Сотая весна «весеннего кургана»

Этими днями Тель-Авив — один из важнейших и наиболее интересных городов Израиля — отмечает свое столетие. Празднества по этому поводу ожидаются грандиозные, поскольку речь идет о первом еврейском городе новейшей истории Эрец Исраэль, городе, построенном на песчаных дюнах Средиземного моря рядом с древним портовым городом Яффо.

Тель-Авив от­час­ти стал во­пло­ще­ни­ем идеи воз­рож­де­ния ев­рей­ско­го ишу­ва в Яф­фо, ко­то­рая воз­ник­ла у ев­ре­ев-пе­ре­се­лен­цев на Зем­лю Обе­то­ван­ную еще в 20-е го­ды ХIХ сто­ле­тия.

Все на­ча­лось с то­го, что ев­рей из Тур­ции се­ньор Иеши­я­гу Аджи­ман, по­се­лив­шись на зем­ле сво­их пред­ков, ре­шил по­стро­ить в Яф­фо «Хан» — по­сто­я­лый двор с ко­нюш­ней, где мог­ли бы оста­нав­ли­вать­ся ка­ра­ван­щи­ки, сле­до­вав­шие из Егип­та в Си­рию. Ря­дом с по­сто­я­лым дво­ром се­ньор Аджи­ман раз­мес­тил си­на­го­гу. Это об­сто­я­тель­ст­во по­слу­жи­ло по­во­дом к то­му, что в 1838 го­ду имен­но в Яф­фо ста­ли при­ез­жать ев­реи из стран Се­вер­ной Афри­ки.

В 1839 го­ду в Яф­фо про­жи­ва­ли уже 122 ев­рея — не так уж и ма­ло, по­сколь­ку все на­се­ле­ние го­ро­да ед­ва дос­ти­га­ло 5000 че­ло­век. А к се­ре­ди­не ХIХ ве­ка ев­рей­ская об­щи­на Яф­фо на­счи­ты­ва­ла уже 400 че­ло­век. Да и на­се­ле­ние го­ро­да ста­но­ви­лось все бо­лее раз­но­род­ным: там пы­та­лись об­ос­но­вать­ся хрис­ти­а­не из фи­ла­дель­фий­ской мес­си­ан­ской об­щи­ны, там­п­ли­е­ры из Гер­ма­нии и бри­тан­ские мис­си­о­не­ры. Прав­да, по раз­ным при­чи­нам боль­шин­ст­во из них в Яф­фо не при­жи­лись, ев­реи же слов­но врос­ли в эту зем­лю.

В 1889 го­ду на­се­ле­ние ра­зи­тель­но пре­об­ра­зив­ше­го­ся Яф­фо на­счи­ты­ва­ло уже 17 ты­сяч че­ло­век. За­мет­но уве­ли­чи­лась к это­му вре­ме­ни и го­род­ская ев­рей­ская об­щи­на — те­перь она дос­ти­га­ла 6000 че­ло­век.

К 1905 го­ду в 40-ты­сяч­ном Яф­фо про­жи­ва­ли уже 8000 ты­сяч ев­ре­ев. Они-то и вы­дви­ну­ли идею стро­и­тель­ст­ва но­во­го го­ро­да — Тель-Ави­ва. Впер­вые эта идея бы­ла озву­че­на в июле 1906 го­да на съез­де яф­фских ев­ре­ев, ко­то­рые бы­ли не­до­воль­ны низ­ким уров­нем жиз­ни и тес­но­той сво­их квар­та­лов. На фо­ру­ме бы­ло ре­ше­но ос­но­вать об­щес­т­во под на­зва­ни­ем «Бо­ней-ба­тим», ко­то­рое зай­мет­ся про­дви­же­ни­ем про­ек­та стро­и­тель­ст­ва но­во­го прос­тор­но­го жи­ло­го квар­та­ла вне пре­де­лов Яф­фо. Одним из учас­т­ни­ков съез­да был но­вый ре­пат­ри­ант из США Аки­ва Арье Вайс: его так увлек­ла идея, что он вы­ра­зил же­ла­ние под­дер­жать про­ект за счет соб­ст­вен­но­го ка­пи­та­ла. Ста­ра­ни­я­ми Вай­са «Бо­ней-ба­тим» сме­ни­ло воз­глав­лен­ное им об­щес­т­во «Аху­зат-ба­ит», ко­то­рое ре­ши­ло стро­ить но­вый од­но­имен­ный квар­тал на се­ве­ре Яф­фо, на учас­т­ке, вы­куп­лен­ном у араб­ско­го се­мей­ст­ва Джи­ба­ли. Ро­зыг­рыш учас­т­ков со­сто­ял­ся 11 ап­ре­ля 1909 го­да в клу­бе «Ешу­рун», ку­да Вайс при­гла­сил 60 ев­рей­ских се­мей, ко­то­рым пред­сто­я­ло стать пер­вы­ми жи­те­ля­ми но­во­го го­ро­да. Этот день и счи­та­ет­ся днем ос­но­ва­ния Тель-Ави­ва.

В те­че­ние го­да был со­став­лен ге­не­раль­ный план за­строй­ки, раз­ме­че­ны ули­цы и ста­ли стро­ить­ся пер­вые 60 до­мов. Поч­ти сра­зу же про­бу­ри­ли ар­те­зи­ан­скую сква­жи­ну для снаб­же­ния квар­та­ла во­дой. Па­рал­лель­но за­ло­жи­ли фун­да­мент под зда­ние зна­ме­ни­той впос­лед­ст­вии гим­на­зии «Гер­ц­лии», где впер­вые пре­по­да­ва­ние всех пред­ме­тов ве­лось на ив­ри­те: фи­нан­си­ро­вать этот про­ект Аки­ва Вайс уго­во­рил фи­лан­т­ро­па Яако­ва Мо­зе­ра. Вот толь­ко ру­ко­во­ди­те­ли «Аху­зат-Ба­ит» ни­как не мог­ли вы­брать для но­во­го го­ро­да на­зва­ние, они да­же на­зна­чи­ли спе­ци­аль­ную ко­мис­сию, ко­то­рая пе­ре­бра­ла мас­су ва­ри­ан­тов: Но­вый Яф­фо, Не­ве-Яф­фо, Ави­ва, Ефей­фия-Иврия и т. д. Пред­ла­га­лось да­же на­звать го­род Гер­ц­ли­ей — в честь Би­нья­ми­на Зе­э­ва Гер­ц­ля. В кон­це кон­цов 21 мая 1910 го­да боль­шин­ст­вом го­ло­сов бы­ло ре­ше­но при­нять пред­ло­же­ние Ме­на­хе­ма Шен­ки­на (од­но­го из ак­ти­вис­тов си­о­нист­ско­го дви­же­ния, при­ехав­ше­го в Эрец Исра­эль в 1906-м из Бе­ло­рус­сии), и го­род на­зва­ли Тель-Ави­вом («Ве­сен­ний кур­ган») — это сло­во­со­че­та­ние со­от­вет­ст­во­ва­ло пе­ре­ве­ден­но­му на ив­рит На­ху­мом Со­ко­ло­вым на­зва­нию кни­ги Те­о­до­ра Гер­ц­ля «Аль­т­ной­ланд» («Стра­на воз­рож­де­ния»). А еще Тель-Авив пе­ре­кли­ка­ет­ся с на­зва­ни­ем упо­ми­на­е­мо­го в ТАНАХе ев­рей­ско­го по­се­ле­ния в Ва­ви­ло­не.

К на­ча­лу Пер­вой ми­ро­вой вой­ны в Тель-Ави­ве бы­ли про­ло­же­ны еще не­сколь­ко улиц, чис­ло до­мов уве­ли­чи­лось до 200, а ко­ли­чес­т­во жи­те­лей — до 2000 че­ло­век. Квар­тал раз­ви­вал­ся по­ис­ти­не стре­ми­тель­ны­ми тем­па­ми, но вой­на за­мед­ли­ла этот про­цесс. К то­му же ту­рец­кие влас­ти Эрец Исра­эль рез­ко ужес­то­чи­ли от­но­ше­ние к ев­ре­ям. В мар­те 1917 го­да по­сту­пил при­каз всем ев­ре­ям по­ки­нуть Яф­фо и Тель-Авив. Не­ко­то­рые да­же уеха­ли в Еги­пет или в Си­рию. Спус­тя 9 ме­ся­цев с мо­мен­та из­гна­ния, 17 но­яб­ря 1917-го, в Эрец Исра­эль на пра­вах по­бе­ди­те­лей всту­пи­ли бри­тан­ские вой­ска. Евре­ям бы­ло раз­ре­ше­но воз­вра­тить­ся в Тель-Авив, и они на ра­дос­тях ста­ли рас­стра­и­вать и раз­ви­вать квар­тал, ко­то­рый при­об­рел уже мас­ш­та­бы не­боль­шо­го на­се­лен­но­го пун­к­та, ку­да при­бы­ва­ли и при­бы­ва­ли ев­реи-ре­пат­ри­ан­ты.

1 мая 1921 го­да ара­бы Яф­фо раз­вя­за­ли кро­ва­вые бес­по­ряд­ки, в ко­то­рых по­гиб­ли не­сколь­ко де­сят­ков жи­те­лей Тель-Ави­ва, сре­ди них и Йо­сеф-Ха­им Бре­нер — один из круп­ней­ших пи­са­те­лей, жур­на­лис­тов и пуб­ли­цис­тов то­го вре­ме­ни. По­сле то­го как ара­бов уда­лось усми­рить, бри­тан­ские влас­ти ре­ши­ли окон­ча­тель­но от­де­лить Тель-Авив от Яф­фо, при­сво­ив ему ста­тус са­мо­сто­я­тель­но­го на­се­лен­но­го пун­к­та го­род­ско­го ти­па — с соб­ст­вен­ным му­ни­ци­па­ли­те­том и да­же си­ла­ми пра­во­по­ряд­ка. Жи­те­ли Тель-Ави­ва воз­ли­ко­ва­ли, тем бо­лее что в те­че­ние го­да в му­ни­ци­паль­ные гра­ни­цы го­ро­да бы­ли вклю­че­ны шесть ев­рей­ских квар­та­лов Яф­фо. Та­ким об­ра­зом, на­се­ле­ние го­ро­да уве­ли­чи­лось до 15 ты­сяч че­ло­век.

1924 год, на­ча­ло чет­вер­той алии. Основ­ная груп­па но­вых ре­пат­ри­ан­тов при­бы­ла из Поль­ши, боль­шин­ст­во из них вы­бра­ли в ка­чес­т­ве мес­та жи­тель­ст­ва Тель-Авив, на­се­ле­ние ко­то­ро­го за один толь­ко год удво­и­лось. Стро­и­тель­ст­во ве­лось быс­т­ры­ми тем­па­ми, на юге и на се­ве­ре воз­ник­ли но­вые квар­та­лы. Раз­ви­вал­ся тор­го­вый центр го­ро­да, был раз­бит ры­нок Кар­мель, ко­то­рый су­щес­т­ву­ет по сей день, по­яви­лись но­вые куль­тур­ные объек­ты, в том чис­ле «Га­би­ма», Опер­ный те­атр и са­ти­ри­чес­кий те­атр «Кум­кум». Еще од­но нов­шес­т­во — за­клад­ка трех­этаж­ных зда­ний. А по­сколь­ку Тель-Авив с юга и за­па­да под­пи­ра­ли араб­ские де­рев­ни и цит­ру­со­вые план­та­ции, то рас­стра­и­вал­ся он, в ос­нов­ном, вдоль уз­кой при­бреж­ной по­ло­сы в се­вер­ном на­прав­ле­нии. К 1925 го­ду на­се­ле­ние го­ро­да на­счи­ты­ва­ло поч­ти 34 ты­ся­чи че­ло­век.

В 1933 го­ду в Тель-Авив по­тя­ну­лись пред­ста­ви­те­ли пя­той алии — ев­реи из Гер­ма­нии и дру­гих стран Цен­т­раль­ной Евро­пы, ко­то­рые пред­поч­ли по­се­лить­ся в го­ро­де ев­ро­пей­ско­го ти­па — из всех на­се­лен­ных пун­к­тов Эрец Исра­эль Тель-Авив наи­бо­лее со­от­вет­ст­во­вал это­му опре­де­ле­нию. Го­дом поз­же, в 1934-м, Тель-Авив, на­се­ле­ние ко­то­ро­го дос­тиг­ло 120 ты­сяч че­ло­век, при­об­рел ста­тус го­ро­да. Евро­пей­ские ев­реи не толь­ко улуч­ши­ли де­мо­гра­фи­чес­кую си­ту­а­цию в го­ро­де, они при­вез­ли с со­бой ад­ми­нис­т­ра­тив­ный опыт, тех­ни­чес­кие зна­ния и свое иму­щес­т­во. Ре­пат­ри­ан­ты из Евро­пы при­да­ли мощ­ный им­пульс Тель-Ави­ву, пре­вра­тив го­род в фи­нан­со­во-эко­но­ми­чес­кий, куль­тур­ный и по­ли­ти­чес­кий центр ишу­ва.

В пе­ри­од Вто­рой ми­ро­вой вой­ны гит­ле­ров­ские вой­ска пла­ни­ро­ва­ли на­нес­ти удар по Тель-Ави­ву, стре­мясь та­ким об­ра­зом на­вре­дить бри­тан­цам. 9 сен­тяб­ря 1940 го­да ита­льян­ская ави­а­ция (Ита­лия, на­пом­ним, бы­ла со­юз­ни­цей Тре­тье­го рей­ха) осу­щес­т­ви­ла бом­бар­ди­ров­ку Тель-Ави­ва. Удар был вне­зап­ным и мощ­ным: 112 жи­те­лей го­ро­да по­гиб­ли, мно­гие де­сят­ки по­лу­чи­ли ра­не­ния.

Ког­да бри­тан­цы за­кры­ли гра­ни­цы Эрец Исра­эль, сю­да тай­но, все­ми прав­да­ми и не­прав­да­ми, пре­одо­ле­вая не­мыс­ли­мые пре­гра­ды пе­ре­прав­ля­лись ты­ся­чи ев­ре­ев, спа­сав­ших­ся от на­цист­ских пре­сле­до­ва­ний. В этот труд­ный пе­ри­од Тель-Авив сыг­рал ре­ша­ю­щую роль в судь­бе мно­гих, ко­то­рым уда­лось при­плыть на ка­те­рах и лод­ках к по­бе­ре­жью го­ро­да и вы­са­дить­ся, из­бе­жав стол­к­но­ве­ния с бри­тан­ски­ми сол­да­та­ми.

В 1948 го­ду, к мо­мен­ту соз­да­ния Го­су­дар­ст­ва Изра­иль, Тель-Авив был уже дос­та­точ­но круп­ным по мест­ным мас­ш­та­бам го­ро­дом со сто­ты­сяч­ным на­се­ле­ни­ем. В про­цес­се Вой­ны за Не­за­ви­си­мость бое­ви­ки ор­га­ни­за­ций «Ха­га­на» и «ЭЦЕЛ» за­хва­ти­ли Яф­фо, и от­ту­да сбе­жа­ли прак­ти­чес­ки все араб­ские жи­те­ли. Кста­ти го­во­ря, для про­воз­гла­ше­ния Дек­ла­ра­ции не­за­ви­си­мос­ти Да­вид Бен-Гу­ри­он из­брал по­ме­ще­ние ста­ро­го Тель-Авив­ско­го му­зея на ули­це Рот­шиль­да — по той при­чи­не, что Иеру­са­лим, ко­то­рый стал сто­ли­цей толь­ко что соз­дан­но­го су­ве­рен­но­го ев­рей­ско­го го­су­дар­ст­ва, в те май­ские дни 1948-го пе­ре­жи­вал бло­ка­ду. Там же, в Тель-Ави­ве, в преж­нем зда­нии Опер­но­го те­ат­ра (по ули­це Гер­бер­та Са­му­э­ля, на том са­мом мес­те, где се­го­дня вы­сит­ся «Миг­даль-Опе­ра»), про­хо­ди­ли по­на­ча­лу за­се­да­ния пер­во­го из­ра­иль­с­ко­го пра­ви­тель­ст­ва и кнес­се­та.

В на­ча­ле 1950-х го­дов в эко­но­ми­чес­ком раз­ви­тии Тель-Ави­ва на­ча­ла про­яв­лять­ся лю­бо­пыт­ная тен­ден­ция: го­род­ские биз­не­сы ста­ли пе­ре­би­рать­ся на пе­ри­фе­рию — глав­ным об­ра­зом, вслед­ст­вие до­ро­го­виз­ны арен­ды по­ме­ще­ний и слож­нос­тей с пар­ков­кой. А вот жи­лищ­ное стро­и­тель­ст­во за­мет­но ак­ти­ви­зи­ро­ва­лось. По ста­тис­ти­чес­ким дан­ным, в 1963 го­ду на­се­ле­ние Тель-Ави­ва на­счи­ты­ва­ло 395 ты­сяч че­ло­век. При­мер­но с это­го же вре­ме­ни мно­гие жи­те­ли Тель-Ави­ва ста­ли пе­ре­би­рать­ся в со­сед­ние, а то и в бо­лее от­да­лен­ные на­се­лен­ные пун­к­ты. При­чи­на все та же — вы­со­кие це­ны на по­куп­ку и арен­ду квар­тир и до­ро­го­виз­на жиз­ни в прин­ци­пе. Про­цесс этот про­дол­жал­ся бо­лее двух де­ся­ти­ле­тий и дос­тиг апо­гея в 1988-м: про­ве­ден­ная тог­да пе­ре­пись го­род­ско­го на­се­ле­ния да­ла не­ожи­дан­но низ­кие ре­зуль­та­ты — 317 ты­сяч жи­те­лей. А ста­тус са­мо­го мно­го­на­се­лен­но­го го­ро­да Изра­и­ля Тель-Авив усту­пил Иеру­са­ли­му еще рань­ше, в 1975 го­ду.

Не­смот­ря на все эти пе­ри­пе­тии, Тель-Авив был и оста­ет­ся го­ро­дом, пол­ным жиз­ни и энер­гии. Это, вне вся­ко­го со­мне­ния, де­ло­вой, фи­нан­со­вый, куль­тур­ный, об­щес­т­вен­ный центр Изра­и­ля. В Тель-Ави­ве на­хо­дит­ся фон­до­вая бир­жа (хо­тя тер­ри­то­ри­аль­но зда­ние бир­жи от­но­сит­ся к Ра­мат-Га­ну). В Тель-Ави­ве рас­по­ло­же­ны цен­т­раль­ные офи­сы всех из­ра­иль­с­ких бан­ков. В Тель-Ави­ве за­ра­ба­ты­ва­ют се­бе на жизнь сот­ни ты­сяч жи­те­лей Гуш-Да­на: в 2007 го­ду ко­ли­чес­т­во тру­дя­щих­ся в этом го­ро­де дос­ти­га­ло 367 ты­сяч че­ло­век, то есть 17 % от об­ще­го чис­ла ра­бо­та­ю­щих из­ра­иль­тян. А в по­след­нее де­ся­ти­ле­тие Тель-Авив пре­вра­тил­ся и в круп­ней­ший на Ближ­нем Вос­то­ке центр раз­ви­тия но­вых тех­но­ло­гий. В Тель-Ави­ве скон­цен­т­ри­ро­ва­ны сред­ст­ва мас­со­вой ин­фор­ма­ции, здесь на­хо­дят­ся ре­дак­ции круп­ней­ших из­ра­иль­с­ких га­зет (вклю­чая «Но­вос­ти не­де­ли»).

Те­ат­раль­ная жизнь Тель-Ави­ва весь­ма ак­тив­на — в «Га­би­ме», Ка­мер­ном те­ат­ре, те­ат­рах «Бейт-Ле­син» и «Ге­шер» прак­ти­чес­ки еже­ве­чер­не идут по­ста­нов­ки. Кон­цер­т­ные за­лы ни­ког­да не пус­ту­ют, все без ис­клю­че­ния сце­ни­чес­кие пло­щад­ки вос­тре­бо­ва­ны как оте­чес­т­вен­ны­ми, так и за­ру­беж­ны­ми ар­тис­та­ми и му­зы­кан­та­ми.

По раз­ным оцен­кам в Тель-Ави­ве про­жи­ва­ют се­го­дня око­ло 392 ты­сяч че­ло­век (5,5 % на­се­ле­ния Изра­и­ля), 92 % из них ев­реи, 5,4 % — ара­бы, боль­шин­ст­во из них на­се­ля­ют Яф­фо. Сто­и­мость жиз­ни в Тель-Ави­ве — са­мая вы­со­кая в Изра­и­ле, это так­же один из са­мых до­ро­гих го­ро­дов пла­не­ты (по это­му по­ка­за­те­лю Тель-Авив за­ни­мал в 2008 го­ду 14-е мес­то в ми­ре).

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора