СУДЬБА ЖУРНАЛИСТА

Венгерское правительство в 1895 году объявило иудаизм равноправной с католичеством и протестантизмом религией. Это способствовало одновременно и развитию еврейской жизни в стране, и ассимиляции евреев. Вскоре венгерское еврейство выдвинуло несколько ярких звезд: ученого-исследователя Востока Армина Вамбери, революционера Бела Куна, идеологов сионизма Теодора Герцля и Макса Нордау, писателя Артура Кёстлера.

Дед Артура Кёстлера бежал из России в Венгрию в середине XIX, не выдержав «свинцовых мерзостей» государственного антисемитизма. Будущий писатель родился в 1905 году в семье будапештского коммерсанта и дочери обедневших венских буржуа. В семье были сильны левые настроения. После распада Австро-Венгерской империи и поражения просуществовавшей сто дней Венгерской коммуны, семья Кёстлеров уехала в Вену.

В 1922 году Артур Кёстлер поступает в Высшую техническую школу. Большинство студентов школы были членами одной из трех «корпораций»: пангерманской, либеральной и сионистской. Наш герой вступил в сионистское студенческое братство «Унитас». Корпоранты «Унитаса» были такие же воинственные, как и члены двух других корпораций – увлекались дуэлями, попойками и любовными приключениями.

Как вспоминал писатель в своей автобиографии, в одном их венских парков весенним утром 1924 года он прочел брошюру о бесчинствах арабов в Палестине, об убийствах евреев и о пассивности английской администрации. Он «задохнулся от бессильного гнева и, как всегда, ощутил негодование чисто физически: как прилив адреналина в кровь, как потребность немедленно действовать». (Я советую прочесть замечательную книгу Меира Шалева «Асав», «Ретро», СПб, 2002. В ней замечательным языком передан еврейский быт в Израиле первой половины ХХ века.) В том же году судьба свела в Вене Кёстлера с Жаботинским, который попросил молодого человека стать секретарем на время поездки в Чехословакию. С этого момента началась политически активная жизнь будущего писателя.

В 1926 г. А. Кёстлер получил от британской администрации право на въезд в Палестину. Он хотел быть членом кибуца. Но там был конкурс – четыре человека на место, так как другой работы не было. Увы, молодой человек кибуцникам не понравился, ибо недостаточно ловко собирал фрукты и был по характеру индивидуалистом. Потом около года он провел в Хайфе и Тель-Авиве, где вел полуголодное существование. Работал помощником архитектора, торговал лимонадом, работал в турагентстве и т. д.

В 1927 году Кёстлер получил место ближневосточного корреспондента либерального берлинского газетного концерна, который принадлежал семье немецких евреев Ульштейн. С этого времени началась его литературная карьера.

В конце 1938 г. Артур Кёстлер снова побывал в Палестине во время разгара арабских погромов. Он увидел, что и тут, как в Европе, правит террор и гибнут евреи. В молодости, будучи последователем Жаботинского, Кёстлер защищал право евреев на всю территорию Палестины. Теперь же, видя невозможность для них и арабов жить в мире, он согласился с выводами Королевской комиссии Пиля, предлагавшей разделить страну между двумя народами. Часть еврейского руководства была склонна принять эту идею, часть – против. Но после Мюнхена, опасаясь присоединения арабов к фашистской Германии, Англия попыталась умиротворить арабов за счет евреев и отказалась от плана раздела Палестины на еврейское и арабское государства. В результате этого арабам развязали руки для еврейских погромов, а евреи Европы лишились в те роковые годы последнего прибежища.

Обстановка в Германии и Европе в целом склонила чувствительного к человеческой боли «левого» интеллигента Кёстлера к вступлению в коммунистическую партию Германии. Это произошло в 1931 году, когда назрела опасность фашизма. Попытка коммунистического переворота в Германии, инспирированного российскими большевиками в начале 1920-х, грандиозные провалы советской разведки, когда сотни советских агентов с партбилетами ГКП «промаршировали» в тюрьмы и массовый добровольный переход коммунистов в фашистские объединения прошли мимо внимания новоиспеченного коммуниста.

А. Кёстлер к этому времени начитался Маркса, Энгельса и Ленина, и ему показалось, что он «увидел свет».

Партийное руководство ГКП пыталось использовать Кёстлера, в то время иностранного редактора изданий концерна, чтобы получить информацию для советской разведки, которой располагали сотрудники, вхожие в дипломатические круги. В результате Кёстлера уволили. Вскоре ГКП назначила его корреспондентом своей газеты в Советском Союзе. Проведя в стране победившего социалистического рабства два года, он увидел много того, что в 1938 году стало причиной выхода из ГКП. Вот что он писал позднее в своей автобиографии, изданной в Англии в 1954 г.:

«Я видел опустошительное действие голода1932-33 годов на Украине, толпы оборванцев, целыми семьями нищенствовавших на вокзалах, женщин, протягивающих к окнам вагонов своих голодных детенышей, похожих на заспиртованных эмбрионов – с конечностями, как барабанные палочки, с большими головами, с впалыми, как у черепа, глазницами и вздутыми животами; стариков с обмороженными пальцами, торчавшими из драных ботинок. Мне сказали, что все это кулаки, которые противятся коллективизации, враги народа, предпочитающие собирать милостыню и не работать…

Я не мог не заметить азиатской отсталости жизни, апатичной толпы на улицах… невероятных жилищных условий, из-за которых все промышленные города казались одной огромной трущобой (две-три пары в одной комнате, разделенной висящими простынями), голодных кооперативных пайков или того, что цена килограмма масла на рынке равнялась среднемесячной зарплате рабочего…».

В 1933 году в Германии пришли к власти фашисты. Поэтому посланник немецких коммунистов Кёстлер из СССР поехал во Францию. «Гнусности режима Джугашвили», включая лагеря, сильно повлияли на Артура Кёстлера. Особенно убедительным для него стал факт того, что Сталин использовал гражданскую войну в Испании в своих целях: советские агенты убивали главную движущую силу демократического сопротивления – руководителей испанских анархистов и личных врагов Сталина – троцкистов. Более того, после поражения испанских демократов, сталинский режим отказал в убежище уцелевшим от разгрома республиканцам. Кроме того, Сталин уничтожил всех испанских руководителей и советских «советников», которые знали закулисные проделки советских политиков и чекистов во время прошедшей гражданской войны.

Французские коммунисты требовали от Кёстлера, чтобы он в своих статьях и лекциях «разоблачал» испанских анархистов как пособников фашистов. На эту подлость честный журналист, воевавший на стороне республиканцев, пойти не мог, и отказался. В 1938 году состоялся один из самых громких «московских процессов», где главным обвиняемым стал Бухарин, с которым Кёстлер был знаком. Нормальному человеку после этого судилища оставаться в компартии было невозможно. Нужно отметить, что с 1939 по июнь 1941 года (время союзнических отношений СССР и Германии) французские коммунисты открыто творили по советской указке государственную измену – они призывали страну к миру с Германией и называли любую попытку сопротивления немцам «империалистической авантюрой» и «войной богачей».

После разрыва Кёстлера с коммунистами последовали блестящие антисоветские газетные публикации и романы, лишь один из которых – «Слепящая тьма» опубликовали в СССР через десятки лет после первой публикации на английском языке, да и то – в годы «перестройки».

Последние годы жизни Артура Кёстлера были омрачены болезнью Паркинсона и лейкемией. В 1983 году Кёстлер, не желая прозябать в беспомощной старости, принял яд. Жена последовала за ним.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора