Александра Орлова

Жизнь Александра Орлова напоминает крутой детектив. Интерес к его харизматичной личности не утихает до сих пор. Известный разведчик Лейба (Лев) Лазаревич Фельдбин (псевдоним – Александр Орлов) в отделе кадров НКВД значился как Лев Никольский.

Он родился 21 августа 1895 года в белорусском городе Бобруйске. Лейба вырос в еврейской ортодоксальной семье. Его дед был крупным лесопромышленником и одним из авторитетнейших руководителей еврейской общины города. Побывав в 1885 году в Палестине, дед внёс крупный вклад для приобретения земли под строительство еврейского поселения, на основе которого, в последующем, возник новый город Петах-Тиква. Отец Лейбы – Лазарь Фельдбин был бизнесменом, стремившимся дать детям хорошее образование. Учась в школе, Лейба поражал своих учителей глубокими познаниями. Юноша также блестяще овладел иностранными языками.

В 1915 году, когда Белоруссия оказалась в зоне боевых действий и евреев, по подозрению в шпионаже, высылали из прифронтовой зоны, семья Фельдбиных переехала в Москву. Спустя год Лейба был призван в армию. После Февральской революции 1917 года он примкнул к активистам социал-демократической партии (объединенных интернационалистов).

Л. Фельдбин участвовал в  Гражданской войне на стороне Красной Армии, являясь членом Особого отдела 12-й Армии. Как контрразведчик, он был одним из руководителей разгрома контрреволюционной организации в Киеве.

В 1920 – 1921 годах молодой чекист занимался рутинной работой на различных должностях Архангельского ВЧК. В мае 1920 года он стал членом Российской коммунистической партии (большевиков). Осенью 1921 года Лейба Фельдбин поступил на учебу в школу правоведения при Московском университете. Одновременно, уже как Лев Никольский, он продолжал работать в правоохранительных органах. В 1926 году его, отлично владевшего английским, французским и немецким языками, пригласили на работу в Иностранный отдел (ИНО) ОГПУ. В начале 30-х годов Льва Никольского выдвинули на должность начальника экономической разведки ИНО НКВД, и он неоднократно выезжал за границу. Ему удалось отличиться проведением ряда операций по вывозу данных о новейших технологиях из Германии и Швеции. Его агенты вели удачную игру на германской бирже ценных бумаг, а доходы от нее шли в советскую казну.

В 1934 году начальник ИНО НКВД Артур Артузов направил Александра Орлова в Великобританию в качестве нелегального резидента. В течение двух лет он поддерживал там конструктивные контакты со знаменитым агентом Кимом Филби, который смог внедриться в британскую разведку, и с «великолепной пятеркой» из Кембриджа. Ким Филби относился к А. Орлову с глубоким уважением, считал его сильной личностью, оказавшей на него большое влияние. Именно в Лондоне А. Орлов приобрел первый опыт нелегальной работы. Этот первый опыт получил дальнейшее развитие во время работы разведчика во Франции, Италии и Австрии.

Пиком карьеры Александра Орлова стала его командировка в Испанию. Как известно, 16 февраля 1936 г. на всеобщих выборах в Кортесе (парламенте) Испании победили партии левой ориентации от умеренных социалистов до коммунистов, образовавших правительство Народного фронта. Военное командование во главе с генералом Франсиско Франко, опасаясь установления в стране коммунистической диктатуры, 17 июля подняли мятеж, стремясь свергнуть республиканское правительство. Взбунтовавшемуся генералу, поддержанному правыми партиями, удалось установить контроль в юго-восточной части страны. Однако, во многих крупных городах: Мадриде, Барселоне, Валенсии, Бильбао и других, мятежники были подавлены в результате сопротивления народных масс.

Гитлеровская Германия и фашистская Италия стали усиленно помогать войскам франкистов, посылая им вооружение и войска.

В Москве осознавали, что происходящие события в Испании открывают хорошие и привлекательные возможности, как с политической, так и с пропагандистской точки зрения. Иосиф Сталин решил тайно послать республиканцам оружие и оказать им военную поддержку. СССР послал более двух тысяч советников, среди которых были будущие маршал Родион Малиновский, генералы Павел Батов, Лазарь Штерн Дмитрий Павлов и другие. Все они воевали под псевдонимами. Д. Павлов (он же Пабло) командовал танковой частью. Американский историк Пол Джонсон писал: «Появление русских танков в Мадриде исключило его капитуляцию».

В сентябре 1936 года в Мадрид прибыл Александр Орлов в качестве главного советника по внутренней безопасности и контрразведке при республиканском правительстве Ларго Кабальеро. Одновременно он также возглавил советскую резидентуру и осуществлял контроль за работой всех советских советников. Его доклады шли лично Н. Ежову и И. Сталину.

Прибыв в Мадрид, А. Орлов оказал помощь правительству Испании в организации контрразведывательной службы республиканцев, в создании школы для подготовки диверсионных групп для действий в тылу противника.

