«Враждебная группа населения»,

Продолжение.

Начало в № 828

В подавляющем большинстве евреи Европы к этому времени были уже настолько ассимилированы, что считали себя немцами, французами, англичанами и т. д. — Моисеева вероисповедания, а многие уже вообще были нерелигиозными светскими евреями. Часть евреев добровольно, а часть, будучи мобилизованной, воевали в армиях стран проживания. В армии царской России было 500 тысяч евреев, во французской и английской — по 50 тысяч, в армии США — 250 тысяч, в германской армии — 100 тысяч, в австро-венгерской — 300 тысяч, в итальянской — 10 тысяч. Всего в Первой мировой войне участвовали около 1,3 миллиона евреев, из них на стороне стран Антанты порядка 900 тысяч. Евреи составили 3,4 % из общего числа — 34 миллиона всех солдат воюющих армий. «Мы оказались в самом центре катастрофы, — писал Макс Нордау (1856 — 1923). — Рассеянные между всеми государствами мира, мы имели страшную привилегию стать борцами всех станов, в кровавых боях враждующих народов еврей стрелял в еврея, брат закалывал брата. Наши жертвы на алтарь войны чудовищно велики. В ряду народов-мучеников мировой трагедии рок выдвинул нас на первое месте».

Страдания населения всех враждующих стран были ужасны. Уже в самом начале войны, 27 ноября 1914, года российский главнокомандующий великий князь Николай Николаевич разослал начальникам укрепленных районов прифронтовой полосы приказ, в котором евреи именовались «враждебной группой населения». Приказ повлек аресты евреев, заключение их в тюрьмы, массовую депортацию из прифронтовой полосы, которая включала Прибалтику, Польшу, Галицию. Более 400 тысяч евреев были выселены во внутренние губернии России, на сборы давали не более суток. И это при том, что почти в каждой еврейской семье кто-нибудь да воевал в русской армии. Еврейскую молодежь из выселенных семей продолжали призывать в армию. В апреле 1915 года Бунд опубликовал обращение. В нем говорилось, что «поток кровавых пыток и мучений специально излился на еврейское население тех местностей, где происходит война. Под предлогом якобы нелояльности еврейского населения свирепствуют там военные команды и совершают такие жестокости и преступления, которые напоминают самые страшные времена Средневековья. Военные суды, экзекуции, виселицы, погромы, насилия над женщинами и, наконец всеобщее изгнание из мест, где евреи жили веками». «Ожесточение, вызванное войной, нуждалось в жертве, — писал Горький в том же 1915 году, — хитрецы, стремившиеся свалить свою вину на других, указали на евреев как виновников всех наших бедствий». В том же году в защиту евреев был издан литературный сборник «Щит» под редакцией Л. Андреева, М. Горького и Ф. Сологуба. В нем в статье писателя С. Елпатьевского «Выселенцы» читаем: «Привезли старых людей, женщин и мужчин под семьдесят и за семьдесят лет (все более молодые мужчины призваны в армию — С. Д.), малых детей, женщин, девушек и матерей, обнищалых и измученных. Привезли с острыми болезнями, привезли много беременных женщин, больных, заболевших при выселении и в пути. При долгом скитании многие растеряли друг друга… Когда наблюдаешь (этих людей),… невольно задаешь себе вопрос: зачем? Почему? За что?»

Другая свидетельница событий Екатерина Кускова пишет в том же сборнике (статья «Как и чем помочь»): «Иногда ведь действительно кажется, что не сгинули в вечность Средние века, что еще увидим времена инквизиции, что нет цивилизации, нет культуры, а есть только одна стихийная ненависть одной нации к другой, одной человеческой расы к себе подобной…» (Пройдут годы, и мы узнаем, что то, что она видела, было всего лишь слабой прелюдией к тому, что продемонстрировал всему миру Гитлер, воплотив в жизнь ее предвидение.)

Миллион триста тысяч евреев участвовали в Первой мировой войне. Расскажем об одном из них. Это Иосиф Трумпельдор (1880 — 1920). Добровольцем он участвовал в Русско-японской войне 1904 года, проявил исключительное геройство в боях под Порт-Артуром и был награжден четырьмя георгиевскими крестами. Как полный Георгиевский кавалер он был произведен в офицеры — случай уникальный, ибо он не перешел в христианство. Тогда же он потерял левую руку и провел год в японском плену.

В 1912 году он эмигрировал в Палестину, где сблизился со своим ровесником Владимиром Жаботинским (1880 — 1940). Вместе они занимаются активной деятельностью по созданию Еврейского легиона в британских войсках для участия в Первой мировой войне. В 1915 г. был создан «Корпус погонщиков мулов», его возглавил английский полковник Джон Гленн Паттерсон, заявивший: «Ничто не доставит мне большего удовольствия, чем возможность сформировать, обучить и вести в бой еврейское боевое подразделение». Трумпельдор в чине капитана стал его помощником, а после ранения Паттерсона возглавил корпус. Корпус принял участие в тяжелых боях в Галлиаполи (Турция). Хотя в обязанность подразделения входили только доставка на передовую оружия, боеприпасов, продовольствия и вынос с поля боя раненых, фактически все солдаты принимали самое непосредственное участие в боевых действиях. Многие были ранены, включая Трумпельдора, и награждены британскими медалями за отличие.

Этот корпус был первым еврейским воинским подразделением со времен Иудейской войны

65 — 69 годов н. э.

В 1917 г. Трумпельдор возвращается в Россию и обращается к Временному правительству с просьбой сформировать в составе российской армии еврейский легион для участия в войне против Турции на Кавказе. Ничего не добившись, в начале 1918 он возвращается в Палестину и вместе с Владимиром Жаботинским участвует в организации еврейских отрядов самообороны против арабов, атаковавших многие еврейские поселения. 1 марта 1920 года он погиб в числе 8 защитников поселения Тель-Хай в Северной Галилее.

Через неделю 8 марта Жаботинский выступил в Иерусалиме на митинге памяти героев Тель-Хай, позднее написал стихи. Там есть такие строки:

«Укрытый в одинокой могиле

Молча однорукий герой

Несет дозор на границе

нашей земли».

В честь 8 героев Тель-Хай был назван город Кирьят Шмона («Город восьмерых»).

В 1925 году Владимир Жаботинский организовал молодежное движение «Бейтар», охватившее в последующие десятилетия еврейскую молодежь всех стран Восточной Европы. Бейтар — это аббревиатура слов «Брит Йосиф Трумпельдор» — «Союз Иосифа Трумпельдора». В Польше вплоть до начала Второй мировой войны его возглавлял Менахем Бегин.

Периоды и эпохи в нашей истории не совпадают с границами веков и тысячелетий. Согласимся, что Первая мировая война ознаменовала собой конец периода тяжелейшей истории еврейского народа, предшествовавшего Холокосту — попытке «окончательного решения еврейского вопроса» в ХХ веке. К моменту окончания Первой мировой войны мы пережили 19 веков галута. Как нам удалось сохраниться? Тема эта требует специального рассмотрения. Говоря коротко, мы были и остаемся законопослушными гражданами стран проживания, сохраняя при этом верность Торе. Внося свой вклад в экономику, оборону, науку, культуру и искусство стран, в которых мы живем, мы остаемся евреями и сохраняем евреями наших детей (ну а те из нас, кто порвали связь со своими отцами и дедами, отказались от их веры, уходят из еврейства в 2 — 3 поколения). Преемственность поколений спасла нас. Вот что написал о нас в 1919 году Максим Горький: «… С детских лет меня подкупил маленький еврейский народ, подкупил своей стойкостью в борьбе за жизнь, своей неугасимой верой в торжество правды — верой, без которой нет человека, а только двуногое животное. Да, евреи подкупили меня своей умной любовью к детям, к работе. И я сердечно люблю этот крепкий народ. Его все гнали и гонят, все били и бьют, а он живет и живет, украшая прекрасной кровью своей этот мир, враждебный ему».

Продолжение следует

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора