
Первая после весенних каникул неделя работы израильских законодателей сулила весьма интересные события. К 12 уже имеющимся парламентским фракциям, как ожидалось, с начала летней сессии присоединится еще одна — фракция партии «Социальная справедливость».
Новая фракция объявилась пару недель назад совершенно неожиданно, без парламентских выборов, без затяжных и громких конфликтов, которые обычно предшествуют партийным расколам, без информационных войн и судебных разборок…
Тем не менее, именно формальный раскол и породил свежее парламентское новообразование. Раскололась на две части Партия пенсионеров. Трое ее представителей — Моше Шарони, Эльханан Глезер и Сара Мером-Шалев — оставили «возрастных» товарищей и влились в партию «Социальная справедливость» («Цедек хеврати»), созданную год назад Аркадием Гайдамаком. Подробностям этого вливания местная пресса посвятила в последнее время немало ехидных строк. Назывались даже шестизначные суммы, которые якобы были обещаны перебежчикам.
Тройка пенсионеров дружно отрицала материальную заинтересованность, замечая, что переходит в новую партию не ради денег, а ради интереса. Им-де пообещали продление парламентской карьеры еще, по меньшей мере, на 4 года. Что ж, соглашались эксперты, похоже на истину. У партии «Гиль», судя по опросам, нет ни малейшего шанса преодолеть барьер будущих выборов, а у партии Гайдамака такой шанс есть. Как минимум 3 мандата опросы сулят ей уже сейчас. Как раз на троих гайдамаковцев хватит.
Эти доводы не кажутся убедительными блюстителям парламентской нравственности, испытывающим большие подозрения по поводу истинных мотивов перебежчиков, а также тех, кто принимает их в свои ряды. Судя по всему, такие же подозрения терзали тех депутатов, которые должны были дать официальное «добро» парламентскому новообразованию. Не дали. Как сообщили мне в пресс-службе нашего законодательного собрания, бывшим «пенсионерам» придется подождать. Рассмотрение их просьбы о создании новой фракции отложено.
Интересно, что руководитель будущей фракции Моше Шарони неожиданно сам отозвал заявление. «Для небольшой технической доработки, — пояснили мне в штабе «Социальной справедливости». — В ближайшее время наша фракция будет официально зарегистрирована. В этом нет ни малейшего сомнения!»
Более того, пояснил тот же источник, к осени в партии ждут нового пополнения. Число действующих парламентариев возрастет до 7-8 депутатов. Это значит, что «Социальная справедливость» в самое ближайшее время станет не просто парламентской партией, но серьезной политической силой. Мой собеседник не стал делать секрета и из других стратегических партийных планов. «Рассматривается возможность участия наших представителей в правительстве. Не исключается получение партией одного-двух министерских портфелей. На такой портфель может рассчитывать не только Аркадий Гайдамак, но и наши депутаты, в том числе и те, кто пока обдумывают сделанное им предложение». Последние слова свидетельствуют о том, что поиски пополнения в кнессете новая партия ведет с пугающей наблюдателей активностью.
Неожиданно возникшая политическая сила обрастает не только парламентскими, но и муниципальными структурами. По остроумному замечанию одного из экспертов, в комплектовании партии используются навыки, приобретенные основателем «Социальной справедливости» в качестве владельца футбольного клуба. Депутата в линию нападения ищут в одной команде, сиречь фракции, защитника — в другой. А поскольку далеко не все кнессетовские «футболисты» сохранят место в своих нынешних клубах, уговорить их перейти под новые спортивные знамена ничего не стоит.
Впрочем, последнее замечание не вполне точно. Допускаю, что о прямых «наградных» за переход речь действительно не идет, но обещанный мандат дороже возможного гонорара. Да и «Социальной справедливости» от такого приобретения — прямой навар. Действующий депутат принесет ей с собой законное финансирование, а это более миллиона в месяц. Иначе молодую партию на ноги не поставишь. Для этого мало быть Гайдамаком. К его широким плечам требуется еще одно плечо.
Им может стать и кто-то из наших парламентариев. Несколько имен уже называлось израильской прессой. На этой неделе появилось еще одно: Марина Солодкина. Дескать, и с ней Аркадий Гайдамак ведет переговоры о переходе в «Социальную справедливость». А почему нет? В правящей партии у «поперечной» Марины перспектив никаких; с «Нашим домом», по слухам, отношения у нее тоже сложные… При таком раскладе любое стоящее предложение будет ко двору. Только вот стоит ли принимать именно это предложение?
А никто и ничего, оказывается, не предлагает. Об этом прямо сказала сама Марина. Встреча с Гайдамаком у нее действительно была — глава «Социальной справедливости» сам попросил о ней, и отказываться Марина не стала. Участвовали во встрече, и ближайшие помощницы депутата, и сотрудники олигарха. Подробности разговора Марина не сообщила, хотя из того, что рассказала, можно понять, какое именно предложение сделал ей гость.
Собеседница ответила ему так: «Я остаюсь в своей нынешней фракции до конца каденции, а там будет видно». А еще она рассказала, что в свою очередь сделала гостям ряд предложений по поводу формирования муниципальных списков и оказания помощи нуждающимся репатриантам: «Большого интереса к своим предложениям я не заметила, — добавила депутат. — Не вполне ясны и общие основы, принципы, на которых будет строиться новая партия. Пока это все слова, намерения»…
Верно, пока все выглядит именно так. Пока.
Марк Мирский,
«Новости недели»