Не менее важной задачей А. Орлова была вербовка людей для агентурной работы в пользу Советского Союза. Среди завербованных им агентов были Вильгельм Фелендер и Альберт Кеслер, позже ставшие радистами в знаменитой «Красной капелле» в годы Второй мировой войны. А. Орлов сыграл главную роль в привлечении Мориса Коэна, американского еврея, бойца Интернациональной бригады имени Авраама Линкольна, к работе его на Советский Союз. Вернувшись на родину, М. Коэн стал одним из ценнейших советских шпионов. С его помощью Москва получила важные сведения о работе американских ученых по программе создания ядерного оружия. М. Коэн был связным у советского агента в США Рудольфа Абеля. Морис Коэн был удостоен звания Героя России.

Одной из важнейших и срочных задач, поставленных Москвой перед А. Орловым, являлась организация вывоза золотого запаса Испании. Дело в том, что мятежные войска генерала Франко вели массированное наступление на Мадрид и, казалось, возникла серьёзная угроза захвата столицы мятежниками, а также золотого запаса страны. Республика Испания располагала одним из самых большим в мире золотым запасом – 700 тонн, стоимость которого составляла 788 миллионов долларов –

астрономическая сумма по тому времени.

А. Орлов блестяще выполнил личное поручение И. Сталина. Приняв все меры предосторожности, он тайно вывез большую часть испанского золота стоимостью 518 миллионов долларов. Помещенное в 7900 ящиков, оно было доставлено в Одессу, а затем в Москву.

Советское правительство высоко оценило действия резидента. Указом Президиума Верховного Совета СССР майор государственной безопасности Лев Никольский был награжден орденом Ленина за выполнение важных правительственных задач.

Доставленное в Москву золото в значительной степени покрывало расходы Советского Союза по военным поставкам республиканцам. Испанскому правительству было поставлено около 100 самолетов, 900 танков, 300 бронемашин, 1500 артиллерийских орудий, пулеметы, винтовки, боеприпасы. Часть средств была использована для поддержания испанской эмиграции в СССР.

… В разгар «Большого террора» в июле 1938 года Александр Орлов получил приказ исполняющего обязанности начальника ИНО НКВД Михаила Шпигельгласа немедленно прибыть на советское судно «Свирь» в Антверпене по делам чрезвычайной важности. А. Орлов знал о трагической судьбе руководителей ИНО НКВД СССР М. Триллера и А. Слуцкого, полпреда СССР в Мадриде М. Розенберга. Насторожил его и арест его двоюродного брата Н. Кацнельсона – заместителя наркома внутренних дел Украины.

Опытный разведчик почувствовал опасность. Он понимал, что может стать очередной жертвой репрессий и на встречу со своим шефом не явился. Тайно перейдя французскую границу, А. Орлов в назначенном им месте встретился с женой Марией Владиславовной и дочерью Вероникой. Поездом они прибыли в Париж, а оттуда, через Канаду, в США. Перед исчезновением перебежчик отправил письма Н. Ежову и И. Сталину, в которых напомнил им о своей преданности стране и партии, о безупречной работе за рубежом на протяжении более десяти лет и высоких наградах – орденах Ленина и Красного Знамени. Он предупредил о том, что, если его семью или кого-либо из родственников станут преследовать, то он выдаст всех советских агентов, которые находятся в зарубежных странах. Если же будет убит он, тогда все эти сведения опубликует его адвокат. Иосиф Сталин дал указание сохранить неприкосновенность А. Орлов а и его родственников.

В Соединённых Штатах Америки А. Орлов стал Игорем Константиновичем Бергом. Федеральное бюро расследований неоднократно приглашало его к себе, допрашивало, пытаясь выведать у него известных ему зарубежных агентов, особенно работавших в США. Отставной сотрудник ФБР Эдвард Газур, вспоминая о беседах с А. Орловым, отметил, что Орлов не мог выдать людей, поверивших ему и безвозмездно служивших идее, в которую он сам верил много лет. Проживая в США, Игорь Берг преподавал в ряде университетов. Он очень увлекся публицистикой. В 1952 году он опубликовал в журнале «Лайф» серию статей о сталинских политических репрессиях. Они составили канву вышедшей в следующем году книги «Тайная история сталинских преступлений». Она стала бестселлером и была переведена на многие языки мира. В 1962 году И. Берг издал книгу «Пособие по контрразведке и ведению партизанской войны».

Портрет Александра Орлова будет неполным, если не упомянуть о его встречах с сотрудником КГБ Михаилом Феоктистовым, который предложил ему вместе с семьей вернуться на Родину, и сообщил ему, что его полностью реабилитировали, что все награды и звания ему вернут. Но А. Орлов ответил отказом и предпочел дожить оставшиеся годы в Соединенных Штатах Америки. Александр Орлов (Лейба Фельдбин) скончался 25 марта 1973 года в городе Кливленде (штат Огайо) в возрасте 77 лет.

Давид МЕЛЬЦЕР

tel:18448717842

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора