Истоки

Обращаясь к еврейским рабам через Моше, Б-г обещает вывести их из Египта. Но те не желают слушать пророка «из-за нетерпения и тяжкой работы». Моше получает указание отправиться к фараону и потребовать, чтобы он отпустил евреев на три дня в пустыню для принесения жертв Б-гу. Моше и Аарон демонстрируют во дворце фараона уникальное знамение, подтверждающее их Б-жественную миссию: они превращают посох в змею, но придворные чародеи копируют «фокус», и египетский правитель не подчиняется требованию. Тогда Б-г приступает к казням. Первые две казни — повсеместное превращение воды в кровь и распространение жаб — чародеи повторяют, хотя и в меньших масштабах. Но после третьей казни — распространения вшей — они вынуждены признать, что «это перст Б-жий». От всех казней (в сегодняшнем разделе описаны семь из десяти) страдают только египтяне, но не евреи, живущие в провинции Гошен. После вшей следуют новые кары: нашествие диких зверей, падеж скота, кожные нарывы и град с огнем. Эти страшные бедствия губят египетскую империю, однако, несмотря на предупреждения Моше и его многократные предложения остановить череду казней в обмен на освобождение евреев, фараон продолжает упорствовать.

«Возьми свой посох и брось его перед фараоном. И станет посох змеей» (7:9).

Ничто не влияет на человека так сильно, как его окружение. Даже самый грубый хам научится вежливости, общаясь с культурными людьми. И наоборот, тонкий, деликатный человек очерствеет в атмосфере нравственной деградации.

Моше и Аарон хотели сообщить фараону, что, хотя разлагающее влияние египетского общества почти лишило евреев человеческого облика, став свободными людьми, они превратятся в духовных гигантов, вознесутся к вершинам добра и правды.

Но как донести до грубого и высокомерного правителя эту мысль? Ведь одни слова не помогут. С помощью наглядного примера. Следуя указанию Б-га, Аарон бросил свой посох к ногам фараона, полномочного правителя египетских варваров, и этот посох, символ высшей духовности, превратился в змею, олицетворявшую собой все самое низкое и пагубное. Но затем отвратительная, извивающаяся в грязи змея вновь стала посохом, волшебным посохом Творца, когда оказалась в руках Его посланников — Моше-рабейну и его брата Аарона. Главное — попасть в хорошие руки.

«Нет, весь я

не умру…»

«…И поглотил посох Аарона их посохи» (7:12).

Главным чудом того эпизода было, однако, не превращение посоха в змею и обратно в посох. Вернувшись в исходное состояние, посох Аарона «съел» посохи египетских чародеев (которые прилежно повторяли «фокусы» еврейских посланников), и даже не «потолстел». Шокированный фараон, как сказано в сборнике комментариев «Мидраш раба», не на шутку испугался, что прожорливый посох поглотит и «его вместе с троном».

Возникает вопрос. Почему фараон беспокоился о своем троне? Если бы посох проглотил его, какое ему дело до символа власти, утраченного вместе с жизнью? Ведь логичнее было сказать, подобно французскому королю Людовику XV: «После нас хоть потоп».

Еврей, верный Торе, всю жизнь трудится за место в «Олам ха-ба», Мире грядущем. Тот, кто не верит в «загробную жизнь», сталкивается с дилеммой: как примириться с бренностью своего существования? Далеко не все задумываются над этим вопросом. Но те, кого он волнует, обычно приходят к такому выводу: «Пусть я умру, но дело мое будет жить», или: «Посажу баобаб, и он простоит после меня еще тысячу лет», или: «Нет, весь я не умру, душа в заветной лире…». Они думают, что добьются бессмертия, если потомки будут вспоминать их имена. Автор популярного детектива, изобретатель лучшей в мире мышеловки с электронной приманкой и убийца знаменитого солиста поп-группы свято верят, что они навечно вписали свои имена в анналы истории.

Больше всего фараон боялся не смерти, а того, что вместе с ним исчезнет его трон, его слава, дело его жизни. Что память о нем навсегда сотрется из памяти неблагодарных потомков. Новый всемирный потоп вовсе не входил в его планы.

Разуму вопреки

«И простер Аарон руку свою на воды Египта, и вывел жаб, и покрыли они страну Египетскую» (8:2).

Вы когда-нибудь видели мультфильм Уолта Диснея «Ученик волшебника» с мышонком Микки в главной роли? Сюжет там такой. Ученик пришел в дом к волшебнику и увидел там книгу — нечто вроде справочника по заклинаниям. Волшебник куда-то отлучился, но предварительно велел Микки-Маусу вымыть пол, пока его не будет. Ленивый и самоуверенный Микки решил воспользоваться справочником. Найдя нужное заклинание, он привел его в действие и стал с удовольствием наблюдать, как ожившая швабра с тряпкой работает за него. Швабра сама неслась к колодцу, набирала воду в ведра и несла их в дом.

Безделье разморило Микки, и он уснул, а когда проснулся, его глазам предстало кошмарное зрелище. Весь дом залит водой, а заколдованная швабра продолжает, как заведенная, черпать воду. Микки пытается остановить швабру, но безуспешно. Он не знает, как расколдовать ее, и в справочнике, по-видимому, нет нужных сведений.

В отчаянии Микки хватает топор и начинает рубить швабру. Но уже после первого удара возникают сразу две швабры, и они продолжают деловито сновать между домом и колодцем. Вода в доме прибывает еще быстрее. Микки рубит эти две швабры, и на их месте возникают четыре. Главного героя охватывают ярость и отчаяние. Он самозабвенно продолжает рубить и рубить, и швабры делятся, как амебы. Когда фокусник возвращается домой, перед ним предстает целая армия швабр с ведрами в его затопленном доме.

Смешная история и очень поучительная. Вряд ли Дисней читал мидраш к сегодняшнему разделу. Известно, что к евреям он не благоволил и не брал их на работу в свою киностудию. Поэтому сюжетное совпадение с мидрашем можно считать случайным.

Нашествие жаб было второй казнью за отказ фараона отпустить евреев: «И простер Аарон руку свою на воды Египта, и вывел жаб, и покрыли они страну Египетскую». Этот перевод основан на толковании Раши. Однако в оригинальном тексте сказано не «жабы», а «жаба» («цфардеа») — в единственном числе. Получается, что из реки вышла одна жаба. Мидраш поясняет, что это была страшная гигантская жаба. Насмерть перепуганные египтяне стали бить ее палками, и она размножилась от ударов точно так же, как диснеевская швабра.

Но почему египтяне не остановились, когда увидели, что их действия не только не помогают, а, наоборот, приводят к массовому размножению агрессивных земноводных тварей? Надо было не бить этих жаб, и казнь прекратилась бы, не успев начаться.

Пороки не только портят характер человека, но и искажают в его глазах картину реальности. Почему фараон и его подданные не отпускали евреев из Египта? Неужели они не видели, что их страна гибнет? Их ослепляли необузданная гордыня и злоба. Египтяне так разозлились, что им и в голову не пришла простая и здравая мысль: остановиться, отбросить палки и оставить в покое пока еще немногочисленных жаб. Наоборот, чем больше появлялось жаб, тем больше злились египтяне и тем меньше здравого смысла было в их действиях. Не случайно говорят: если Б-г хочет по-настоящему наказать человека, Он лишает его разума.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора