Они завидовали мертвым

Любой «йорцайт» — это печаль, слезы, сердечная боль. Но как тогда назвать День памяти пятидесяти тысяч заживо сожженных одесситов в первые дни оккупации города?! В артиллерийские склады в черте города нацисты утрамбовали 25 тысяч одесситов, среди них тысячи детей с матерями. Обильно залив склады бензином и керосином, подожгли их со всех сторон. Столбы бушующего огня поднялись к небу. На сотни метров вокруг стояла испепеляющая жара. Может ли нормальный человек с безграничным воображением представить себе состояние людей в горящих складах? Как представить объятую пламенем мать, обнимающую горящего ребенка? Невозможно представить, невозможно забыть, невозможно простить! Могу вообразить, что обезумевшие в пылающих складах люди завидовали мертвым, завидовали жертвам Бабьего Яра. Какое описание ада может сравниться с заживо сгорающими в одесских складах 23 и 24 октября 1941 года! Опыт массового уничтожения людей в огне и отсутствие реакции окружающих вдохновили извергов, и они в одесском регионе повторили людские костры в дровяных складах порта — 5 тысяч человек, в Дальнике — 19 тысяч, в Богдановке — 5 тысяч. Среди тогда сожженных было 22 тысячи детей. Как назвать «йорцайт» по тем несчастным одесситам?

С того неслыханного в истории кошмара прошло 67 лет, но люди еще не придумали названия этой катастрофе. В нашей многовековой истории случалось немало трагедий. Они запечатлены в книгах, обозначены известными днями скорби, отмечены постами и молитвами, и только величайшая трагедия Холокоста до сих пор не канонизирована. Почему?

Обо всем этом и о много другом я думал на октябрьском митинге Памяти жертв Холокоста Одессы и юга Украины в Бруклинском мемориальном парке. Ведущий митинга и бессменный их организатор Элиэзер Блоштейн предоставлял слово для выступлений бывшим узникам гетто и лагерей смерти. Выступления Анны Кауфман, Брони Криштул, Михаила Колкера, Фиры Стукельман и других вызывали невыразимо тягостное чувство. Их страдания не закончились с освобождением из лагерей и гетто. Их раны не заживают и сегодня.

Воспоминания узников, очевидцев — бесценные свидетельства трагедии — должны стать достоянием человечества на все времена и не могут ограничиться митингами и воспоминаниями. Увы, книг и фильмов об этих людях до обидного мало. Надо торопиться. Холокост не должен повториться! И первое условие, гарантирующее человечество от повторения трагедии, — откровенный, без утайки и стеснения, анализ причин Холокоста и его уроки, какими бы болезненными они ни были.

Между тем, на митинге эту тему обошли. Она — редкий гость на страницах газет, журналов, в передачах радио и телевидения. Мы обязаны передать эстафету памяти.

Зоологическая ненависть, прикрывавшаяся идеологией расовой чистоты, проистекала из обычной низменной зависти. Признаться в зависти и уголовном грабеже гитлеровским идеологам не позволяла гордость лавочников. Им трудно было смириться с мыслью, что евреям они обязаны своей религией, что их настольная книга «Ветхий завет» — плагиат еврейской Торы. Впрочем, и «Новый завет» не их изобретение. Не могли простить тогда и не могут простить нас за вклад в экономику, науку, искусство… О том, что эти идеи и практические дела принесли Европе процветание, было начисто забыто.

Каково нацистскому мещанскому самолюбию стерпеть вклад евреев в фундаментальную науку, осознавать, что процветанию известных университетов способствовали гениальные еврейские математики, физики и ученые других отраслей. Их бесила искренняя любовь и преданность евреев к странам, в которых они были изгоями. Евреи любили и гордились национальными языками стран проживания, их культурой. Немалый вклад они внесли в мировую цивилизацию. Все это вызывало у недругов озлобление. Евреям были чужды враждебная идеология, несправедливость, попрание элементарных прав и свобод, и они нередко находились в откровенной оппозиции к строю, но страну всегда любили и были ей преданы.

Историческая наука, популярные исследования и средства массовой информации мало уделяют внимания анализу уроков Холокоста. Трагедию евреев можно было бы предотвратить, если бы мир не молчал и принял действенные меры защиты.

10 ноября исполняется 70 лет со дня той страшной Хрустальной ночи, которая предшествовала Катастрофе мирового еврейства.

Мир молчал, и Гитлер оценил бездействие мира как поощрение. Мы уже не раз упоминали о постыдных, если не преступных акциях отказа от спасения жертв нацизма, таких, как отказ президента США принять пароход с беженцами, отказ английского правительства разрешить евреям иммиграцию в Палестину, отказ бомбить крематории в лагерях смерти и многие другие упущенные возможности. Этот урок хорошо усвоили лидеры и идеологи современного терроризма. Разве некоторые решения ООН в отношении Израиля не демонстрируют забвение уроков Холокоста, а разве бесноватый президент Ирана получает достойный отпор мирового сообщества?!..

Мы теперь не те, что 70 лет назад. У нас есть еврейское государство, от которого мы вправе ожидать и требовать защиты…

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора