Говорящий рот, или «птичку жалко»

Недельная глава «Мецора» обычно выпадает на один из шаббатов перед Песах. Но содержание этой главы и внутреннее наполнение праздника Песах — это соединение несоединяемого. Основная тема недельной главы «Мецора» — потенциально разрушающий эффект человеческой речи — катастрофическое последствие «лашон аРа», языка зла. При этом смысл праздника Песах состоит как раз в противоположном явлении. Махараль обращает наше внимание на то, что само слово «Песах» можно прочесть как Пей Сах — «говорящий рот», то есть на каком-то уровне Песах — это праздник человеческой речи.

Чтобы понять, почему речь так важна, нам нужно будет вернуться в самое начало. Всевышний использовал речь для того, чтобы творить мир, что, понятное дело, имеет отношение к любому проявлению речи. В процессе самого творения появились четыре уровня создания: неживая природа (минералы), растительный мир, животный мир и человек. Важно отметить, что в этой системе классификации человек называется «медабер» — говорящий. То есть основное отличие человека от всех других уровней заключается не в том, что человек это homo sapiens — человек разумный, а в том, что человек способен говорить.

Рав П. Винстон говорит о том, что на каждом этапе человеческой истории центральное и ключевое значения речи и слова акцентируются так, что пропустить такие намёки тяжело, даже если очень захотеть. Ноах, играющий роль первого человека, чтобы спастись от потопа, должен был зайти в ковчег. Но само слово «ковчег» — тева — на иврите означает ещё и «слово». Для того, чтобы исправить ошибки поколения потопа, Ноах должен был заново овладеть уровнем человеческой речи.

Брит-мила — первая заповедь, данная Аврааму, в прямом переводе означает союз слова. Следующий ключевой момент Торы — порабощение в Египте — осуществляется с помощью Фараона. Фараон (на иврите Паро) можно прочесть как «Пей Ра» — «злой рот». Стоит ли удивляться тому, что избавление от египетской армии во главе с Фараоном происходит, ну кто бы сомневался, в месте, которое называется «Пи аХирот» — «рот свободы».

Но и этого количества упоминаний о том, как важна человеческая речь, недостаточно. Большая часть недельной главы «Мецора» говорит о том, что же делать, если человек все-таки пошёл на поводу «ецер аРа» (злого начала) и использовал силу человеческой речи для разрушения. Одна из составляющих частей процедуры по устранению разрушительных последствий «лашон аРа» — «языка зла» — это две живые птицы.

Раши говорит, что причина, по которой в качестве корбана в этом случае используется птица, состоит в том, что птица поёт, не задумываясь, о чём, когда и кому она поёт. В случае же человеческой речи такое бездумное пение недопустимо. Допустим, это объясняет, зачем в качестве корбана нужна именно птица. «Сфат Эмет» задаёт вопрос: а зачем две птицы? Одна птица режется коэном, и это может послужить оправданием за неправильное использование человеческой речи. Но зачем нужна вторая птица?

На это вопрос отвечает книга «Зогар». Одна птица нужна, чтобы исправить «лашон аРа» — злоязычие, те слова, которые вообще нельзя произносить; а вторая птица нужна, чтобы исправить те ситуации, когда, вместо добрых слов, человек молчал.

В наше время все больше людей понимают, как важно следовать законам «лашон аРа». Но этого мало. Один из основных принципов выполнения законов Торы — это «сур миРа в’асе Тов»: уйди oт плохого и делай хорошее. Мало молчать и не говорить плохо в тех ситуациях, когда нужно молчать, нужно ещё и говорить хорошо в тех случаях, когда есть такая возможность — это наша обязанность.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Илья Гладштейн

Торонто, Канада
Все публикации этого автора