
Этими днями Тель-Авив — один из важнейших и наиболее интересных городов Израиля — отмечает свое столетие. Празднества по этому поводу ожидаются грандиозные, поскольку речь идет о первом еврейском городе новейшей истории Эрец Исраэль, городе, построенном на песчаных дюнах Средиземного моря рядом с древним портовым городом Яффо.
Тель-Авив отчасти стал воплощением идеи возрождения еврейского ишува в Яффо, которая возникла у евреев-переселенцев на Землю Обетованную еще в 20-е годы ХIХ столетия.
Все началось с того, что еврей из Турции сеньор Иешиягу Аджиман, поселившись на земле своих предков, решил построить в Яффо «Хан» — постоялый двор с конюшней, где могли бы останавливаться караванщики, следовавшие из Египта в Сирию. Рядом с постоялым двором сеньор Аджиман разместил синагогу. Это обстоятельство послужило поводом к тому, что в 1838 году именно в Яффо стали приезжать евреи из стран Северной Африки.
В 1839 году в Яффо проживали уже 122 еврея — не так уж и мало, поскольку все население города едва достигало 5000 человек. А к середине ХIХ века еврейская община Яффо насчитывала уже 400 человек. Да и население города становилось все более разнородным: там пытались обосноваться христиане из филадельфийской мессианской общины, тамплиеры из Германии и британские миссионеры. Правда, по разным причинам большинство из них в Яффо не прижились, евреи же словно вросли в эту землю.
В 1889 году население разительно преобразившегося Яффо насчитывало уже 17 тысяч человек. Заметно увеличилась к этому времени и городская еврейская община — теперь она достигала 6000 человек.
К 1905 году в 40-тысячном Яффо проживали уже 8000 тысяч евреев. Они-то и выдвинули идею строительства нового города — Тель-Авива. Впервые эта идея была озвучена в июле 1906 года на съезде яффских евреев, которые были недовольны низким уровнем жизни и теснотой своих кварталов. На форуме было решено основать общество под названием «Боней-батим», которое займется продвижением проекта строительства нового просторного жилого квартала вне пределов Яффо. Одним из участников съезда был новый репатриант из США Акива Арье Вайс: его так увлекла идея, что он выразил желание поддержать проект за счет собственного капитала. Стараниями Вайса «Боней-батим» сменило возглавленное им общество «Ахузат-баит», которое решило строить новый одноименный квартал на севере Яффо, на участке, выкупленном у арабского семейства Джибали. Розыгрыш участков состоялся 11 апреля 1909 года в клубе «Ешурун», куда Вайс пригласил 60 еврейских семей, которым предстояло стать первыми жителями нового города. Этот день и считается днем основания Тель-Авива.
В течение года был составлен генеральный план застройки, размечены улицы и стали строиться первые 60 домов. Почти сразу же пробурили артезианскую скважину для снабжения квартала водой. Параллельно заложили фундамент под здание знаменитой впоследствии гимназии «Герцлии», где впервые преподавание всех предметов велось на иврите: финансировать этот проект Акива Вайс уговорил филантропа Яакова Мозера. Вот только руководители «Ахузат-Баит» никак не могли выбрать для нового города название, они даже назначили специальную комиссию, которая перебрала массу вариантов: Новый Яффо, Неве-Яффо, Авива, Ефейфия-Иврия и т. д. Предлагалось даже назвать город Герцлией — в честь Биньямина Зеэва Герцля. В конце концов 21 мая 1910 года большинством голосов было решено принять предложение Менахема Шенкина (одного из активистов сионистского движения, приехавшего в Эрец Исраэль в 1906-м из Белоруссии), и город назвали Тель-Авивом («Весенний курган») — это словосочетание соответствовало переведенному на иврит Нахумом Соколовым названию книги Теодора Герцля «Альтнойланд» («Страна возрождения»). А еще Тель-Авив перекликается с названием упоминаемого в ТАНАХе еврейского поселения в Вавилоне.
К началу Первой мировой войны в Тель-Авиве были проложены еще несколько улиц, число домов увеличилось до 200, а количество жителей — до 2000 человек. Квартал развивался поистине стремительными темпами, но война замедлила этот процесс. К тому же турецкие власти Эрец Исраэль резко ужесточили отношение к евреям. В марте 1917 года поступил приказ всем евреям покинуть Яффо и Тель-Авив. Некоторые даже уехали в Египет или в Сирию. Спустя 9 месяцев с момента изгнания, 17 ноября 1917-го, в Эрец Исраэль на правах победителей вступили британские войска. Евреям было разрешено возвратиться в Тель-Авив, и они на радостях стали расстраивать и развивать квартал, который приобрел уже масштабы небольшого населенного пункта, куда прибывали и прибывали евреи-репатрианты.
1 мая 1921 года арабы Яффо развязали кровавые беспорядки, в которых погибли несколько десятков жителей Тель-Авива, среди них и Йосеф-Хаим Бренер — один из крупнейших писателей, журналистов и публицистов того времени. После того как арабов удалось усмирить, британские власти решили окончательно отделить Тель-Авив от Яффо, присвоив ему статус самостоятельного населенного пункта городского типа — с собственным муниципалитетом и даже силами правопорядка. Жители Тель-Авива возликовали, тем более что в течение года в муниципальные границы города были включены шесть еврейских кварталов Яффо. Таким образом, население города увеличилось до 15 тысяч человек.
1924 год, начало четвертой алии. Основная группа новых репатриантов прибыла из Польши, большинство из них выбрали в качестве места жительства Тель-Авив, население которого за один только год удвоилось. Строительство велось быстрыми темпами, на юге и на севере возникли новые кварталы. Развивался торговый центр города, был разбит рынок Кармель, который существует по сей день, появились новые культурные объекты, в том числе «Габима», Оперный театр и сатирический театр «Кумкум». Еще одно новшество — закладка трехэтажных зданий. А поскольку Тель-Авив с юга и запада подпирали арабские деревни и цитрусовые плантации, то расстраивался он, в основном, вдоль узкой прибрежной полосы в северном направлении. К 1925 году население города насчитывало почти 34 тысячи человек.
В 1933 году в Тель-Авив потянулись представители пятой алии — евреи из Германии и других стран Центральной Европы, которые предпочли поселиться в городе европейского типа — из всех населенных пунктов Эрец Исраэль Тель-Авив наиболее соответствовал этому определению. Годом позже, в 1934-м, Тель-Авив, население которого достигло 120 тысяч человек, приобрел статус города. Европейские евреи не только улучшили демографическую ситуацию в городе, они привезли с собой административный опыт, технические знания и свое имущество. Репатрианты из Европы придали мощный импульс Тель-Авиву, превратив город в финансово-экономический, культурный и политический центр ишува.
В период Второй мировой войны гитлеровские войска планировали нанести удар по Тель-Авиву, стремясь таким образом навредить британцам. 9 сентября 1940 года итальянская авиация (Италия, напомним, была союзницей Третьего рейха) осуществила бомбардировку Тель-Авива. Удар был внезапным и мощным: 112 жителей города погибли, многие десятки получили ранения.
Когда британцы закрыли границы Эрец Исраэль, сюда тайно, всеми правдами и неправдами, преодолевая немыслимые преграды переправлялись тысячи евреев, спасавшихся от нацистских преследований. В этот трудный период Тель-Авив сыграл решающую роль в судьбе многих, которым удалось приплыть на катерах и лодках к побережью города и высадиться, избежав столкновения с британскими солдатами.
В 1948 году, к моменту создания Государства Израиль, Тель-Авив был уже достаточно крупным по местным масштабам городом со стотысячным населением. В процессе Войны за Независимость боевики организаций «Хагана» и «ЭЦЕЛ» захватили Яффо, и оттуда сбежали практически все арабские жители. Кстати говоря, для провозглашения Декларации независимости Давид Бен-Гурион избрал помещение старого Тель-Авивского музея на улице Ротшильда — по той причине, что Иерусалим, который стал столицей только что созданного суверенного еврейского государства, в те майские дни 1948-го переживал блокаду. Там же, в Тель-Авиве, в прежнем здании Оперного театра (по улице Герберта Самуэля, на том самом месте, где сегодня высится «Мигдаль-Опера»), проходили поначалу заседания первого израильского правительства и кнессета.
В начале 1950-х годов в экономическом развитии Тель-Авива начала проявляться любопытная тенденция: городские бизнесы стали перебираться на периферию — главным образом, вследствие дороговизны аренды помещений и сложностей с парковкой. А вот жилищное строительство заметно активизировалось. По статистическим данным, в 1963 году население Тель-Авива насчитывало 395 тысяч человек. Примерно с этого же времени многие жители Тель-Авива стали перебираться в соседние, а то и в более отдаленные населенные пункты. Причина все та же — высокие цены на покупку и аренду квартир и дороговизна жизни в принципе. Процесс этот продолжался более двух десятилетий и достиг апогея в 1988-м: проведенная тогда перепись городского населения дала неожиданно низкие результаты — 317 тысяч жителей. А статус самого многонаселенного города Израиля Тель-Авив уступил Иерусалиму еще раньше, в 1975 году.
Несмотря на все эти перипетии, Тель-Авив был и остается городом, полным жизни и энергии. Это, вне всякого сомнения, деловой, финансовый, культурный, общественный центр Израиля. В Тель-Авиве находится фондовая биржа (хотя территориально здание биржи относится к Рамат-Гану). В Тель-Авиве расположены центральные офисы всех израильских банков. В Тель-Авиве зарабатывают себе на жизнь сотни тысяч жителей Гуш-Дана: в 2007 году количество трудящихся в этом городе достигало 367 тысяч человек, то есть 17 % от общего числа работающих израильтян. А в последнее десятилетие Тель-Авив превратился и в крупнейший на Ближнем Востоке центр развития новых технологий. В Тель-Авиве сконцентрированы средства массовой информации, здесь находятся редакции крупнейших израильских газет (включая «Новости недели»).
Театральная жизнь Тель-Авива весьма активна — в «Габиме», Камерном театре, театрах «Бейт-Лесин» и «Гешер» практически ежевечерне идут постановки. Концертные залы никогда не пустуют, все без исключения сценические площадки востребованы как отечественными, так и зарубежными артистами и музыкантами.
По разным оценкам в Тель-Авиве проживают сегодня около 392 тысяч человек (5,5 % населения Израиля), 92 % из них евреи, 5,4 % — арабы, большинство из них населяют Яффо. Стоимость жизни в Тель-Авиве — самая высокая в Израиле, это также один из самых дорогих городов планеты (по этому показателю Тель-Авив занимал в 2008 году 14-е место в мире).