ПАБЛО НЕРУДА: «ШАХМАТЫ – ПОЭЗИЯ РАЗУМА»

«Мир уныл, как текст без эпиграфа,

И тяжел, как невзятый вес.

Пешку надо как-то отыгрывать,

А ведь это долгий процесс.

В. Медведев (Россия XXI в.) из книги «Тысячелетний миф шахмат», Л. Юдасин

«Прожиты тридцать лет с молчаньем – королем

Под мерный стук часов и паданье ресницы

С небес на землю. С вечностью вдвоем».

Л. Юдасин

Продолжаем рассказ (начало в NN№№ 657, 658) о выступлении международного гроссмейстера, вице-чемпиона СССР, чемпиона Израиля Леонида Юдасина.

Встреча с маэстро состоялась на презентации его книги «Тысячелетний миф шахмат. Историко-философское исследование».

После очень интересного рассказа о книге, в предисловии к которой Гарри Каспаров поблагодарил автора «за титанический труд, возвращающий шахматы на подобающий им пьедестал», Леонид Юдасин ответил на вопросы.

«Я – виночерпий или хлеборез?

Иосиф в переполненной темнице?

Но конь пронзен, размен – и я исчез…»

Л. Юдасин

В Торе рассказывается, что сын нашего праотца Яакова – Иосиф, находясь в тюрьме, разгадывает сны бывших придворных фараона – пекаря и виночерпия. Одному из них он верно предсказал помилование, другому – смертную казнь.

– Леонид, в автобиографии вы пишете, что 11 лет назад начали свое возвращение к иудаизму. Как вы пришли к этому?

– Очень непросто. Я, как и многие еврейские дети, жившие в больших городах России, получил в семье воспитание, которое можно назвать космополитическим. Я хорошо знал римскую и греческую истории, а еврейскую – только по мере пересечения ее с другими. Я изучал буддизм, христианство в пяти вариантах и другие религии, а слово «Тора» услышал впервые в 30 лет.

Я увлекался психологией, парапсихологией, немало лет отдал занятиям различными восточными системами. Но вот в моей жизни произошло следующее.

У меня появилась серьезная личная проблема, и я обратился с просьбой к моей знакомой, которая занималась практической парапсихологией. Я хотел, чтобы она поговорила обо мне с одним из самых знаменитых восточных учителей. Она выполнила мою просьбу, и великий гуру через нее сказал мне: «Обрати внимание на религию твоего древнего и сильного народа».

А потом один за другим к еврейству начали приходить мои друзья. Стал гером (принял иудаизм) мой друг, которого я очень уважал, талантливый человек во всех областях: поэзии, искусстве, психологии. Другой друг – еврей, обладатель черного пояса каратэ (я занимался с ним йогой), тоже увлекся разными еврейскими делами, начал учиться и т. д.

Все пошло по разным направлениям сразу. Рассыпались системы, с которыми я был связан раньше. Оказалось, что там не все правда. Складывалось ощущение, что Творец взял меня за шиворот и показал: «Посмотри вокруг, Я тебе очень советую».

Когда тебя бьют по голове, пора остановиться и задуматься. Я это понял, и началось мое возвращение к собственным корням.

В поисках истины я, вроде бы, шел совершенно в другую сторону, но все равно пришел туда, куда надо, да еще с немалым опытом.

Мне вспоминается высказывание, которое иногда на занятиях по иудаизму приводит рав Кацин: «По дороге, по которой хочет идти человек, ведут его…» А позднее в книге Юдасина я с изумлением прочла такие стихи:

«Я истину искал десятки лет:

В экстазах йоги, зимнего купанья,

В системах вер, молчаний и диет,

И школ леченья иль воспитанья…

Искал ее я в дружбе и любви,

В поездках по миру и в схватках на арене,

В стараниях пред-жизни проявить,

Мольбе стихов и шахмат вдохновеньи.

* * *

А ныне… Слава, о, Творец! В своем терпеньи

Ты вел меня над бездной по ножу.

Я открываю книгу, внемлю пенью,

И нахожу, и снова нахожу…

* * *

Человек, который способен признать, что неправ –

Может стать человеком веры.

Ну а тот, кто всегда безупречен

И легко проявляет нрав –

Предпочтет химеры.

Потому что вера в Б-га и правда

Отличаются только названьем,

И весь конфликт – за признаньем

Его – или себя концом и началом мира».

Вопрос из зала:

– Мне очень нравится, что вы – шахматист, стремитесь соблюдать наши Заповеди. Можете ли вы назвать еще примеры такого же отношения к Торе в среде шахматистов?

– Я могу назвать моего друга – международного гроссмейстера Борю Гулько. Он очень известный шахматист, бывший чемпион СССР, чемпион Америки… Гулько – один из немногих, кто обыгрывал Гарри Каспарова. В его активе четыре выигранные партии у чемпиона мира, два проигрыша и несколько ничьих. Боря соблюдает наши традиции так же, как и его жена Аня Ахшарумова – трехкратная чемпионка СССР, а фактически – четырехкратная (в четвертый раз ей не дали выиграть, а ее победу присудили другой шахматистке, ибо она стала диссиденткой).

Молодой мастер Виктор Недобора пошел учиться в иешиву. Есть и еще шахматисты, сделавшие тшуву, но они не имеют такой известности.

Гроссмейстеру задали и такой вопрос:

– Можете ли вы проанализировать такое явление: евреи большей частью как нация доминируют в шахматах. Почему?

Неожиданный любопытный ответ на этот и другие вопросы будет опубликован в следующем номере газеты.

В заключение приведем несколько афоризмов (их там множество) из книги Юдасина:

«Шахматы – это пробный камень ума». И. Гете

«Если нет Б-га, то вся наша мораль – это чеки без покрытия». Ж. Сартр

«Тот – самый пустой человек, кто наполнен собой». М. Лермонтов

«Талант – искра Б-жия, которой человек обыкновенно сжигает себя, – освещая этим собственным пожаром путь другим». В. Ключевский

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора