Отношение «союзников» к катастрофе

Продолжение.

Начало в № 828

Будем так называть Англию и Америку — главных западных участников антигитлеровской коалиции. Их отношение к Катастрофе европейского еврейства четко проявилось уже во время конференции в Эвиане в июле 1938 года, когда Гитлер еще не приступил к «окончательному решению» еврейского вопроса, но уже 3 года, как провозгласил расовые Нюрнбергские законы.

Напомню, что на этой конференции американский представитель заявил: «Мы не верим, что евреям что-то угрожает в Германии». Затем в сентябре 1938 года последовало Мюнхенское соглашение, и меньше чем год спустя, в мае 1939, английское правительство публикует «Белую книгу», в которой сообщается, что иммиграция евреев в подмандатную Палестину будет продолжаться еще 5 лет при суммарном числе впускаемых евреев — 75 тысяч. После этого иммиграция евреев в Палестину полностью прекратится. За первые 6 месяцев с начала Второй мировой войны (сентябрь 1939 г.) не было выдано ни одного разрешения на въезд в Палестину.

В мае 1939 года из Гамбурга вышло немецкое судно «Сент-Луис» с 936 евреями, имевшими въездные кубинские визы. Однако кубинские власти отказались впустить их в страну. Судно простояло неделю в одном из портов во Флориде, а затем еще какое-то время в нью-йоркском порту. Несмотря на многочисленные обращения в Госдепартамент и лично к президенту Рузвельту с просьбой принять еврейских беженцев, им было отказано в иммиграции. Более того, береговые власти сообщили на судно, что, если кто-либо попытается вплавь достичь берега, он будет немедленно возвращен на судно. Государственный секретарь Корделл Халл заявил с глубокой убежденностью патриота: «Я дал присягу защищать наш флаг и следовать законам нашей страны, а вы просите меня нарушить эти законы» (Артур Д. Морс «Когда погибли шесть миллионов. Хроника американской апатии». Н-Й, 1967 г.). Увы, это была не просто апатия, но прямое преступление. Ведь точно такими же словами пытались защитить себя нацистские преступники в Нюрнберге в 1946 году. Корабль возвратился в Европу. Когда он приближался к Гамбургу, Бельгия, Голландия, Франция и Англия сжалились над обреченными евреями и предоставили им убежище. Многие из них погибли, когда немцы оккупировали Западную Европу.

В 1940 году англичане потопили судно «Сальвадор» с 300 еврейскими беженцами, пытавшимися попасть в Палестину. Погибли более 200 человек.

В декабре 1941 года из румынского порта Констанца вышло судно «Струма» с 769 еврейскими беженцами, включая 103 детей. Двигатель этого старого судна вскоре вышел из строя. Под парусами оно добралось до Стамбула, где его продержали 70 дней. 23 февраля 1942 г. турецкий буксир вывел судно в Черное море и оставил дрейфовать. На следующий день его торпедировала советская подводная лодка. Спасся один человек — 19 летний Давид Столяр. Он рассказал, спустя годы, что с турецкого берега была видна гибель судна. Только когда турецкой береговой охране стало очевидно, что погибли все, они отправили катер, матросы которого с изумлением обнаружили его на одном из обломков.

Когда к лету 1942 года об «окончательном решении» — умерщвлении посредством отравления синильной кислотой (циклон Б) стало известно немецкому промышленнику из Бреслау Эдуарду Шульте, он, скрытый противник нацизма, отправился поездом в Швейцарию. В Женеве он тайно проинформировал двух человек, имевших контакты с еврейской общиной. Когда это стало известно директору Женевского бюро ВЕК, он не сразу в это поверил. «Мы дискутировали 6 часов, прогуливаясь по берегу Женевского озера, — вспоминал позднее Ригнер. — Даже мы, знавшие многое о преследованиях евреев, спрашивали себя: возможно ли, чтобы убили миллионы людей? Прошло 2 дня, пока мы убедились, что это возможно». Ригнер сообщил об этом раввину Стивену Уайзу, главе Американского Еврейского конгресса (АЕК), и 8 августа 1942 года послал телеграмму вице-консулу США и британскому консулу в Женеве: «Получено тревожное сообщение, что в ставке фюрера обсуждается и готовится план, согласно которому, все евреи в оккупируемых и контролируемых Германией странах в количестве от 3,4 до 4 миллионов после депортации и концентрации на востоке должны быть уничтожены одним ударом, чтобы еврейский вопрос в Европе был решен раз и навсегда… начало акции запланировано на осень» (Гвидо Кнопп «Холокост»). К этому времени умерщвление евреев уже шло полным ходом во всех лагерях смерти.

8 ноября 1942 года, выступая в знаменитой мюнхенской пивной, Гитлер напомнил о своей речи 30 января 1939 года: «Они еще вспомнят о заседании Рейхстага, на котором я объявил, что если еврейство воображает, что сможет осуществить международную мировую войну для искоренения европейских рас, то результатом будет искоренение еврейства в Европе. Они всегда высмеивали меня как пророка. Из тех, кто тогда смеялся, сегодня несчетное количество уже не смеется. Те, кто сейчас еще смеются, через некоторое время тоже не будут больше смеяться» (Гвидо Кнопп «Холокост»).

Месяц спустя, 9 декабря, раввин Уайз встретился с президентом Рузвельтом и умолял, чтобы союзники предотвратили это преступление. Рузвельт сказал, что «евреев спасет наша военная победа». «Понятно, что многое зависит от нашей окончательной победы, — ответил раввин. — Вопрос только в том, господин президент, что многие из несчастных не доживут до ее торжества и не сумеют насладиться ее плодами».

Еще раньше с Рузвельтом встретился Ян Карский, связной «польского правительства в изгнании», побывавший в Варшавском гетто и в лагере смерти в Белжице. Из Польши он отправился в Лондон, его путь лежал через Берлин, Брюссель, Париж, Барселону, Мадрид и Гибралтар. Герой польского и еврейского народов, он передал сначала Черчиллю, а затем и Рузвельту, обращение подпольных еврейских групп из Польши: «Без энергичного вмешательства союзных сил еврейство Польши и других оккупированных стран будет уничтожено. Спасение еврейского населения Европы от тотального уничтожения должно стать целью войны со стороны союзников».

Рассказам Яна Карского об увиденном и пережитом не очень верили. Даже член Верховного суда США Феликс Франкфуртер, организовавший встречу Карского с Рузвельтом, воскликнул: «Я просто не могу этому поверить!».

Сообщения о тотальном уничтожении евреев казались и Черчиллю, и Рузвельту сильно преувеличенными. Поэтому в угоду Сталину московская Декларация 1943 года, предупреждавшая нацистов об ответственности за военные преступления, ни словом не упомянула евреев. А между тем, достоверность рассказа Яна Карского и сообщения Герхарда Ригнера из Швейцарии им были хорошо известны: еще 11 января 1943 года английская спецслужба перехватила донесение штурмбанфюрера Германа Гефле в ставку Гитлера, и Алан Тюринг (автор будущей «машины Тюринга» — элемента теории автоматов) расшифровал его. В донесении сообщалось, что в 4-х лагерях польского генерал-губернаторства Треблинке, Белжице, Собиборе и Люблине умерщвлены 1274166 евреев.

«Я был уверен, что будет большой резонанс, если мне удастся совершить побег из Освенцима и сделать правду широко известной за границей», — писал после войны Рудольф Врба. Он и Ветцлер все-таки бежали 7 апреля 1944 года, и через месяц их «Протоколы Освенцима» стали известны союзникам. Но ничего не случилось, союзники уже знали об этом за год до того. 19 апреля 1943 года, в день, когда началось восстание в Варшавском гетто, на Бермудских островах открылась англо-американская конференция, посвященная проблеме беженцев. Как и конференция в Эвиане 8 июля 1938 года, она после 12 дней пустых разговоров закончилась практически ничем: американцы сохранили квоту в 30 тысяч (и никогда ее не использовали), а англичане ради арабов ничего не изменили в «Белой книге». Таким образом, Англия и Америка несут, по крайней мере, косвенную ответственность за гибель 6 миллионов евреев. 13 декабря 1942 года Геббельс написал в дневнике: «Думаю, и англичане, и американцы счастливы, что мы энергично истребляем евреев».

Британское правительство больше огорчала перспектива притока евреев в Палестину, чем мысль о евреях, посылаемых в газовые камеры (А. Морс «Когда погибли шесть миллионов»). И все же за годы войны из Европы в Палестину добралось 51 судно с 27 тысячами беженцев (Северин Гохберг, музей «Холокост», Вашингтон). Америка за всю войну впустила в страну 21 тысячу евреев, т. е. только 10 % от имевшейся квоты. Рузвельт был «умеренным антисемитом» (Пол Джонсон, «Популярная история евреев»). Однако 90 % американских евреев голосовали за него, и он знал об этом. Группа капитанов американских лайнеров, курсировавших через Атлантику, просила разрешить им на обратном пути домой, когда они шли порожняком, брать беженцев.

Им было отказано (Г. Вайман «Роль и участие США в Катастрофе европейского еврейства 1941 — 1945 гг. Иерусалим, 1984 (ивр.); М. М. Гитик «Где же был Б-г во время Катастрофы?»).

Самым явным показателем безразличия Вашингтона и Лондона к судьбе евреев было их решение не бомбить Освенцим и ведущие к нему железнодорожные пути в тот момент, когда весной 1944 года туда в газовые камеры привозили полмиллиона венгерских евреев. Несмотря на то, что американские бомбардировщики уничтожали цели в том же районе, все призывы остановить убийства путем нанесения бомбовых ударов по объектам (подъездным путям — С. Д.) в Освенциме были отвергнуты. 20 августа 1944 года 127 американских летающих крепостей бомбили промышленную зону Освенцима в 8 км к востоку от газовых камер Биркенау-2. Лагеря обходились стороной в полном соответствии с общей директивой министерства обороны (февраль 1944г.): «Не следует специально привлекать подразделения вооруженных сил для спасения жертв вражеского угнетения, если только такие акции не являются прямым результатом военных операций, проводимых с целью разгрома вражеских сил» (Гвидо Кнопп «Холокост»).

В Освенциме, начиная с лета 1943 года, ежедневно умерщвлялись до 20 тысяч человек. Уничтожение газовых камер и крематориев позволило бы сохранить жизнь сотням тысяч евреев только в этом лагере. Уничтожение подъездных путей ко всем лагерям смерти могло сохранить жизнь миллиону евреев.

В 1942 году рабби Михаэль Дов Вейсмандель обращался из Словакии к еврейским лидерам Турции, Швейцарии и США: «Делайте всё что только возможно! Помните, что из-за вашего бездействия ежедневно гибнут 12 тысяч евреев». После войны в Израиле была издана его книга «Из глубин» (ивр.), где он приводил немецкие остроты: «Самый надежный способ переправить оружие и боеприпасы на фронт — это посадить в вагоны с боеприпасами нескольких евреев и написать на крышах крупными буквами: «Перевозка евреев в концлагерь».

В одном из своих выступлений Эли Визель сказал: «Это было счастьем, что евреи в лагерях не понимали происходящего в окружающем мире. Если бы они знали, что и Рузвельт, и Черчилль, и Де Голль, и все остальные были в курсе (творимого немцами), но не сделали ничего, думаю, евреи бы покончили с собой. Я думаю, они предпочли бы не выжить».

21 января 2005 года Эли Визель, бывший узник Освенцима и Бухенвальда, выступил на 28-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, посвященной

60-й годовщине освобождения Освенцима. Он сказал: «Жертв Катастрофы мучил и убивал не только враг, но и молчание, и равнодушие мира. Жуткая Катастрофа, травмировавшая историю, навсегда изменила человеческое представление об ответственности по отношению к другим людям. И прискорбным ужасающим фактом является то, что, если бы западные государства вмешались в то время, когда Гитлер оккупировал Чехословакию и Австрию, если бы Америка приняла больше беженцев из Европы, если бы Британия допустила бы больше евреев в Палестину, ныне Израиль, их истинную землю, если бы союзники разбомбили железные дороги, ведущие в Биркенау (Освенцим — С. Д.) в то время, когда туда направлялись венгерские евреи, которых убивали по 10 тысяч в день, тогда нашей трагедии можно было бы избежать или хотя бы — и это уже наверняка — сократить ее масштабы».

Погибший в Катастрофе поэт Ицхак Кацнельсон писал: «Народы мира не вмешивались и не протестовали… и не предостерегали убийц даже шепотом. Похоже было, что вожди народов боятся, как бы убийства не прекратились» (А. Морс «Когда погибли шесть миллионов»).

Продолжение следует

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора