Пусть камни расскажут

21 октября 1943 года были расстреляны гитлеровцами последние евреи в Минском гетто — одном из крупнейших в Европе, в котором находилось более 100 тысяч человек, ставшем полигоном по обработке массовой акции физического уничтожения еврейского населения Белоруссии. Только в этот день здесь были уничтожены 8970 белорусских евреев и 3000 депортированных евреев из стран Западной Европы. Всего же за время оккупации нацисты и их подручные замучили, сожгли живьём и расстреляли на белорусской земле более 800 тысяч евреев, в том числе 200 тысяч детей…

В память об этой страшной трагедии Белорусское Землячество совместно с Объединённой Ассоциацией восточноевропейских евреев, Американской Ассоциацией евреев из бывшего СССР, COJECO, Американского Форума ВКРЕ, Ассоциацией ветеранов Второй мировой войны, Ассоциацией узников гетто и концлагерей, Просветительного центра «Холокост и еврейское сопротивление», Института истории Холокоста и российского еврейства проводят в Нью-Йорке неделю Памяти Катастрофы белорусского еврейства. Она началась с конференции «Mы памяти этой верны», которая состоялась 12 октября в Музее Еврейского Наследия. Её открыл президент Белорусского Землячества профессор Евгений Геллер.

— 65 лет мы несём нашу боль. Пепел невинно расстрелянных близких и родных стучит в наших сердцах. Сегодня, когда в мире наблюдается неонацизм и антисемитизм, усиливается угроза исламского экстремизма и терроризма, необходимо сделать всё, чтобы подобные трагедии никогда и нигде не могли повториться. Нас, свидетелей страшной Катастрофы еврейского народа, становится всё меньше, и наш долг, пока мы ещё живы, не дать забыть о том, что мы пережили.

Слово предоставляется профессору, доктору исторических наук Давиду Мельцеру, который много лет исследует историю Катастрофы — не только трагедию белорусского еврейства в годы Второй мировой войны, но и его героическое сопротивление. Об этом ярко свидетельствует его новая документальная книга, недавно вышедшая из печати, «Жёлтые звёзды на Белой Руси».

— Уже на шестой день войны 28 июня 1941 года, немецкие танковые части генерала Гота вошли в столицу Белоруссии. Подавляющее большинство евреев, дезориентированных и преданных советскими властями, не имели возможности спастись. Сами же руководители партийных и советских организаций во главе с секретарём ЦК КП (б) П. Понаморенко 25 июня тайно и позорно покинули Минск, бросив людей на произвол судьбы. В результате в оккупированном городе оказалось большая часть еврейского населения — 75 тысяч человек. 20 июля повсюду был развешан приказ о создании гетто. Здесь в небольшом районе, занимающем около двух квадратных километров, помимо 75 тысяч минчан, разместили более 25 тысяч евреев из пригородных сёл…

Далее в своём выступлении Давид Мельцер рассказал собравшимся, как гитлеровцы уже с первых дней оккупации приступили к осуществлению плана «окончательного решения еврейского вопроса», изо дня в день устраивали облавы, аресты, расстрелы, в которых принимали активное участие зондеркоманды СС 7А и 7Б. Совершенствуя «технику смерти», нацисты стали широко использовать герметически закрытые автофургоны-душегубки, которые впервые каратели применили в Минске. Уже к весне 1942 года в Минском гетто были уничтожены свыше 50 тысяч человек.

Оккупационные власти хотели поставить евреев на колени. Но массовые злодеяния нацистов и их пособников не могли уничтожить боевой дух евреев, их любовь к свободе, готовность защищать своё человеческое достоинство. С первых дней создания Минского гетто и до его ликвидации узники вели неравную и героическую борьбу с фашистскими оккупантами. Подпольный комитет во главе с Михаилом Гебелевым помогал организовывать побеги из гетто в лес к партизанам. Только к весне 1942 года подполью удалось переправить в соседние леса около 500 человек, а всего до октября 1943 года — 10 тысяч. Из числа беглецов было сформировано или в значительной степени пополнено девять партизанских отрядов и один полк…

— Мне, как бывшему узнику Минского гетто, пережившему в нём четыре из пяти страшных погромов, гибель на моих глазах родителей, родственников и друзей, — сказал в своём выступлении Савелий Каплинский, — особенно дорога память жертв этой трагедии. В Бруклинском мемориальном парке есть камень, на котором высечены имена моих родителей — Беллы и Исаака Каплинских, моего брата Яши, погибших в Минском гетто. Мы не вечны, а эти камни надолго останутся продолжателями нашей трагической памяти…

Своими воспоминаниями поделился бывший узник гетто Юлий Айзенштат, который многое делает для увековечения памяти жертв Холокоста. Несмотря на все преграды, группа еврейских активистов ещё в августе 1946 года поставила памятник в бывшем карьере на улице Ратомской, получившей в народе название «Яма»…

Юлий Айзенштат рассказал также и о том, как при сооружении в Бруклинском мемориальном парке Холокоста на центральном памятнике была допущена грубая оплошность: среди названных стран, в которых евреи стали жертвами Холокоста, отсутствовали Беларусь и Молдова. Только благодаря продолжительной и настойчивой работе большой группы активистов Белорусского Землячества удалось, в конце концов, восстановить историческую справедливость.

Журналист, исследователь истории Холокоста евреев Белоруссии Генрих Рутман своё выступление посвятил жителям Минска, которые, рискуя своей жизнью и жизнью своей семьи, спасли от гибели до 300 человек, в основном еврейских детей. За этот благородный подвиг около 150 минчан удостоены звания Праведников народов мира.

На конференции выступили также со своими воспоминаниями бывшие узники гетто и партизаны Борис Гельфанд и Хоня Эпштейн. Участники конференции ознакомились с экспозициями Музея Еврейского Наследия…

Гарий Горелик, ответственный редактор Информационного бюллетеня Американской Ассоциации евреев из бывшего СССР

Фото автора

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора