Белое безмолвие

Мир шу­мит на всех час­то­тах. Интер­нет, те­ле­ви­де­ние, прес­са… Один из ком­по­нен­тов пре­сло­ву­то­го «уско­ре­ния жиз­ни» — быс­т­ро­та вы­бро­са ин­фор­ма­ции. Мыс­ли и фи­ло­со­фии, с ко­то­ры­ми мы стал­ки­ва­ем­ся в этой кру­го­вер­ти, всё ап­пе­тит­нее «упа­ко­ва­ны», но ча­ще не­глу­бо­ки. Возь­мём ку­со­чек па­су­ка и по­смот­рим, как от­но­сит­ся То­ра к мол­ча­нию?

По­сле смер­ти стар­ших пле­мян­ни­ков «И ска­зал Мо­ше Ааро­ну: «Это, о чём го­во­рил

Г-сподь, про­из­не­ся — близ­ки­ми ко Мне освя­щусь и пе­ред всем на­ро­дом воз­ве­ли­чусь». И умолк Аарон». Мы не бу­дем рас­смат­ри­вать при­чи­ны ги­бе­ли ве­ро­ят­ных ли­де­ров сле­ду­ю­ще­го по­ко­ле­ния. О ве­ли­чии сож­жён­ных свя­тым ог­нём На­да­ва и Ави­гу го­во­рит уже то, что по­ны­не есть осо­бая за­по­ведь — опла­ки­вать их ги­бель. Отсю­да на­ши муд­ре­цы вы­во­дят, что вся­кий, кто ис­к­рен­не опе­ча­лен смер­тью пра­вед­но­го че­ло­ве­ка, вы­пол­ня­ет важ­ней­шую за­по­ведь и удос­то­ит­ся бла­го­сло­ве­ния.

Рам­бан ви­дит в «умолк», что по­на­ча­лу Аарон ры­дал в го­лос. Но за­тих, услы­шав сло­ва бра­та. Чем же смог Мо­ше уте­шить не­счас­т­но­го от­ца? «Брат, Соз­да­тель по­ве­дал мне, что в день освя­ще­ния Хра­ма Тво­рец воз­ве­ли­чит Своё Имя, за­брав ду­шу то­го, кто к Не­му осо­бен­но бли­зок. Я ду­мал, что это ты или я, но я дваж­ды ошиб­ся. Речь шла о дво­их. И твои де­ти бы­ли пра­вед­нее нас и бли­же к Соз­да­те­лю!»

За­ду­ма­ем­ся — раз­ве это уте­ше­ние? Ведь дол­ж­но стать ещё боль­нее — та­ких сы­но­вей по­те­рял! И пой­мём, в чём бы­ла при­чи­на пла­ча Ааро­на? Он стра­дал, счи­тая, что вмес­те с деть­ми на­ру­шил во­лю Б-га, и за это при­шла ка­ра! Уни­зив Имя Соз­да­те­ля, пре­вра­тив ра­дость в тра­ур… Но, ока­зы­ва­ет­ся, Имя этим освя­ти­лось! Все ви­де­ли, как сы­но­вья внес­ли в Свя­тая Свя­тых за­прет­ный огонь, ни у ко­го не воз­ник­нет со­мне­ний в ис­тин­нос­ти Су­да. Лю­ди пой­мут, на ка­кой сту­пе­ни сто­ят пра­вед­ни­ки, сколь ве­ли­ки тре­бо­ва­ния к ним Б-га! Бу­дут ува­жать и слу­шать­ся. Осоз­на­ют не­об­хо­ди­мость точ­ней­ше­го со­блю­де­ния За­ко­на…

Ра­бей­ну Бе­ха­йя при­во­дит прос­тую при­чи­ну мол­ча­ния: оно есть ка­чес­т­во «аве­ля», скор­бя­ще­го. На­при­мер, на пер­вую тра­пе­зу ему обыч­но при­но­сят что-то круг­лое (яй­цо, че­че­ви­цу…) — в знак то­го, что он за­мкнут в го­ре, «без уст». Но ав­тор «Эмек да­вар» воз­ра­жа­ет: на­обо­рот, мы дол­ж­ны опла­ки­вать ушед­ших, в этом про­яв­ля­ет­ся за­по­ве­дан­ное Б-гом ува­же­ние к Его тво­ре­ни­ям! Ведь че­ло­век соз­дан по об­ра­зу Все­мо­гу­ще­го, и смерть в этом ми­ре — раз­ру­ше­ние час­ти Обра­за.

Одна­ко тут слу­чай осо­бый: скор­бя­ще­му пе­ре­да­но про­ро­чес­т­во — уход На­да­ва и Ави­гу воз­ве­ли­чил Имя не­бес и при­нёс бла­го все­му Изра­и­лю. По­сле смер­ти они ста­нут оби­тать у са­мо­го Пре­сто­ла Сла­вы, для них пе­ре­ход в мир ду­ха — доб­ро.

Ра­ши рас­ска­зы­ва­ет, что Аарон удос­то­ил­ся ве­ли­кой на­гра­ды за свою по­кор­ность Б-жьей Во­ле. За мол­ча­ние! Впер­вые че­рез не­го при­шло по­сла­ние для все­го Изра­и­ля. Преж­де, да­же в тех 13 мес­тах То­ры, где Б-г об­ра­ща­ет­ся к Мо­ше и Ааро­ну, тон­кий ана­лиз тек­с­та по­ка­зы­ва­ет, что про­ро­чес­т­ва удос­та­и­вал­ся Мо­ше, за­тем со­об­щав­ший его бра­ту.

Рав Ши­мон Шваб, один из учи­те­лей по­след­не­го по­ко­ле­ния, ана­ли­зи­ру­ет по­ря­док объяс­не­ний Ра­ши. Ведь мы зна­ем, что каж­дое сло­во это­го муд­ре­ца ос­но­ва­но на тра­ди­ции, иду­щей от са­мо­го Мо­ше! Ра­ши по­че­му-то ме­ня­ет по­ря­док рас­ска­за и сна­ча­ла ин­тер­пре­ти­ру­ет мол­ча­ние Пер­во­свя­щен­ни­ка, а лишь за­тем — что ему по­ве­дал брат. Вы­хо­дит, Аарон за­молк по­сле слов: «Это то, о чём го­во­рил Г-сподь». Не из-за уте­ше­ния, а из бес­ко­неч­но­го по­чте­ния и тре­пе­та пе­ред Соз­да­те­лем! Ведь имен­но без­мол­вие, от­стра­не­ние от соб­ст­вен­но­го на­ме­ре­ния и чув­ст­ва — есть наи­луч­шее со­сто­я­ние, что­бы услы­шать во­лю Абсо­лют­но­го. При­нять её. «Всё, что де­ла­ет Тво­рец, — бла­го!»

Вслед за ком­мен­та­то­ра­ми об­ра­тим вни­ма­ние на не­ко­то­рую не­обыч­ность язы­ка. Сло­во «ва­и­дом» (и за­молк), ред­кое в То­ре, свя­за­но с «до­мем» (не­жи­вая при­ро­да) и бук­валь­но пе­ре­во­дит­ся, как «смолк, ока­ме­нев». За­был при­су­щую че­ло­ве­ку ак­тив­ность. У Про­ро­ков оно встре­ча­ет­ся ча­ще. Так, в кни­ге Эй­ха про­ро­ка Ирми­я­гу, пред­ска­зы­ва­ю­щей раз­ру­ше­ние Пер­во­го Хра­ма, фра­за «си­дит оди­но­ко и без­мол­в­но» опи­сы­ва­ет со­сто­я­ние об­щи­ны Изра­и­ля по­сле раз­ру­ше­ния. Но есть и оп­ти­мис­ти­чес­кие со­от­вет­ст­вия. Ког­да про­ро­ку Эли­я­гу бы­ло яв­ле­но как бы «ма­лень­кое си­най­ское от­кро­ве­ние», по­сле бур­но­го вет­ра и об­ла­ка ему рас­крыл­ся «го­лос тон­кой ти­ши­ны» («коль дма­ма да­ка»). «И в нём — Г-сподь».

Поз­д­нее этим об­ра­зом поль­зу­ют­ся муд­ре­цы Миш­ны, го­во­ря о че­ло­ве­ке, «ко­то­рый уеди­нён­но учит То­ру, — и слы­шит Б-г». Вы­хо­дит, имен­но «го­лос ти­ши­ны» все­го бес­спор­ней со­еди­ня­ет че­ло­ве­ка с Соз­да­те­лем! По­рой, в мо­мен­ты «пи­ко­вые», че­ло­век слов­но ока­ме­не­ва­ет, пре­кра­ща­ет обы­ден­ное дви­же­ние. Если тог­да он спо­со­бен при­нять ре­ше­ние Выс­шей Во­ли, вхо­дит в его судь­бу го­лос тон­кой ти­ши­ны. Ведь так, над при­мол­к­нув­шим ми­ром, нам бы­ла да­на То­ра! Про это вос­клик­нул Мо­ше, ког­да Все­выш­ний явил­ся ему в го­ря­щем кус­те: «Отвер­нусь и по­смот­рю на это чу­до!». Отвер­нусь от внеш­не­го.

Здесь не мес­то про­во­дить срав­не­ния с тех­ни­ка­ми вос­точ­ных ме­ди­та­ций и не­ко­то­рых се­го­дняш­них пси­хо­ло­ги­чес­ких школ. Есть по­до­бия, есть раз­ли­чия. А вот о ро­ли мол­ча­ния в на­шей жиз­ни, о не­об­хо­ди­мос­ти по­рой от­де­лить­ся от шу­ма со­бы­тий и на­стро­е­ний, сто­ит за­ду­мать­ся каж­до­му.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора