30 января (15 швата по еврейскому календарю) евреи во всём мире, особенно в Израиле, будут праздновать Ту би-Шват — Новый год деревьев.
«Ту би-Шват, Ту би-Шват
У лесов, садов —
Нынче праздник всех деревьев,
Праздник всех цветов!»
Перевод с иврита
Миры Яниковой
Ту би-Шват в переводе с иврита означает 15-е число месяца шват..
В Торе сказано, что в первые три года после посадки дерева его плоды есть нельзя. И для того, чтобы знать возраст растения, необходимо строго установить день его «рождения». Поэтому договорились и постановили, что днём посадок — днём «рождения» деревьев будет 15-й день месяца шват. Тем более что это время в Израиле как нельзя лучше подходит для насаждений. Зима там уже на исходе, почва успела пропитаться дождевой водой, солнце начинает припекать по-весеннему, на деревьях набухли почки, цветёт миндаль.
«Мой миндаль с чудесной кроной,
мой цветущий миндаль!
На ветвях твоих зелёных розовая шаль.
Посмотри: вокруг зелёный возрождённый сад.
Каждый листик — обновлённый.
Ту би-Шват! Ту би-Шват!
Израильская песенка
А во многих странах диаспоры 15 швата приходится на холодные зимние месяцы — январь или февраль. Вот как описывает Ту би-Шват в Казани Давид Бунимович:
«Месяц Шват на дворе, снег метёт и метёт,
В такт деревья качают ветвями.
Им в мороз не понять, что их праздник идёт,
Новый год отмечаем мы с вами…
«Новый год деревьев»
Есть разные обычаи праздновать Ту би-Шват. Традиционно вся семья рассаживается вокруг покрытого белой скатертью стола. На столе зажжённые свечи, вазы с цветами, кувшины с белым и красным вином и множество фруктов, свежих и сушёных, консервированных.
«В день деревьев все сады
Нам дают свои плоды.
На столах — красота!
Есть все виды и сорта…»
Ривка Элицур
Распространённый обычай: едят семь видов плодов — тех, которыми славится страна Израиля: пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранат, маслины и финики. Идея в том, что когда мы едим плоды земли Израиля, мы глубже ощущаем связь с ней. Израильтяне же, живущие на своей земле, в этот день не только наслаждаются трапезой, но и сажают деревья, оставляя память о себе и думая о своих потомках.
Есть притча о том, как прохожий спрашивает старика, сажающего рожковое дерево: «Что это ты сажаешь, старик, ведь это дерево принесёт плоды только через 70 лет? Неужели ты надеешься дожить до того дня, когда можно будет их попробовать?»
«Нет, не надеюсь, — ответил старый человек, — но я ел плоды с того дерева, которое посадил мой дед, а мои внуки будут есть плоды с этого дерева».
В еврейской традиции человека часто сравнивают с деревом, которое, благодаря своим глубоким корням, плодоносит даже в засуху. Как и дерево, человек силён своими корнями.
Три предсказания
Невозможно не восхищаться мудростью еврейских традиций, пришедших к нам из глубокой древности. Сколько веков понадобилось человечеству, чтобы понять, как необходимо сохранять природу и нельзя нещадно эксплуатировать её, ничего не давая взамен. В некоторых цивилизованных странах, в том числе и в той, из которой мы так благополучно уехали, этого не поняли до сих пор. А в Торе более трёх тысяч лет назад нашему народу было заповедано сажать деревья:
«Когда войдёте вы в страну, посадите дерево плодоносное…» (Ваикра, 19:23.)
И ведь тогда это была не пустыня, а прекрасная земля, богатая своей растительностью и животным миром, как образно сказано об этом в Торе: «Земля, текущая молоком и мёдом».
В Талмуде есть пояснение этому выражению: «Рами бар Йехезкель посетил однажды Бней-Брак и увидел там коз, пасущихся под смоковницей. Со спелых плодов смоковницы капал мёд, а с переполненных сосцов коз — молоко. Мёд и молоко смешивались. И сказал Рами: «Вот она — Земля, текущая молоком и мёдом».
Израильтяне бережно относились к каждому дереву, ибо в засушливые годы, когда ячмень и пшеница почти не давали урожая, деревья, корни которых глубоко уходят в землю, продолжали плодоносить. Своей тенью деревья защищали от палящего солнца, кроме того, уже в те времена наши предки знали, что леса предохраняют почву от разрушения, не позволяют плодородным участкам превращаться в пустыню. Так уже в древности в Израиле возникла традиция посадки деревьев.
Известны слова рабби Йохана бен-Закая: «Если в твоей руке будет саженец, и в это время объявят о пришествии Мошиаха, раньше посади дерево, а потом выходи встречать Мошиаха». У евреев существовал обычай сажать дерево в честь каждого новорожденного. В честь дочери сажали кипарис, а в честь сына — кедр.
Когда римляне изгнали евреев из Эрец-Исраэль (в 135 году н. э.), и бесчисленные завоеватели перестали заботиться о земле, она постепенно превратилась в пустыню. В Торе предсказано и изгнание евреев, и опустошение земли на этот период.
«А землю эту превращу Я в бесплодную пустыню…» (Ваикра, 26: 19).
Марк Твен, путешествовавший по Святой Земле в середине XIX века, оставил такие заметки: «Страна эта совершенно пустынна и безлюдна. Нет ни деревца, ни кустика, едешь целый день и видишь только голые скалы. А ведь когда-то это была замечательная страна, очень плодородная, которая кормила громадный народ. А теперь она вымерла и умерла, и, по-видимому, ничего в ней никогда не будет».
К счастью, предположение Марка Твена не сбылось.
В конце XIX века в Эрец-Исраэль начали возвращаться настоящие хозяева земли — евреи. Многие из этих энтузиастов погибали от рук арабских бандитов, другие умирали от малярии, но сионисты насадили эвкалипты и осушили болота, посадили виноградники и апельсиновые рощи. В замечательной книге Феликса Канделя «Земля под ногами» о заселении Земли Израиля приводятся воспоминания первого президента еврейского государства Хаима Вейцмана (1874 — 1952), где он рассказывает о жизни еврейских поселенцев в Палестине в период после Первой мировой войны: «… Насколько тяжела была проблема маленького и рассеянного народа, не имевшего ни своей страны, ни правительства, ни исполнительной власти, ни армии, ни денег! И ко всему этому нам предстояло проводить поселенческую работу на истощённой земле с малочисленным еврейским населением. Временами трудности казались настолько непреодолимыми, что мною овладевало отчаяние. И тогда я отправлялся потолковать со старожилами. Они рассказывали мне о том, что пережили, когда впервые увидели «эту пустыню»… И поселенцы показывали мне землю, возделанную их руками, покрытую апельсиновыми рощами и виноградниками: Реховот, Ришон ле-Цион, Петах-Тиква. Как много было сделано при ограниченных средствах, ничтожном опыте, жалких человеческих ресурсах! И тогда я снова начинал верить, что еврейская энергия, еврейский интеллект, еврейская готовность к самопожертвованию в конечном итоге восторжествуют».
Служение одного из самоотверженнейших борцов за еврейское государство Хаима Вейцмана и героизм многих тысяч других сионистов увенчались успехом. Наша древняя Родина возродилась!
В Израиле в Ту би-Шват вошло в традицию сажать деревья. Этим занимаются в основном дети и новые репатрианты под покровительством Еврейского национального фонда. В этот особый фонд, созданный специально для посадки деревьев, вносят деньги евреи, живущие за пределами Земли Израиля.
В настоящее время Израиль — единственная страна в мире, где площадь зелёных насаждений не уменьшается, а значительно увеличивается.
Опубликовал: Михаил Миллер