Тучи сгущаются: конец детства

Chapter 2 - Entrance to the Jewish neighborhood of PressburgГлавы из книги рава Авраама Роми КОЭНА «Самый молодой партизан»

Продолжение. Начало в №1083

6 октября 1938 года Словацкая национальная партия Глинки провозгласила независимость Словакии. Для глав еврейской общины это официальное отделение Словакии от Чехии послужило четким показателем будущей политики местного правительства. Через шесть месяцев немецкая армия оккупировала Богемию и Моравию, но не Словакию.
В результате этих событий Словакия стала независимым фашистским государством в союзничестве с Гитлером. Наша жизнь изменилась ужасным образом. При словацком правительстве фактическое управление было в руках местных немцев и нацистов. В апреле 1939 года нацистское словацкое государство издало собственный вариант нюрнбергских законов и с особым рвением стало следить за их исполнением. При президенте Тисо антисемитизм стал официальной политикой, а преследование евреев — официальной государственной задачей. Сано Мах — премьер-министр в правительстве Тисо — был беспощаден в отношении евреев и всех противников фашистской программы. Преследования начались сразу и ужесточались день ото дня. Как часть сделки о независимости Словакии, южная ее часть была присоединена к Венгрии. Непосредственно перед тем как венгры заняли территорию, Тисо издал указ перевезти тысячи словацких евреев в этот регион.
К несчастью для евреев Прессбурга, приход к власти фашистов сопровождался шквалом антисемитской пропаганды. Под этим бесконечным натиском отношение к евреям стало меняться даже среди тех, кто раньше не был ярым антисемитом. Многие из тех, кто обычно учтиво обращался с евреями, стали более пренебрежительны. Так, много наших нееврейских друзей и хороших соседей стали людьми, которых следовало опасаться. Теперь тот, кто был дружен с евреем, считался юдофилом. Для нееврея это означало, что его заклеймят изменником родины.
Гвардейцы Глинки были сами по себе жестокими угнетателями, не менее злобными и рьяными, чем нацисты. Они не упускали ни единой возможности, предоставляемой им фашистским режимом, чтобы мучить евреев и делать нашу жизнь невыносимой. Ежедневно издавались новые законы, предназначенные притеснять нас. Как только объявлялся закон, ограничивающий нашу свободу, мы знали, что назавтра нас ждет новый закон, еще больше увеличивающий несправедливость.
Мы стали воспринимать наше положение как исполнение предупреждения в Писании: «Утром скажешь: “О, если б можно было вернуться в вечер”. А вечером скажешь: “О, если б можно было вернуться в утро!”» (Второзаконие, 28:67). Время шло, и становилось все хуже. Каждый новый день приносил новые ужасы, заставляя нас тосковать по дню вчерашнему, когда все было не так плохо. Страх становился нашим постоянным спутником.
Постепенно были приняты законы, не дававшие евреям возможности зарабатывать на жизнь и изолирующие их от остального общества. Однажды утром в газетах был напечатан указ, а в общественный местах были развешаны объявления, гласившие, что все заведения — магазины, фирмы, фабрики, — принадлежавшие евреям, конфискованы государством без компенсации владельцам. Они забрали фирмы, которые семьи создавали поколениями. Все дело нашей жизни исчезло в одночасье, и нас оставили ни с чем, мы стали нищими. Чувство потери было огромным.
Когда государство отбирало предприятие, власти назначали заведующего, чья пригодность к должности определялась единственно членством в Глинковой гвардии. Почти всегда им становился безграмотный невежа, без какого-либо делового опыта, не способный управлять таким учреждением. Поэтому они настаивали, чтобы бывшие владельцы оставались на работе в той же фирме, которая была у них украдена.
Один за другим, законы ограничивали имущество, которым евреям разрешалось владеть. Евреям было запрещено иметь автомобили и телефоны, и они были обязаны сдать государству все свое золото, украшения и драгоценные камни. Тех, у кого после окончательного срока сдачи обнаруживали подобное имущество, сурово наказывали. Постепенно евреев лишили их личной собственности и всех привилегий, которые полагались обычным гражданам.
Новые указы нагромождались на старые; законы были призваны обрубить узы, которые связывали нас с обществом. Сначала были отобраны дома, которые евреи сдавали внаем неевреям. Когда мы свыклись с жизнью после этого указа, новые законы изгнали нас из собственных домов. Если нееврей пожелал твой дом, все, что ему надо было сделать, — пойти к властям, которые издавали соответствующий указ. Нацисты приходили в твой дом, и тебе нужно было запаковать то, что они разрешали тебе оставить, и покинуть дом в течение суток. У многих успешных коммерсантов-евреев были красивые дома в нееврейских районах города. Нацистская милиция выгоняла этих людей из их прекрасных домов, и они превращались в беженцев. Позже они находили приют в еврейских семьях, которым пока еще, к счастью, было где жить. В итоге евреи стали жить в основном в самых бедных районах города, где в маленьких квартирках ютились несколько семей. Таким образом, через несколько месяцев большинство евреев оказалось в предназначенном для евреев районе проживания. Эта территория, хоть и не обозначенная официально как гетто, служила той же цели.
Одно из самых кардинальных изменений в нашей жизни заключалась в унижении, связанном с тем, что нам приходилось носить знак, выделяющий нас в качестве мишени. Евреям было приказано носить на одежде пресловутую желтую метку в виде звезды с надписью «Jude». Не только наше имущество было украдено и передано нашим мучителям, но теперь нас еще и заклеймили так, что любое необоснованное нападение со стороны злобного прохожего считалось игрой по правилам.
В Прессбурге этим ужасным бедствиям подвергались только евреи. Война все еще была далека, и наши нееврейские соседи жили в мире. Вначале некоторые помогали и прятали евреев. Но большинство вело себя так, словно ничего возмутительного не происходило. И даже если наши соседи могли чувствовать, что такое отношение к евреям неоправданно, почти никто не мог открыто прийти к нам на помощь.
И что еще важнее, по мере того как каждый новый закон снижал наш статус как граждан, неевреям становилось все легче не замечать несправедливости следующего указа.
Перевод Элины РОХКИНД

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора