РАДОВАТЬСЯ ЖИЗНИ

– Г-н Вайнер, по вашему роману поставлен знаменитый киносериал «Место встречи изменить нельзя». Что значит для вас этот фильм?

– Я люблю эту картину. Это часть моей молодости. Тогдашняя огромная дружба с Высоцким. Наконец, врать не стану, сумасшедшее ощущение пришедшей славы. Но с течением времени все улеглось, наступила серьезная переоценка очень многих вещей. И пока эта картина раскручивалась, я все время скорбел по поводу двух романов, которые мы написали с братом: «Евангелие от палача» и «Петля с камнем в зеленой траве». Это – драматические произведения, и, к сожалению, с моей точки зрения, они еще недостаточно прочитаны. Они вышли в печать после соответственно 11 и 7 лет лежания под сукном. Нет, мне, конечно, говорили: «Печатай, если ты такой смелый, но твои дети ходят пешком из школы, так что ты подумай».

– По традиции, мы на гостя составляем досье. Давайте посмотрим: «Георгий Вайнер родился в 1938 г. в Москве. По образованию юрист. Работал электромехаником, техником, инженером, журналистом, корреспондентом ТАСС. Вместе с братом Аркадием – автор многих детективных произведений, сюжеты которых зачастую взяты из собственной криминалистической практики. В 1967 году вышла их первая книга «Часы для мистера Келли». Всего на творческом счету братьев 152 книги и 22 фильма. По их роману «Эра милосердия» был поставлен один из самых популярных советских фильмов «Место встречи изменить нельзя».

С 1990 года живет в США. В 2000 году в России опубликована книга Г. Вайнера «Умножающий печаль», а в 2003 г. вышло ее продолжение – «Райский сад дьявола».

Вы писали вдвоем. Было ли разделение обязанностей?

– Наши любимые друзья-товарищи, коллеги, братья Стругацкие – Аркадий и Борис. К сожалению, Аркадий ушел от нас, замечательный был парень, прекрасный писатель. На этот вопрос он всегда отвечал однозначно и исчерпывающе: «Писать книжки вдвоем очень легко. Вот Борис сидит за столом и пишет, а я лежу на диване и играю с кошкой…»

– Позвольте мне угадать. Я знаю, что про вашего брата говорили: «В детстве он был активист, отличник, а вы – хулиган. Значит, наверное, на диване лежите вы, а пишет он. Так?

– В общем, да. В одном юмористическом скетче про нас было сказано, что Аркадий был одним из самых успешных следователей московской милиции, и у него было самое большое количество задержаний в Москве, потому что он регулярно задерживал своего брата. В действительности, наши книжки издаются и переиздаются 20, 30 лет, их раскупают. Потому что мы всегда шли от волнующей нас идеи, а не от традиционной детективной ситуации: бумажный труп, чернильная кровь и т. д.

– Правда ли, что вы хотели, чтобы вышел фильм «Место встречи изменить нельзя-2»?

– Да, это так.

– Вы еще сказали (все про вас читала), что встретились с актерами, режиссерами. И все они так постарели, что никого из них в новые сериалы вводить нельзя.

– Герой должен быть молодым, красивым. Хотя бывают и исключения. Например, Высоцкий. Он не был красавцем. Володя был небольшого роста и весил килограммов 55. Но в нем была такая сила, такой драйв, напор! Героическое амплуа – это большой дар.

– Смотрю на вас, и мне кажется, что вы не растеряли жизненного огня. В чем секрет?

– Просто это такой сказочный подарок. Когда мы в дезоксирибонуклеиновой лотерее, где у нас один шанс из 18 миллиардов, вытянули выигрышный билетик, и мы живем. И то, что я сижу с вами, и то, что я в Иерусалиме, Тель-Авиве, Израиле, что здесь весна, что здесь родные люди, что здесь мне так хорошо, приятно, интересно – это счастье. У евреев же есть замечательный принцип, которому необходимо следовать: каждое утро еврей, проснувшись, должен благодарить Б-га, что он вернул ему душу и дал новый день. Это – счастье.

– Мы часто смотрим на жизнь как-то отрицательно: того не хватает, сего не хватает, денег, времени… Как вам удается сохранять оптимизм?

– Свою профессию я называю «корыстный соглядатай». Я хожу по миру и с большим любопытством наблюдаю, как живут люди. Страшно интересно. И когда плохое настроение, я корю себя. Вот, например, третьего дня, здесь, в Тель-Авивском центре среди бешеного праздника мод, жизни, красивых женщин, денег я увидел: идет лилипут – маленький, метрового роста, человечек. Я подумал: Г-споди, ну как же стыдно-то перед ним, когда мы жалуемся.

Да, не имеем мы на это права, потому что пока мы живем, весь этот прекрасный, огромный, многоцветный мир неизмеримо лучше того великого НИЧТО, которое, к сожалению, нас всех ожидает. Давайте пользоваться этим.

– Это напоминает мне Вайля. Кажется, он говорил, что Флобер ел на краю письменного стола, а Дюма писал на краю обеденного.

Похоже, вы предпочитаете Дюма.

– В моей (лично) системе иерархической оценки писателей Дюма занимает очень высокое место. Представления меняются. Если бы во времена Дюма какой-нибудь просвещенный господин сказал, что Гюго будет полузабытым памятникоподобным писателем, лежащим в Пантеоне и все, а Дюма будет издаваться и переиздаваться, по его произведениям будут поставлены тысячи фильмов, сотни инсценировок, этого человека отвезли бы в сумасшедший дом. Дюма жил, как писал. Писал, как жил. Когда приходил дворецкий и просил: «Месье Дюма, у нас кончилось столовое вино для прислуги, дайте денег». Дюма отвечал, что денег нет и предлагал: «Пойдите и дайте им мое коллекционное шампанское».

– А как живете вы? Как выглядит ваш дом? Куда ходите?

– К сожалению, хожу я мало, лень обуяла. Как бы возникает такое постыдное ощущение, что все уже видел. А дом свой я очень люблю. Раньше я жил на Лонг Айленде. Теперь дети выросли, разъехались по миру, я продал свой дом и живу сейчас в таком навороченном билдинге на берегу Хадсон Ривер, рассматриваю Манхэттен с его суетой. Дом мне очень нравится, из него можно год не выходить наружу, в нем все есть. Мой дом всегда полон. Из прежней своей жизни я вывез только одно – очень длинный стол, который, должен вам сказать, я люблю гораздо больше письменного. И вот за этим столом я получаю огромные радостные впечатления. Ну, чтобы не соврать, через день, иногда через два (день нужен на реставрацию) собираются все мои друзья. Один из моих товарищей как-то сказал замечательную вещь: «У меня в старом доме был такой уличный балкон – «дек» по-американски. Он сказал: «Декамерон – это басни, рассказанные на твоем деке». Собирается масса людей, нам ничего друг от друга не нужно, кроме самой ценной валюты – общения.

– Короче, вы уже не хотите ходить в мир. Мир приходит к вам домой.

– Иногда меня спрашивают журналисты из России: когда вы адаптируетесь в Америке? Я отвечаю, что я не адаптируюсь, пусть Америка адаптируется под меня. И это не риторика. Я не нарушаю никаких законов и порядков этого общества. Но во всем остальном мне уже поздно становиться американцем. Я такой, какой я есть.

– Один из ваших детей, сын, живет в Израиле. Вы часто будете его навещать?

– Я думаю, что здесь вы будете видеть меня регулярно. Я счастлив, вот сейчас я прилетел в Израиль. Для меня это большая радость, подарок, победа. Здесь живет мой сын с моими тремя внуками, и, как для всякого еврейского дедушки, они самые лучшие внуки в мире. Очень хочу, чтобы здесь был мир. Я наблюдаю одну ужасную закономерность: чем дальше находятся боевые евреи от Израиля, тем они агрессивнее, сильнее, страшнее. Не люблю я эти советы, как надо вести себя израильтянам – они без нас разберутся. Мечтаю только о том, чтобы, не дай Б-г, здесь не было плохо. В случае чего, в тот же день я лечу в Израиль.

P. S. У Г. Вайнера трое детей.

Старший сын – кардиохирург, работает в Техасе. В прошлом году занял 8-е место в США по количеству проведенных кардиопроцедур. Младший сын – системный программист, недавно переехал в Израиль. А дочь – компьютерный веб-дизайнер.

На вопрос: «Где вы познакомились со своей женой?» – Г. Вайнер ответил: «Я нашел ее валяющейся в лесу. Она каталась на лыжах, упала и сломала ногу. Я решил подобрать ее. И вот уже 35 лет, как мы совместно мучаемся».

Беседовала Ася Истошина, Израиль

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора