Оптимистическая трагедия Недельная глава Торы «Ваэтханан»

Моше просит Б-га разрешить ему войти в Эрец Исраэль, но получает решительный отказ. Новым лидером нации станет Иешуа бин Нун. Далее Моше напоминает сынам Израиля о даровании Торы у горы Синай, когда «Б-г говорил с вами из огня: голос Его слышали вы, но образа не видели, только голос». Пророк говорит, что весь народ удостоился Синайского Откровения, а не избранная элита, и что за всю историю человечества только евреям, вышедшим из Египта, довелось вступить в прямой контакт с Б-гом. Поэтому на них лежит особый долг передавать память о даровании Торы своим детям и более отдаленным потомкам. Моше предупреждает, что, если евреи, поселившись в Эрец Исраэль, начнут отдаляться от Б-га, то будут изгнаны из страны и рассеяны среди других народов. Их останется мало, и они будут тяжело страдать, но в конце концов раскаются и вернутся на путь Торы. Пророк назначает три города-убежища для людей, совершивших непреднамеренное убийство. Он повторяет Десять заповедей и учит евреев молитве «Шма, Исраэль», в которой сформулировано главное кредо иудаизма — вера в Единого Б-га и готовность пожертвовать собой ради освящения Его Имени. Моше призывает сынов Израиля не гоняться за материальными благами; он напоминает, что их удел — быть духовной нацией, народом-священником. После вступления в Страну Израиля они должны изгнать местных язычников и уничтожить их идолов. Особенно строго запрещены смешанные браки, грозящие самому существованию еврейского народа.

***

«Утешайте, утешайте народ мой, — сказал Б-г ваш. — Говорите к сердцу Иерусалима и возвестите ему, что наполнится он воинством своим, что прощена вина его, ибо вдвойне наказан он рукой Б-га за все грехи свои…» (Иешаягу, 40:1–2).
Можно ли утешить сынов Израиля после разрушения Храма? Одно дело утешать скорбящего, потерявшего близкого человека, когда ему предстоит научиться жить без него. Однако какой смысл говорить слова утешения целому народу, лишившемуся своего духовного центра, который он мечтает заново отстроить, но пока вынужден созерцать его развалины?
Ответ на этот вопрос скрыт в самом факте того, что мы до сих пор, спустя две тысячи лет, оплакиваем разрушение Храма. Мудрецы Талмуда говорили, что скорбящий выходит из состояния траура лишь в том случае, когда его потеря необратима, когда близкий человек действительно умер и его не вернуть. Но, если он жив, скорбь не ослабевает с годами. Именно так было с нашим праотцем Яаковом после загадочного исчезновения его любимого сына Йосефа. Яаков оставался безутешен, несмотря на старания других сыновей смягчить его боль, поскольку он знал, чувствовал, что Йосеф не умер, что он где-то живет.

8e02ad8222

Убедительным доказательством того, что Храм «жив» и рано или поздно будет восстановлен, является наша традиция каждый год, в один и тот же период времени, скорбеть о нем и ожидать его возрождения. Таков глубинный смысл изречения мудрецов: «Тот, кто скорбит об Иерусалиме, удостаивается воочию видеть, как его заново отстраивают».
Но и это еще не все. Мы не только скорбим о Храме и молимся, чтобы он был поскорее восстановлен. В действительности мы продолжаем чувствовать его присутствие, хотя и не в ореоле былой славы. Западная стена Храма, символ Б-жественного присутствия, Шехины, уже многие века стоит непоколебимо, пережив многих завоевателей и попытки ее разрушения, что само по себе является редкостным чудом.
Символ — не совсем точное слово. Шехина присутствует не символически, а вполне реально, ощутимо, как говорили наши мудрецы: «Шехина никогда не отходила от Западной стены».
Вот почему во время наших ежедневных молитв мы поворачиваемся лицом к ней, нашей Стене. Как учит традиция, именно из этого места наши молитвы возносятся к Небу, и в это же место спускается на землю все благо, которое посылает Б-г, и затем распространяется по всему миру.
Да, утешение относится не только к будущему, но и к настоящему. Вот почему пророк Иешаягу говорит дважды слово «утешайте»: «Нахаму, нахаму ами» («Утешайте мой народ для будущего и утешайте для настоящего»).
Не случайно мудрецы сформулировали выше приведенный девиз в настоящем времени: «Тот, кто скорбит об Иерусалиме, удостаивается воочию видеть, как его заново отстраивают». Не «удостоится», а «удостаивается».

Быть евреем…

«Люби Б-га, Всевышнего твоего… всей душою своей…» (6:5). Комментарий Раши: «Даже если Он забирает у тебя душу».
Еврейский народ снова переживает тяжелые времена. Еще никогда за 70 лет, прошедшие после Катастрофы, мы не находились в столь сложном и опасном положении. Антисемитизм поднимает голову. Он уже не прячется за маской «критики Израиля», а проявляет себя в старых, хорошо знакомых нам формах иррациональной и необузданной (если не сказать животной) ненависти к евреям. Как писал один философ, у антисемитов поверхностный сон, они легко просыпаются. Теперь уже никто не знает точно, кто подвергается большей опасности: жители юга Израиля, которым выделяется всего 15 секунд, чтобы добежать до убежища при ракетном обстреле, или евреи на улицах Парижа и Лондона. (Пусть Всевышний защитит нас всех!)
Мир снова стал опасен для нас. Стоит ли, однако, этому удивляться? Дискриминация, ненависть, изгнание, кровавые погромы, а иногда и прямой геноцид — постоянные спутники еврейской истории. Периоды относительного покоя и мира были лишь передышкой, исключением из правила.
Эсав ненавидит Яакова. Это аксиома нашего бытия. Почему же мы ждем от Эсава чего-то лучшего? Либеральный тон политических заявлений и публикаций в средствах массовой информации не должен вводить нас в заблуждение.
Все мы хотим сидеть под фиговым деревом и растить наших детей в мире и покое, а на старости лет радоваться их успехам и достижениям. Однако дважды в день мы напоминаем себе в молитве «Шма, Исраэль», что так может быть не всегда: «Люби Б-га, Всевышнего твоего… всей душою своей…» «Даже если Он забирает у тебя душу», — поясняет Раши. И в этом постоянном напоминании заключена наша сила.
Шекспир писал в «Юлии Цезаре»: «Трусы умирают много раз до своей смерти, а отважные испытывают вкус смерти только один раз».
Для верующего еврея смерть — это вход в великолепный залитый светом дворец.
Мы продали Эсаву свою роль в этом мире. Мир принадлежит ему. Нам разрешено лишь создавать здесь себе удел для Мира грядущего.

2008121256752001_437087e

Нам чуждо прославление смерти. Отправляя своего ребенка в детский сад, мы не надеваем на него пояс смертника. В нашем представлении самопожертвование — это ситуация, в которой у еврея нет другого выбора, кроме как отдать свою жизнь во славу Б-га, совершить «кидуш Ашем».
Слово «самопожертвование», означающее мученическую смерть, было похищено исламистами и приобрело значение «совершить самоубийство, прихватив с собой на тот свет как можно больше невинных людей». Это не самопожертвование, это подлое, жестокое убийство.
Быть евреем означает соблюдать шаббат; быть евреем означает учить Тору; быть евреем — это помогать людям, быть добрым и терпимым. Но быть евреем означает также быть готовым отдать свою жизнь, если потребуется, принять мученическую смерть, если на то будет воля Б-га.
Будь евреем, даже если Он забирает у тебя душу…

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора